Пластичная смазка для спуска судов со стапелей

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ПЛАСТИЧНАЯ СМАЗКА ДЛЯ СПУСКА СУДОВ СО СТАПЕЛЕЙ, содержащая петролатум, церезин, парафин и канифоль, отличающаяся .тем, что, с целью повышения адгезии к дереву и прочности смазочного слоя, смазка дополнительно содержит окисленный полиэтиленовый воск или буроугольный воск при следующем соотношении компоHeHTOBj мас.%: Пе тропа тум -5-43 Церезин 10-4О Парафин10-74 Канифоль1-1О Окисленный полиэтиленовый воск или буроугольный воск1-10 (Л с

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (19) (11) .

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3403970/23-04 (22} 1 1.03.82 (46) 07,07.83. Бюп. М 25

1-10

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

flO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (72) И. К. Новиков, М. И. Смертенко, Ю, Л. Ишук, Г. Н. Василенко, Н. И. Ку» риленко, В. В, Симашко и И..В. Лендьел (53) 621.892 (088,8) (56) 1. Синицын В. В.. Подбор и применение пластичных смазок. М., Химия, 1969, с, 127, 2. Левин М, В. Справочник по матери алам, применяемым в судостроении. Судпромгиз, 1949, т, 5, с. 38-39.

3. Синицын В. В. Подбор и применение пластичных смазок, М., "Химия, 1969, с. 128 (прототип).

З(Ю C 10 М 5108:С 10 M 5/10 (54)(57) ПЛАСТИЧНАЯ СМАЗКА ДЛЯ

СПУСКА СУДОВ СО СТАПЕЛЕЙ, содержашая петролатум, церезин, парафин и канифоль, отличающаяся,тем, что, с целью повышения адгезии к дере ау и прочности смазочного слоя, смазка дополнительно содержит окисленный полиэтиленовый воск или буроугольный воск при следукшем соотношении компонентов, мас.%:

Пе тропа тум 5-43

Березин 10-40

Парафин 10-74

Канифоль 1-10

Окисленный полиэтиленовый воск или буроугольный воск

2 2

Наиболее близким по составу к предлвгаемсй является власевчяая смааяв и для спуска судов со стапелей, имеющая следующий состав, мас.%:

Парафин 25-85

Березин 5-25

Петропатум 5-25

Канифоль 5-25

Однако известная смазка обладает недостаточной прочностью и .адгеэией к дереву и не обеспечивает надежность спуска на воду судов в различных климатических условиях, так как размягчается при высоких температурах окружающей среди

О (температура плавления смазки 56 С).

Белью изобретения является создание смазки, обладающей повышенной прочностью и адгезией к дереву и одновременно обеспечивающей низкий коэффициент тренк яе

Поставленная цель достигается тем, что пластичная смазка для спуска судов со стапелей, содержащая патролатум, церезин, парафин и канифоль, дополнительно содержит окисленный полиэтиленовый воск или буроугольный воск, при этом содержание указанных компонентов находится в следующем соотношении компонентов, мас.%:

Петропатум 5-43

Березин 10-40

Парафин 10-7 4

Канифоль 1-10

Окиспенный попиэ тиленовый воск или буроугййпьный воск 1-10

Для приготовления смазки рекомендует ся использовать церезин нефтяной неочи щенный, парафин твердый марки Т, петролатум марки ПС, а в качестве окисленного полиэтиленового воска - продукт окисления полиэтиленового воска ПВ0-30, который является отходом производства попиэ тилена.

Предлагаемую смазку готовят по известной технологии дпя углеводородных . смаз оке

Для испытаййая приготовлены следующие рецептуры предлагаемых и известных смазок, состав которых приведен в табл. 1.

Результаты испытаний смаэок 1-10 приведены в табл. 2.

Результаты определения коэффициента статического трения приведены в табл. 3.

Как видно из табл. 3, представленные на испытания образцы антифрикционных смаэок 1 и 6 по основным показателям

1 102719

Изобретение относится к антифрикни, онным пластичным смазкам, предназначенным для спуска судов на воду с наклонных стапелей, работоспособным в интервале температур окружающей среды от -10 до +35ОС.

В конечной стадии постройки судно пересаживается со- строительных опор на полозья, соприкасающиеся,с наклонными дорожками, по которым оно под действи- 1О ем can тяжести перемешается в воду.

Зля уменьшения трения на дорожки на носится слой смазки. Смазка дпя спуска судов должна выдерживать высокую на грузку, иметь высокую адгеэию к дереву и одновременно низкий коэффициент трения как покоя, так и движения.

Известны стапельные смазки (так называемые спусковые насадки ),которые готовят непосредственно на судостроительных предприятиях беэ единой технологии и рецептуры.,йля спуска судов применяют минеральные, комбинированные и мыльные смазки, Минеральные смазки прнготов» ляют из продуктов переработки нефти.

Комбинированные стапельные смазки состоят из продуктов переработки нефти с добавкой технических жиров и продуктов лесотехнической промышленности. В со. став мыльных смазок входят мьща жир- ных кислот, например ядровое мыло, а также парафин, резинат кальция и льня-.

t ное масло.

При применении перечисленных смаэок их наносят на дорожку в несколько слоев.

Нижний спой, прилипающий к дереву, по35 крывает неровности стапеля и выдерживает давление. Он должен противостоять выдавливанию смазки иэ-под полозьев.

Переходный слой также обладает повы40 щенной твердостью и обеспечивает связь с в ерхним слоем. Верхний слой - слой скольжения, является наиболее подвижным и обеспечивает должную величину коэффициента трения (1- 1

Недостатками применяемых стапель45 ных смазок являются их многослойность, хрупкость слоев и невысокая адгеэия к дереву.

Известна также пластичная смазка f23 дпя спуска судов со стапелей со следующим содержанием компонентов, мас.%:

Парафин 50-65

Вазелин 35-50

Однако укаэанная смазка не может обеспечить надежность спуска на воду крупнотоннажных судов, так как также обладает недостаточной прочностью и низ. кой адгезией к дереву.

3 1027 удовлетворяют требованиям технического задания.

Таким образом, предлагаемая смазка

;.превосходит известные по показателям прочности и адгезии к дереву. Кроме того она обладает высокой температурой каплепадения, что обусловливает ее, использование в качестве смазки для спуска

;Та блица 1

5 23 43 9 24 30 38 20 20

Петролатум 30

11ерезин нефтяной

24 10 30 40 10 30 25 40 40 20

40 74 40 10 70 40 40 11 40 50

Парафин

Канифоль

3 1 2 6 1 . 3 3 10 - 10

Окисле нный полиэ тиленовый воск

3 10

Буроугольный воск

Табл ица 2

Темпера тура каплепадения, С 79 76 77 75 78 5 74 78 78 65

Глубина проникания иглы, мм/10

14 13 13 . 19 75 25 12

24 27 5 17 5 14 12

15 18 14 15 12 12

Коэффициент трения

0 18 0 14 Оэ16 0 19 0 19 0 16 0 17 0 16,- 0Р9

Предел прочности на сжатие, кгс/см 22 5 38 22 5 18

Предел проч/ ности на разрыв, кгс/см2 2 1 1,85 1,6 2,0

192 4 на воду судов всех типов и назначений в весенне-аетнее время. Благодаря тому, .

I что предлагаемая смазка обладает хоро шими эксплуатационными свойствами, а также обеспечивает уменьшение коэффициента трения, она найдет широкое применение при спуске на воду крупнотоннаж ных судов.

1027192

0,08

0,036

0,033 0,03

0,036

0,087

0,028 0,024

0,025 0,028

0,03.6

Составитель E. Пономарева

Редактор Н. Рогулич Техред Т.Фанта Корректор Г, Решетник

Заказ 4669/27 Тираж 503 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета С(СР по делам изобретений и открытий .

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д..4/5

Филиал ППП Патент", r. Ужгород, ул. Проектная., 4

0,023

0,045

0,023

0,036