Устройство для спуска и подъема бурильной колонны

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

1. УСТРОЙСТВО ДЛЯ СПУСКА И ПОДЪЕМА БУРИЛЬНОЙ КОЛОННЫ, содержащее соециненную с эпектроприволом буровую лебедку с тросом, один конец которого через талевый блок жестко закреплбн с основанием буровой, центратор , расположенный на одной оси с талевым блоком, автоматический элебатор, соединбнйый посредством кабель-каната с барабаном механизма передачи перёмешения талевого блока, механически соединенного с датчике скорости движения талевого блока, датчик веса, размещенный на неподвижнее конце троса буровой лебедки, клиньевой захват, датчики положения клиньев, сигнализатор замков и механический тормоз, соединенный с буровой лебедкой, отличающее с я тем, что, с целью повышения точности работы устройства, в него ведены датчик положения талевого блока, цифроаналоговые и аналого-цифровые преобразователи , блок формирования оптимальной скорости движения талевого блока, блок формирования режима торможения пебедкй в пульт згправлешя, выхош которого соединены с первым в входами блока формирования оптимальной скорости движения талевого блока, третий вход которохч) объединен с входом блока форлировавия рвттла торможения лебедки вподключев к выходу датчика поЛоженвя талевого , входной вал ко торого соединен с барабаном механизма передачи перемещения талевого блока, который подкточен к второму входу блока фо1 лвроваиия режима торможения пебеДки, датчик скорости движения тапевого блока и датчик веса соединены с первым и вто-g рым входами первого ввалсяч аифрового СП преобразователя, первый выход которого соедивен с четвертым входом блока фо| мированвя оптимальной скорости движения талевого блока в с третьим входом блока формирования режвма торможевия лебедки, а второй выход - с пятым входс«1 блока формвр жанвя оптвмальвЫ) скорости движения талевого блока в четверО тым входом блока формвроваввя режима ю торложенвя лебедки, первый выход которого через первый авфро-аналоговый пресо образователь соедввен с механическим то1 4озом, а второй выход - с клиньевым Pi захватом, выходы датчиков положенвя клввьев подключены к пятому входу блока формвроваввя режима торможевия лебедки, третвй выход которого соединев с шеотым вхоаом блока формвровавия оптвмальвой (жороств дввжеввя талевого блока , первый еыхоа которсп о через второй цвфро-авалогсжый преобразователь подключав к первому входу электропривода, выходы которого через второй аналогоци вой преобразователь соединены с

„„SU„„1027376 А

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК

)gg Е 21 В 44 ОО; Е 21 В 19/00

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕ

К АБТОРСХОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21 ) 3344543/22-03 (22) 30.09. 81

{46) 07.07.83. Бюл. % 25 (72) В.В.Жиликов, А.И,Коган, С.B.Колодвзев, Б.И.Мопохейн н Б,М. Пар= фенов (71) Всесоюзный научно-исслецоватвльс» кий и проектно-конструкторский институт по автоматизированному электроприводу в промышленности, сельском хозяйстве и на транспорте (53) 622.242 (088.8)

{56) 1. Патент США ¹ 4187546, кл. 364-565, опублик. 1980.

2. Авторское свидетельство СССР № 574517, кл. Е 21 В 19/00, 1973

{ прототип) .

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

{54)(57) 1. УСТРОЙСТВО ДЛЯ СПУСКА И ПОДЪЕМА БУРИЛЬНОЙ КОЛОННЫ, содержащее соединенную с электроприводом буровую лебедку с тросом, один конец которого через талевый блок жестко закреплен с основанием буровой, центратор, расположенный на одной оси с талевым блоком, автоматический элеватор, соединенный посредством кабель-каната с барабаном механизма перецачи перемещения талевого блока, механически соединенного с датчиком скорости движения талевого блока, датчик веса, размещенный на неподвижном коние троса буровой лебедки, клиньевой захват, датчики положения клиньев, сигнализатор замков и механический тормоз, соединенный с буровой лебедкой, о т л н ч а ю щ е ес я тем, что, с целью повышения точности работы устройства, в него введены датчик положения талевого блока, цифроаналоговые н аналого-цифровые преобразователи, блок формирования оптимальной скорости движения талевого блока, блок формирования режима торможения лебедки и дулы управлетптя, выходы которого соединены с первым и вторым вхойами блока формирования оптимальной скорости движения талввого блока, третий вход которого объединен с первым входом бло ка формирования режима торможения лебедки и подключен к выходу датчика положения талевого блока, вхоцной вал которого соединен с барабаном механизма передачи перемещения талевого блока, который подключен к второму входу блока формирования режима торможения лебедки, датчик скорости движения талевого блока и датчик веса соецинены с первым и вто-с рым входами первого аналого-цифрового преобразователя, первый выход которого соединен с четвертым входом блока формирования оптимальной скорости движе- С ния талевого блока и с третьим вхоцом блока формирования режима торможения . лебедки, а второй выхоц - с пятым вхо дом блока формирования оптимальной скорости движения талевого блока и четвертым входом блока формирования режима торможения лебедки, первый выход кото- © рого через первый цифро-аналоговый пре- 3 образователь соединен с механическим С4 тормозом, а второй выход - с клиньевым к захватом, выходы датчиков положения (, ф клиньев жщключвны к пятому вхоцу блока формирования режима торможения лебедки третий выход которОго соецинвн с шеотым входом блока формирования опти- Ф манькой исорости движения тапэвого блока, первый выход которого через второй пифро-аналоговый преобразователь подключен к первому входу электропривоца, выходы которого через второй аналогоцифровой преобразователь соединены с

1027376 шестым и седьмым входами бнока формирования режима торможения пебедки, восьмой и девятый входы которого соединены с первым и вторым выходами пупьта управпения, десятый и одиннадцатый входы соответственно - с вторым и третьим выходами бпока формирования оптимальной скорости движения тапевого бпока, выход сигнапиэатора замков подкпючеи к двенадпатому входу блока формирования режима торможения лебедки седьмому входу бпока формирования оптимапьиой скорости движения тапевого

6 пока.

2, Устройство но и. 1, о.т п и ч ав щ e e с я тем, что бпок формирования оптимальной скорости движения тапеиого бпока содержит блок задания оп тимапьной скорости спуска, бпок задания .оптиманьной скорости подъема и блок коымутации, первые входы бпока задания оптимаиьиой скорости спуска и блока задания оптимапъной скорости подъема авпязотся соответственно первым и вторым входами бдока, вторые, третьи и четвертые входы бпока задания оптимапьиой ско юсти спуска и блока задания оптимапьной скорости подъема соответственно объеди вны между собой и являются третьим, четвертым и пятым входами бпока, выходы бпока задания оптимапьной скорости спуска и блока задания оптимапьной скорости подъема соединены со ответственно с первым и вторым входа» ми блока коммутанин и яваяются вторым и третьим выходами бпока, третий . вход. бпока коммутании явпяется шестым входом бпока, пятый вход блока задания оптима ньиой скорости подъема явпяется седьмым входом блока, выход блока коммутации явпяется первым вык одом бп ока.

Изобретение относится к устройствам регупироваиия и может найти применение в устройствах управпения спускоподъемиыми операциями на буровых установках с дискретной схемой спуска- 5 подъема бурового инструмента.

Известна система унравпения скоростью спуска и подъема бурового инструмента, содержащая пебедку для подъема и спуска колонны труб, подъемный двигатель, 10

3. Устройство по п. 1, о т п и ч а ю щ е е с я тим, что блок формирования режима торможения пебедки выпопнен на эпектронных .кпючах, блоке формирования сигнала рассогласования, блоке задания момента торможения и бпоке задания уставки момента, первые входы бпока задания момента торможения и бпока задания уставки .момента объединены и являются первым входом блока„ вторые входы блоке задания уставки мояента и блока задания момента торможения являются соответственно вторым и третьим входами бпока, третий вход блока задания момента торможения объединен с первым входом бпока формирования сигнапа рассогпасования и явпяется четвертым входом бпока, третий, четвертый и пятый входы бпока задания уставки момента являются соответственно пятым, шестым и седьмым входами блока, четвертый и пятый входы блока задания момента торможения объединены соответственно с первыми входами первого и второго электронных кпючей и являются восьмым и девятым входами бпока, вт рые входы эпектронных кнючей являются соответственно десятым и одиннадцатым входами блока, выходы электронных кпючей соединены с вторым и третьим входами блока формирования сигнапа рассогласования, выход которого соединен с шестым входом бпока задания уставки момента и шестым входом бпока задания момента торможения и является двенад цатым входом блока, а выход бнока задания момента торможения соединен с седьмым входом блока задания уставки момента, выходы которого соответственно являются первым и вторым выходами блока. тормоз дн спуска, тапевый бпок с we ватором, датчик скорости движения тапевого бпока, датчик положения тапевого блоке, датчик веса копонны труб (1), Известная система управпения предназначена дня управления скоростью спуска и подъема бурипьной колонны, состоящей иэ свечей одинаковой дпииы, и поэтому не обеспечивает поддержание оптимапьной скорости подъема свечей з 10273 апя бурильной колонны, состоящей из отличающихся по длине свечей, что характерно дпя отечественных условий.

При этом система управпения использует программное задание от вычислительной машины общего назначения скорости движения элеватора, поддерживаемой в процессе спуска и подъема, и поэтому не обеспечивает оперативного управления скоростью при изменении технопогичес- 10 ких параметров процесса.

Наибопее бпизким по технической сущности к изобретению является устройство апя спуска и подъема бурильной копон- ны, содержащее лебедку с тормозом, та- 15 левый блок с элеватором, кпиньввой за» хват, центратор, сигнапнэатор замков бурильной колонны, механизм отсчета пути тапевого блока с барабаном кабепьканат, механизм отключения пебеакн 20 при подъеме незагруженного эпеватора, датчик скорости движения барабана талевого блока, датчик веса колонны, датчик .попожения клиньев, пупы бурильщика, систему эпектроцривоаа пебедкн с двигa- 25 тепем,.

В качестве выключателей пебедки используется барабан набело-каната, снаЬжвнный флажками выключателей, которые сбпокйрованы с выкпючатепем «оманао- ЗО аппарата, связанного с механизмсв4 отсчета пути тапевого блока. При этом блок отключения лебедки .при подъеме загруженного элеватора выполнен в виде сбпокированны х с переключателем скороотей выкпючатепей с общим купачком, связанным с оперативной муфтой и воаипом дифференциала в вице рычага с роликом, размещенного в пазу диска на вану ре« версивного двигателя $ 2).

Известное техническое решение ю обеспечивает оптимальной скорости движения тапевого блока при спуске и подь-. еме загруженного элеватора. В этом устройстве сигнал задания скорости движения тапввого блока формируется на основе ручного задания ее уставки, фиксирован ной дпя заданного интервапа весов копонны, что приводит к увеличению зоны дотягивания при остановке замка бурильной колонны в зоне бурового кпюча.

Кроме того, устройству характерны наличие систематической погрешности при остановке замка бурильной колонны, в зоне ключа, как результат фиксирован;ного зааания скорости дпя диапазона весов копонны при подъеме загруженного эпеватора; спуск и подъем загруженного тапввого блока осуществляется на фикси 76 4 рованных, заданных бурипнннком скороотях; нерациональная скорость движения загруженного и незагруженного элеватора при выполнении спуско-подъемных операций.

Uenbn изобретении является повышение точности работы устройства при формировании диаграммы движения элеватора при спуске н подъеме колонны .

Поставленная цепь достигается тем, что в устройство дпя спуска и поаъвма бурильной «опонны, содержащее соеаиюнную с электроприводом буровую лебедку с тросом, один конец которого через тепе вый блок жестко эакреппвн с основанием буровой, центратор, распопожвнюай на оаной оси с тапевым блоком, автоматичеокий элеватор соединенный посредством кабель каната с барабаном механизма первдачи перемещения твпевого бпона, механически соединенного с датчиком скорости движения тапевого блока, датчик ивса, размещенный на неподвижном коипв троса буровой лебедки, кпиньввой захват, даю чики положения клиньев, с»гкап»затор замков н механический тормоз, соединен ный с буровой лебедкой, введены датчик положения тапевого бпока,. цифроанапого вые и аналого-пифровые преобразоватЫпи, блок формирования оптимальной скорости движения тапввого бпока, бпок формирования режима торможения пебваки н пуды управления, выходы которого соеанюны с первым и вторым ахоаамн бпока.форин; ровання оптимальной скорости движения тапевого блока, третий вход которого обьвдннвн с первым-входом блока форм»рован»я режима торможения лебедки, и, пеанпючвн к выищу датчика попожвння тапевогс блока, вхоаной вап которого соваиюн с барабаном механизма передачи пвремвйення твпевого бпока, который. подкпияе» к вто»ому вхоау блока формирования режима торможения пебеакн, аатчнк скорости щмиквння тапевого бпока н датчик веса соединены с первым н вторым входами первого аюного-цифрового преобразователя, первый выход которого соединен с четвертым вхоаом бпока формирования опт»мань»ой скорости авнжеиия тапввого блока н с третьим входом блока формирования режима торможения лебедки,а вт.той выход - с пятым входом блока формирования оптимальной скорос тн движения тапввого блока и четвертым входом бпока .формирования режима торможения пебедки, первый выхоа которого через первый цнфроеаюпоговый преобразователь соединен с механическим тормо

1027376 зом, а второй выход - c клнньевым за xsaTohf> Выходы датчикОВ пОложеиия клиньев подключены к пятому входу блока формирования режима . торможения лебедки, третий выход которого соединен S с шестым входом блока формирования оптимальцой скорости движения талевого блока, первый выход которого через второй цифроаналоговый преобразователь подключен к первому входу элэктроприво» 1© да, выходы которого через второй аналого-пифровей преобразователь соединены. . с .шестым и седьмым входами блока формирования режима торможения лебедки, ВОСЬМОЙ И ДЕВЯтЫй ВходЫ КОтоРого соеди-.15 иены с первым и вторым выходами нуль та управления десятый и одиннадцатый

Входы СООтветствениО «с stopblg и третесь им выходами блока формирования оптимальной скорости движения талевого бло- 40

Ка, ВЫХОД. СИГНаннэатОРа ЗаМКОВ ПОДКЛЮчеи к двеиадиатому входу блока формироВания режима торможения лебедки, сед мому входу блока формирования оптималь иой скорости движения талевого блока. 25

Блок формирования оптимальной скорости движения Tasesoro блока содержит блок задания оптимальной скорости спуска, блок задания Оптимальной скорости- поаъема и блок коммутации, первые входы Зц блока задания Оптимальной скорости спуска и блока задании оптимальной скорости лодъема являются соответственно первым и Вторым входами блока, вторые, третьи и четвертые входы блока задания оптимальной скорости спуска и блока задания оптимальной скорости лодъема соответственно объединены между собой и являют ся третьим, четвертым и пятым входами блока, выходы блока задания оптимальной ® скорости спуска и блока задания оптимальной скорости подъема соединены соОтВетcT&9HHo с первым и Вторыь4 sxog&MH блока коммутапии и являются вторым и

TpoT+HM выходами блока, третий вход 45 блока кеммутапии является шестым входом блока, пятый вход блока задания оптимальной скорости подъема является седьмым входом блока, въ ход блока ком мутадии является первым Входом блока.

Блок формирования режима торможе ния лебедки выполнен на электронных ключах, блоке формирования сигнала рассогласования, блоке задания момента торможения и блоке задания уставки мо55 мента, первые входы блока задания момента торможения и блока задания устав ки момента объединены и являются первым Входом блока, вторые входы блока задания уставки момента и блока задания момента торможения являются соответственно вторым и третьим входами блока, третий sxoa блока задания момента торможения объединен с первым входом блока формирования сигнала рассогласования и является четвертым входом блока, третий, четвертый и пятый ° входы блока задания уставки момента являются соответственно пятым, шестым и седьмым входами блока, четвертый и пятый входы блока задания момента торможения объединены соответственно с первыми входами первого и второго электронных ключей и являются восьмым и девятым входами блока, вторые входы электронных ключей являются соответственно десятым и Одиннадцатым входами блока, выходы электронных ключей соединены с вторым и третьим входами .. блока формирования сигнала рассогласования, выход которого соединен с шестым входом блока задания уставки момента и шестым входом блока задания момента торможения и является двенадцатым входом блока, а выход блока задания момента торможения соединен с седьмым входом блока задания уставки момента, выходы которого соответственно являются первым и вторым входами блока.

Техническая сущность изобретения состои в том, что.в зависимости от веса колонны и положения талевого блока определяется и задается устройством оптимальная тахограмма спуска и подъема колонны, С этой пенью в устройстве введены блок формирования оптимальной скорости движения талевого блока и блок .формира

saHHH режима торможения лебедки, а Введение датчика пол6жения талевого- блока обеспечивает постоянный контроль положения замка при его движении в зону ра-. боты бурового ключа (на.всем пути. движения талевого блока при спуске колонны и на пути движения замка от сиг нализатора замков до зоны работы бурсьвого ключа при. подъеме колонны).

При этом формирование оптимальной тахограммы движения загруженного и незагруженного элеватора осуществляется с использованием режима поддержания постоянства мощности двигателя лебедки, для чего в блок формирования режима торможения введены связи по текущим выходным параметрам системы электропривода лебедки - току и напряжению на двигателе лебедки.

1027376

Автоматический выбор оптимальной тахограммы, обеспечивает беэ перебегов и дотягивания остановку замка в зоне ключа, повышение производительности агрегата при спускоподъемных операциях. 5

На фиг. 1 представлена схема предлагаемого устройства; на фиг. 2 - функциональная схема блока формирования оптимальной скорости движения талевого блока; на фиг. 3 - функциональная

:схема блока формирования режима тормо- . жения лебедки устройства для спуска и подъема бурильной колонны.

Устройство для спуска и подъема бурильной колонны содержит буровую лебед- 15 ку 1 с механическим тормозом 2, тапевый блок 3 с автоматическим алеватором

4, кпиньевой захват 5, центратор 6, сигнаниэатор 7 замков бурильной колонны, механизм 8 передачи перемещения тале- 20 вого блока с барабаном кабель каната 9, механизм 10 отключения лебедки при п щъеме незагруженного элеватора 4, датчик 11 скорости движения талевого блока, датчик 12 scca колонны, пульт 13 25 управления, алектро ривод 14 с двигателем 15 постоянного тока, блок 16 формирования оптимальной скорости движения талевого блока, блок 17 формирования режима торможе,ния, аналого-циф- ЗО ровой преобразователь 18, датчик 20 положения клиньев, буровой ключ 21, меканиэм 8 передачи перемещения талевого блока состоит из противовеса 22 и барабана 23; датчик 24 положения талевого блока, цифро-аналоговый преобразователь 25, анапого-цифровой преобразователь 26.

Блок 16 формирования оптимальной скорости движения талевого блока состоит4О (фнг.2) иэ блока 27 задания оптималь ной скорости при спуске, блока 28 задания оптимальной скорости при подъеме и блока 29 коммутации.

Блок 17 формирования режима тормо- 45 жения лебедки состоит (фиг.3) из электронных ключей ЭЭ и 31, блока 32 формирования сигнала рассогласования, блока

33 задания момента торможения, блока

34 задания уставки момента.

Устройство (фиг. 1) в режиме спуска колонны работает следуюшим образом.

В режиме спуска колонны сигналиэатор

7 замков бурильной колонны отключен.

Тапевый блок 3 приведен в исходное нижнее положение. Очередная свеча заводится в центратор 6 и подготавливает центратор 6 к работе, механизмом 10 отключения лебедки формируется сигнал о наличии свечи s центраторе, который поступает в блок 17 формирования режима торможения.

По сигналу с пульта 13 управления в блоке 16 формирования оптимальной скорости движения талового блока блоком 27 (фиг. 2) формируется сигнал эа дания скорости движения тапевого блока

3, который через блок 29 коммутации сигналов выдается на систему электро привода 14 лебедки и далее на двигатель

15 лебедки. Сигнал обратной связи по скорости подается датчиком 11 скорости движения талевого блока через анапого-цифровой 18 в блоки

16 и 17. Блоками 16 и 17 формируется тахограмма движения незагруженного талевего блока 3. Последнюю часть пути талеиый блок 3 проходит вместе с центратором бе

При подходе центратора 6 и верхнему торцу свечи сигнал Свеча в центраторе с центратора снимается. При етом блоком

17 формирования режима торможения лебедки подается сигнал на подтормаживание привода лебедки для обеспечения подхвата колонны с заданной скоростью.

По сигналу с датчика 12 веса о взятии веса колонны на крюк блоком 34 подается сигнал на поднятие клиньев клиньевого захвата 5, a ao снгналу с датчика 20 положения клиньев блоком 17 формирования режима торможения лебедки подается через цифро аналоговый преобразователь

19 s механический тормоз 2 сигнал на растормаживанне барабана лебедки 1.

После чего начинается спуск колонны в скважину.

Прн спуске копаная s скважину в блс ке 17 блоком 34 задания уставки момента формируется уставка тормозного . момента и обеспечивается поддержание оптимальной скорости движения талевого блока в эависимести от веса колонны.

Иеобходимые сигналы дпя определения оптимальной скорости движения талевого блока подаются с датчика 12 веса колонны и датчика 24 положения талевого блока.

Точный останов замка бурильной колонны в зоне работы бурового ключа обесцечиваетси путем формирования перемещаемого момента начала торможения (поло» жение талевого блока, с которого умен шается скорость его движения). Положение талевого блока 3 - момент начала торможения, при достижении которою не1027376

10 обхоцкмо уменьшать скорость цвнження тапевого бпока, формируется в зависимости от веса копонны. Изменение ско. рестк двкження тапевого бпока 3 обеспечивается скгнапом с бпока 16 формирования оптнмапьной скорости авкження талевего бпока, поступающего через кифро аналоговый лреобраэоватепь 25 на сиотему эпектропрквода 14 пебедкк. Уровень скгнала е бпока 16 формируется в завк симости от веса спускаемой копонкы буркньяых труб к оставшегося аута дви жения тапевого блока до зоны бурового кпюча.

Точная ocsasoasa обеспвчивается по сигналу с блока 17 формирования режима. термоа(ваня, мосю чего подается сигнал на опусаанке кикиьеэ кпкньевего захвата

5 а обеспечивается посадка копонны на

3ИЗКЙЬВ ° 20

Не снгааду с датчима 20 .попоження

assizes бпоком .1 7. формируется сигнал на растормажнвакке барабана буровой кзбедкк 1, и незагруженный тапевый бпок мриспускается в исходное нижнее попоже- 25 нке. Сигнап иа останов тапевого блока .3 в ксходном нйжнвм попоженик формкруетсй в бпоке 17 ирн совпадении снгналов .текущего положения тапэвого бпока

3, который поступает с датчика попоже«Зо ния тапевого бпока 24, и заданного бпо-.. ком 17 на ксхсдное нижнее мопоженке.

Песив останова тапевого бпока в. scxogsdi4 нижнем попоженнк устройство подгэтовпено дия спуска. очередной свечи бМ 35 ркпыой копонны.

В режиме подъема колонны бурипьных труб:снгнапкзвтор 7 замков буркпьной колонны приводится в рабочее попоженке. . Тапевый бпок 3 находится в исходном

40 нижнем попоженнк, По снгнапу с пульта

13 уаравяеннм бпоком 28 задания оптимапьной скорости прк подъеме копонны (фнг.2) задается уставка на систему эпектрощивода 14 пебедкн на движение

45 эпеватора 4 дпя подхвата копонны. Сигнаисм с датчнка 12 веса о взятии веса копокны экеватором к снгнапу с датчика 20 попожения кпниьев блоком 34. задания уставки момента (фкг. 3) а завн50 скмостн от веикчины снгнапа веса копонны с датчика 12 веса к сигнапа рассогласования оптимапьной скорости н . текущей скорости тапевого бпока, формируемого бпоком 32, задается уставка тормозного момента прн движении загруженного эпеватора 4 при подъеме копонHbl °

Положение талевого блока контропиру ется датчиком 24 попожения. Прн прохожденик через скгнапнзатор 7 замков бурипьной копонны замка, который цопжен остановиться в зоне работы ключа цля развинчивания, формируется скгнап. Сигнал с блока 7 поступает в блок 33 задания момента торможения, в котором формируется по сигналу с датчика 12 веса. н снгнапу с датчика попоження,твлевого бпока 3 сигнала на эаданне момента начала торможения. Интенсивность задания тормозного момента формируется бпоком

34 задания уставки момента цо уровню сигнала рассогласования скоростей заданной и текущей с блока 32 н в эависимости от поцожения замка бурильной коионны относнтепьно эоны бурового кпюча. Прн этом бпоком 16 формируется, сигнап на систему эпектропривода 14 пебецки, обеспечивающий рациональное изменение скорости движения тапэвого бпока цпя вхождения замка бурильных труб в зону бурового кпюча 21, и контролируется попоженне замка бурильных труб йо csi напу датчика 24.

Текущее попоженне замка бурипьных труб контролируется по сигналу цатчика

24 попоження тапевого блока.

Изменение скорости движения замка в зоне бурового ключа формируется бпоком 28, уровень уставки задания которой поступает перез бпок 29 коммутации снгнапов к системе эпвктропривода 14 пебедки.

Сигнал с датчика 24 попожения талевого блока о точном попожении замка в зоне ключа 21 подается в бпок 34, и бурорая пебедка 1 по сигналу с бпока

34 задания уставкк .момента эатормажнвается, после чего .опускаются «пкнья клиньевого захвата 5. По сигналу с датчика 20 попожения кпнньев .растормаживается барабан лебедки 1, и системой электропривоца 14 пебедки осуществпяет

1 ся приспуск тапевого блока в исходное нижнее цоложение. Поспе отвинчивания свечи к ее выноса устройство поцг;отовпено к следующему пикпу подъема копонны °

Цель изобретения достигается тем, что устройство обеспечквает остановку замка бурнпьной колонны точно в.зоне бурового ключа без дотягивания нпи приспуска по оптимальной диаграмме скорости, в которой оптимальные значения скорости спус ка и подъема, а также режимов торможения формируются в устройстве по кн11 1027376 12 формации с датчиков положения талевого Предлагаемое устройство может реаблока, скорости движения талевого блока, лиэоваться на любой стандартной серии веса колонны и информации о токе и на- интегралах схем. пряжении на двигателе лебедки. Экономический эффект от: внедрения

Дотягивание или приспуск талевого 5 предлагаемого технического решения по блока для помещения замка развинчивав- сравнению с базовым объектом оценен мой бурильной свечи в зону бурового применительно к буровой установке Уралключа при управлении известным устрой- маш-8000ПЭ". ством производится при низких (0,1 м/с

0,2 м/с) скоростях (в то время как >О Экономия времени достигается за счет спуск или подъем бурильной колонны про- . увеличения коеффициента заполнения диаизводится при скоростях 1,2 м/с - Змlс) :граммы (но экспериментальным данным и, следовательно, увеличивает продолжи- на % по сравнению с известным техтельность цикла спуска или подъема бу- ническим решением), появляющегося в рильной колонны, снижая производитель >S результате оптимизации операций режима ность бурового агрегата. спуско-подъема колонны.

1027376 фиг; Я

Составитель И, Наэафкию

Редактор P. Видика Техред КМиньо КорректорЛ. Вокщви

Зикаэ 4696/36 Тираж 603 Подписное

ВНИИПИ Государстзенмого комитета С(,"СР ло делам изобретений и открытий

113033, Москва, Ж-35, Раущская иаб., д, 475

Филиал ППП Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4