Способ открытой разработки горизонтальных и пологих сближенных пластов полезных ископаемых

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

СПОСОБ ОТКРЫТОЙ РАЗРАБОТ КИ ГОРИЗОНТАЛЬНЫХ И ПОЛОГИХ СБЛИЖЕННЫХ ПЛАСТОВ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ, включающий послойную отработку заходками надкровельной пачки вскрышных пород, вышележащего пласта междупластья и нижележащего пласта с перемещением вскрыщных пород и пород междупластья во внутренний отвал и отгрузкой полезного ископаемого в транспортные средства, отличающийся тем, что, с целью повыщения безопасности разработки в сложных гидрогеологических условиях за счет повышения устойчивости основания, отвалов и пород уступа, породы надкровельной пачки перемещают в предотвал, верхнюю часть которого выравнивают и размещают на ней коммуникации для транспортных средств, после чего отрабатывают и отгружают в указанные транспортные средства выщележащий пласт полезного ископаемого затем вдоль границы заходки в междупластье проходят дренажную траншею, породы из которой и оставшиеся породы междупластья перемещают в пространство между пред отвалом и внутренним отвалЬм, после чего в нижележащем пласте границы заходки i нижележащем пласте вдоль границы заходки углубляют траншею, полезное ископаемое (Л из которой размещают на кровле нижележащего пласта и затем отгружают совместно с последним в транспортные средства.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН з(. -11 Е 21 С 41/00

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕН

К АВТОРСНОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3415338/22-03 (22) 31.03.82 (46) 07.07.83. Бюл. № 25 (72) А. О. Кар а кея н, В. А. Ка йтм азов, В. С. Саликов, А. И. Тимченко, М. С. Рогач, Ю. А. Самойлов и М. М. Смирнов (53) 622.271 (088.8) (56) L. «3обыча угля открытым способом», М., ЦНИИЭИуголь, 1974, № 2 (98), С 6 — 7.

2. Там же, № 8 (104), с 18 — 20 (п ототип). — про(54) (57) СПОСОБ ОТКРЫТОЙ РАЗРАБОТ

КИ ГОРИЗОНТАЛЬНЫХ И ПОЛОГИХ

СБЛИЖЕННЫХ ПЛАСТОВ ПОЛЕЗНЫХ

ИСКОПАЕМЫХ, включающий послойную отработку заходками надкровельной пачки вскрышных пород, вышележащего пласта междупластья и нижележагцего пласта с перемещением вскрышных пород и пород междупластья во внутренний отвал и отÄÄSUÄÄ 1027390 A грузкой полезного ископаемого в транспортные средства, отличающийся тем, что, с целью повышения безопасности разработки в сложных гидрогеологических условиях за счет повышения устойчивости основания, отвалов и пород уступа, породы надкровельной пачки перемещают в предотвал, верхнюю часть которого выравнивают и размещают на ней коммуникации для транспортных средств, после чего отрабатывают и отгружают в указанные транспортные средства вышележащий пласт полезного ископаемого затем вдоль границы заходки в междупластье проходят дренажную траншею, породы из которой и оставшиеся породы междупластья перемещают в пространство между пред отвалом и внутренним отвалом, после чего в нижележащем пласте границы заходки нижележащем пласте вдоль границы заходки углубляют траншею, полезное ископаемое из которой размещают на кровле нижележащего пласта и затем отгружают совместно с последним в транспортные средства.

1027390

Поставленная цель достигается тем, что согласно способу открытой разработки горизонтальных и пологих сближенных плас- 4> тов полезных ископаемых, включающему послойную отработку заходками надкровельной пачки вскрышных пород, вышележащего пласта, междупластья и нижележащего пласта с перемещением вскрышных пород и пород междупластья во внутренний отвал и отгрузкой полезного ископаемого в транспортные средства, породы надкровельной пачки перемещают в предотвал, верхнюю часть которого выравнивают и размещают на ней коммуникации для транспортных средств, после чего отрабатывают и отгружают в указанные транспортные средства вышележащий пласт полезного ископаемого, затем вдоль границы заходки в междупластье проходят дренажную траншею, породы из которой и оставшиеся породы междупластья перемещают в пространство между пред55 отвалом и внутренним отвалом, после чего в нижележащем пласте вдоль границы за1

Изобретение относится к способам открытой разработки месторождений полезных ископаемых и может быть использовано в горнорудной промышленности при открытой разработке горизонтальных и пологих сближенных пластов полезных ископаемых в сложных гидрогеологических условиях, в частности при значительной обводненности вскрышных пород и пород основания.

Известен способ открытой разработки горизонтальных и пологих пластов полезных ископаемых, включающий перемещение вскрышных пород в выработанное пространство и отработку пластов полезного ископаемого (1) .

Недостатком известного способа является невозможность его применения при разработке месторождений в сложных гидрогеологических условиях.

Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности и достигаемому результату является способ открытой разработки горизонтальных и пологих сближенных пластов полезных ископаемых, включающий послойную отработку заходками надкровельной пачки вскрышных пород, вышележащего пласта, междупластья и нижележащего пласта с перемещением вскрышных пород и пород междупластья во внутренний отвал и отгрузкой полезного ископаемого в транспортные средства (2) .

Недостатком этого способа является снижение безопасности ведения работ при разработке в сложных гидрогеологических условиях.

Цель изобретения — повышение безопасности разработки в сложных гидрогеологических условиях за счет повышения устойчивости основания отвалов и пород уступа.!

35 ходки углубляют траншею, полезные ископаемые из которой размещают на кровле нижележащего пласта и затем отгружают совместно с последним в транспортные средства.

Способ осуществляется следующим образом.

В сложных гидрогеологических условиях при значительной обводненности вскрышных пород и пород основания отвалов уступ отрабатывают заходками в следующей после-, довательности. Сначала драглайном, располагаемым на уступе, отрабатывают надкровельную пачку вышележащего пласта с переэкскавацией пород в предотвал. Верхнюю часть указанного предотвала разравнивают и размещают на образующейся площадке коммуникации для транспортных средств, в качестве которых могут использоваться железнодорожные вагоны. Размещение коммуникаций на предотвале повышает безопасность транспортирования, которое было бы затруднительно в случае размещения указанных коммуникаций на основании отвалов (почве нижележащего пласта) из-за значительной обводненности. 3атем драйлангом отрабатывают вышележащиий пласт с отгрузкой полезного ископаемого в указанные транспортные средства и одновременно с отработкой этого пласта вдоль границы заходки в междупластье проводят дренажную траншею. Указанная траншея, во-первых, отсекает грунтовые воды из целика, во-вторых способствует осушению пород междупластья посредством формирования третьей плоскости обнажения. Породы из указанной траншеи могут размещаться в предотвале, в пространстве между предотвалом и отвалами, а также на кровле междупластья. После этого отрабатывают междупластье и переэскавируют породы в пространство между предотвалом и отвалами в отвал. Одновременно с отработкой междупластья вдоль границы заходки в нижележащем пласте проводят дренажную тра ншею и размещают полезное ископаемое из указанной траншеи на кровлю нижележащего пласта в навал. В случае, если заходка не является последней, траншею углубляют с формированием траншеи в почве нижележащего пласта. Траншея в дальнейшем будет служить для осушения основания отвала и повышения устойчивости последнего. В заключение отрабатывают нижележащий пласт с отгрузкой его полезного ископаемого и полезного ископаемого из буртов в транспортные средства. Следует отметить. что отработку уступа могут производить одновременно несколькими последовательно движущимися драглайнами, или одним драглайном по челноковой схеме.

В дальнейшем в случае необходимости операции по отработке заходок повторяют.

1027390

Составитель Л. Завьялов

Редактор С. Патрушева Техред И. Верес Корректор А. Тяско

Заказ 4697/37 Тираж 603 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, ж — 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал,ППП «Патент», r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Использование изобретения позволит зна чительно повысить безопасность разработки, а также вовлечь в разработку ныне не отрабатываемые участки карьеров у их бортов, что ведет к уменьшению себестоимости добычи полезного ископаемого