Устройство для автоматического управления пуском энергоблока
Иллюстрации
Показать всеРеферат
УСТРОЙСТВО ДЛЯ АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ПУСКОМ ЭНЕРГОБЛОКА, содержащее датчик температуры металла турбины, соединенный че-, рез функциональные преобразователи с блоком коммутации, выход которого подключен к программному задатчику, выполненному в виде узла ограничения и сумматора и подключенному своим вы)одом к пусковому регулятору топлива, снабженному датчиками расхода топлива и регулирующим органом, отличающееся тем,, что, с целью повышения надежности, в устройство введен элемент памяти, который включен между датчиком температуры металла и функциональными преобразователями и связан с выходом блока коммутации , сумматор и узел ограничения вкл1О чены последовательно между выходом блока коммутации и входом пускового регулятора топлива, а узел ограничения выполнен в виде последовательно соединенных дифференциатора и двух импульсных блоков , причем выход сумматора подключен к входам дифференциатора и первого импульсного блока, которые соединены также с выходом блока коммутации, а выход SS второго импульсного блока подключен к вхосл ду первого импульсного блока и к входу пускового регулятора топлива.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК, Я0„„1027418 А з(5!) F 01 D 19/02 F 01 К 13/02
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕ
К А ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Ю
h4
М
4й
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3396195/24-06 (22) 10.02.82 (46) 07.07.83. Бюл. № 25 (72) И.И. Айзенштат и В.И. Васильев (71) Всесоюзный научно-исследовательскийй и проектно- конструкторский институт атомного энергетического машиностроения (53) 621 82:621.165-57 (088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР № 500357, кл. F 01 К 7/24, 1974.
2. Экспресс-информация.-«Теплоэнергетика», 968, № 46, реферат 82, с. 46 — 57. (54) (57) УСТРОЙСТВО ДЛЯ АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ПУСКОМ
ЭНЕРГОБЛОКА, содержащее датчик температуры металла турбины, соединенный че-, рез функциональные преобразователи с блоком коммутации, выход которого подключен к программному задатчику, выполненному в виде узла ограничения и сумматора и подключенному своим выходом к пусковому регулятору топлива, снабженному датчиками расхода топлива и регулирующим органом, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности, в устройство введен элемент памяти, который включен между датчиком температуры металла и функциональными преобразователями и связан с выходом блока коммутации, сумматор и узел ограничения вклк чены последовательно между выходом блока коммутации и входом пускового регулятора топлива, а узел ограничения выполнен в виде последовательно соединенных дифференциатора и двух импульсных блоков, причем выход сумматора подключен к входам дифференциатора и первого импульсного блока, которые соединены также с выходом блока коммутации, а выход второго импульсного блока подключен к входу первого импульсного блока и к входу пускового регулятора топлива.
1027418
Изобретение относится к теплоэнергетике и может быть использовано при автоматизации процессов управления на тепловых электростанциях.
Известны устройства для автоматического управления пуском энергоблока, содержащие программный задатчик и блок коммутации, подключенные к пусковому регулятору топлива, снабженному датчиками расхода топлива и регулирующим органом (! I
Эти устройства используют лишь косвенную информацию о тепловом состоянии оборудования энергоблока, что не обеспечивает достаточной надежности при пуске.
Наиболее близким по технической су3цности и достигаемому результату к предлагаемому является устройство для автоматического управления пуском энергоблока, содержащее датчик температуры металла турбины, соединенный через функциональные преобразователи с блоком коммутации, выход которого подключен к программному задатчику, выполненному в виде узла ограничения и сумматора и подключенному своим выходом к пусковому регулятору топлива, снабженному датчиками расхода топлива и регулирующим органом
121
Недостатком этого устройства является невысокая надежность.
11ель данного изобретения — повышение надежности.
Для достижения поставленной цели в устройство для автоматического управления пуском энергоблока, содержащее датчик температуры металла турбины, соединенный через функциональные преобразователи с блоком коммутации, выход которого подключен к программному э»датчику, Выполненному в виде узла ограничения и сумматора и подключенному своим выходом к пусковому регулятору топлива, снабхксииому датчиками расхода топлива и регулирующим органом, введен элемент памяти. который включен между датчиком температуры мет»лла и функциональными пре0F!p»:3l3F3a Гелям и и сВязан с ВыхОдОм блока коммут»ции, сумматор и узел ограничения вкл3оч Fill последовательно между выходом блока коммутации и входом пускового регулятора топлива, а узел ограничения выиолиси В виде последовательно соединсн-!
3ых jиффePеflциатОРа и дВУх импэ. !ьсных блоков, причем выход сумматора иодключсil к Flходам дифферсициатора и первого и."3пульс нэго блока, которые соединены также с Выходом олока коммутации, а выход
Второго импульсного бэлока подключен к
Входу исрвого импульсного блока и к входу пускового регулятора топлива.
Н» фиг. 3ривсдена блок-схема предлai асмого устройства; на фиг. 2 — функциональиыс зависимости, поясняющие работу устройства.
Датчик 1 температуры металла цилиндра среднего давления (ЦСД) турбины (фиг. 1) подключен к входу элемента 2 памяти, выход которого подсоединен к входу узла 3 формирования задающего сигнала. В состав этого узла входят функциональные преобразователи 4 — 6, а также блок 7 ручного задатчика. Выходы преобразователей 4 — 6 и блока 7 через блок 8 коммутации подключены к входу программного задатчика
9, выполненного в виде сумматора 10 и узла 11 ограничения. При этом вход программного задатчика 9 является входом сумматора 10, который своим выходом подключен к входу узла 11.
Узел 11 ограничения состоит из дифференциатора 12, первого импульсного блока 13, второго импульсного блока 14, и блока 15 внешней коммутации, через который выход блока 13 подключен к входу блока
14. К входу узла 11 подключены входы дифференциатора 12 и блока 13, причем выход дифференциатора 12 также подключен (с обратным знаком) к входу блока
13. К Входу блока 13 подключен также выход блока 14, являюшийся выходом узла
11 и всего программного задатчика 9.
Выход программного задатчика 9 подключен к входу пускового регулятора 16 топлива, куда также подключены датчики
17 — 19 расхода топлива: расхода мазута, расхода газа и суммарного числа оборотов питателей твердого топлива (с коэффициентами усиления, соответствуюшими тепловому эквиваленту каждого вида топлива). В зависимости от вида топлива, используемого на начальных стадиях растопки, некоторые из датчиков 17 — 19 могут отсутствовать. Выход пускового регулятора !6 подключен к исполнительному механизму 20 регулирующего органа 21 растопочного топлива. Выход блока 8 коммутации связан также с входами элемента 2 памяти, дифференциатора 2, блока 13 и регулятора 16, а входом блока 8 являются команды оператора или логической системы управления. Вход блока 15 внешней коммутации связан с устройствами автоматического и дистанционного управления энергоблока.
Устройство действует следующим образом.
При поступлении на блок 8 коммутации от логической системы управления или от оператора команды на включение устройства этот блок включает элемент 2 памяти, который запоминает по показанию датчика исходное значение температуры металла в зоне паровпуска ЦСД турбины и подает соответствующий сигнал на входы преобразователей 4 — 6 узла 3. Этот сигнал преобразуется в преобразователях, соответственно зависимостям 22 — 24, (фиг. 2), свЯзывающим темпеРатУРУ Гц MeTaëëа
1027418 и расход топлива В д на разных этапах пуска. Благодаря этому выходной сигнал каждого из преобразователей 4 — 6 соответствует требуемому изменению расхода топлива при пуске из данного теплового состояния турбины при переходе соответственно от этапа горячей отмывки к этапу стартового расхода (преобразователь 4, зависимость 22), затем к этапу первой подфорсировки (преобразователь 5, зависимость
23) и наконец к этапу второй подфорсировки (преобразователь 6, зависимость 24).
Одновременно блок 8 коммутации подключает блок 7 ручного задатчика, сигнал которого соответствует расходу топлива на этапе горячей отмывки, к входу сумматора 10, включает пусковой регулятор 16 топлива, а также устанавливает требуемые значения параметров настройки .дифференциатора 12 и блока 13 узла ограничения, на вход которого поступает сигнал от сумматора 10. Этот сигнал отслеживается импульсным блоком 14 — блоком импульсного интегрирования в темпе, определяемом параметрами настройки дифференциатора 12 и блока 13 — блока импульсного регулирования. Таким образом, задание пусковому регулятору 16 топлива в нужном темпе и требуемого конечного значения поступает от импульсного блока 14. Дифференциатор 12, подавая на вход блока 13 исчезающий сигнал с обратным знаком, улучшает динамические свойства узла 11 ограничения как следящей системы.
При поступлении на блок 8 коммутации сигнала на установление стартового расхода топлива (от логической системы управления или оператора) этот блок подключает к сумматору 10 преобразователь
4, характеристика которого соответствует требуемому изменению расхода топлива при переходе от этапа горячей отмывки к этапу стартового расхода. Кроме того, блок
8 устанавливает соответствующие значения параметров настройки дифференциатора 12 и блока 13, которые обеспечивают отслеживание блоком 14 нового сигнала, и, следовательно, установление стартового расхода топлива пусковым регулятором 16, действующего на регулирующий орган 21 в требуемом темпе.
Аналогичным образом, при поступлении соответствующих команд на блок 8 коммутации, устройство производит первую и вторую подфорсировки подачи топлива
10 благодаря подключению выходов соответственно преобразователей 5 и 6. Эти команды могут поступать от логической системы управления при наличии определенных технологических условий. Указанные команды могут быть также дублированы оператором.
После взятия турбогенератором начальной нагрузки технологические функции данного устройства заканчиваются. Однако его элемент — импульсный блок 14, отклюgp чаемый блоком 15 внешней коммутации от блока 13, продолжает действовать в качестве задатчика пускового регулятора топлива по внешним командам.
Предлагаемое устройство позволяет реа25 лизовать определяемую при наладке энергоблока оптимальную по условиям прогрева металла программу изменения подачи топлива в пусковом режиме из любого исходного теплового состояния оборудования.
Это преимущество усиливается благодаря наличию узла ограничения, обеспечивающего увеличение подачи топлива на каждой ступени с оптимальной скоростью по условиям прогрева металла толстостенных элементов турбины и паропроводов. Прогрев этих элементов с оптимальной скоростью приводит к уменьшению в них термических напряжений, а следовательно, к повышению надежности и увеличению срока службы турбины, паропроводов и парогенератора, удлинению периода между ремонтами и увеличению за счет этого годовой выработки электроэнергии.
102?418
1027418 д
200 МО ОО 7М JE0 480 4 У 460С
guz. Г
Составитель А. Калашников
Редактор А. Козориз Техред И. Верес Корректор Л. Бокшан
Заказ 4700 38 Тираж 535 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР
/ по делам изобретений и открытий ! 13035, Москва, K — 35, Раушская наб., д. 415
Филиал ППП <Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4