Шатунный болт
Иллюстрации
Показать всеРеферат
1. ШАТУННЫЙ БОЛТ, преимущественно автотракторного двигателя, содержащий резьбовой стержень с головкой, на которой в месте соединения со стержнем выполнена кольцевая выемка, плавно сопряженная со стержнем, отличающийся тем, что, с целью снижения концентрации напряжений между стержнем и головкой, на стержне в месте соединения с головкой выполнена дополнительная кольцевая выемка, причем упомянутая кольцевая выемка головки и дополнительная кольцеваявыемка стержня плавно сопряжены между собой и образуют углубление по форме овала, больи1ая ось которого параллельна оси болта 2. Болт по п. 1, отличающийся тем, что большая и малая оси овала составляют соответственно
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК з(5В F 16 В 35 00; F 16 В 3506
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕН ГЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3270152 25-27 (22) 03.04.81 (46) 07.07.83. Бюл. № 25 (72) А. Н. Гоц, С. И. Некрасов и Ю. А. Овчинников (71) Научно-исследовательский конструкторско-технологический институт тракторных и комбайновых двигателей (53) 621.882.6 (088.8) (56) 1. Вихерт М. М. и др. Конструкция и расчет автотракторных двигателей, М., «Машиностроение», 1964, с. 306.
2. Биргер И. А. и Иосилевич Г. Б. Резьбовые соединения. М., «Машиностроение», 1973, с. 197, рис. 218 (g). (прототип). (54) (57) 1. ШАТУННЫй БОЛТ, преимущественно автотракторного двигателя, содержащий резьбовой стержень с головкой, на которой в месте соединения со стержнем
„,SUÄÄ 1027442 A выполнена кольцевая выемка, плавно сопряженная со стержнем, отличающийся тем, что, с целью снижения концентрации напряжений между стержнем и головкой, на стержне в месте соединения с головкой выполнена дополнительная кольцевая выемка, причем упомянутая кольцевая выемка головки и дополнительная кольцевая выемка стержня плавно сопряжены между собой и образуют углубление по форме овала, большая ось которого параллельна оси болта
2. Болт по п. 1, отличающийся тем, что большая и малая оси овала составляют соответственно (0,3 — 0,88) d6 и (0,22 — 0,45)d6> где д6 — диаметр стержня болта, при этом глубина кольцевой выемки на головке бол= та равна (0,008 — 0,03)d6, а глубина дополнительной кольцевой выемки на стержне Я болта составляет (О, 045 — 0,088) dg.
102
Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в шатунных болтах, преимущественно автотракторного двигателя.
Известен шатунный болт, содержащий резьбовой стержень с головкой, в месте соединения которых выполнена галтель, образованная дугой окружности (1).
Недостатком указанного шатунного болта является большая концентрация напряжений, возникающих в зоне галтели.
Известен шатунный болт, содержащий резьбовой стержень с головкой, на которой в месте соединения со стержнем выполнена кольцевая выемка, плавно сопряженная со стержнем (2) .
Несмотря на некоторое снижение концентрации напряжений между стержнем и головкой болта, она остается значительной.
Целью изобретения является снижение концентрации напряжений между стержнем и головкой.
Поставленная цель достигается тем, что в шатунном болте, содержащем резьбовой стержень с головкой, на которой в месте соединения со стержнем выполнена кольцевая выемка, плавно сопряженная со стержнем, на стержне в месте соединения с головкой выполнена дополнительная кольцевая выемка, при этом упомянутая кольцевая выемка головки и дополнительная кольцевая выемка стержня плавно сопряжены между собой и образуют углубления по форме овала, большая ось которого параллельна оси болта.
Кроме того, большая и малая оси овала составляют соответственно (0,3—
0,88) ds и (0,22 — 0,45) d&, где d & — диаметр стержня болта, при этом глубина кольцевой выемки на головке болта равна (0,008—
0,03) d&, а глубина дополнительной коль7442 цевой выемки на стержне болта составляет (0,045 — 0,088) д 6.
На чертеже изображен шатунный болт.
Шатунный болт содержит резьбовой стержень. 1 с головкой 2, при этом на головке болта в месте соединения со стержнем выполнена кольцевая выемка 3, а на стержне болта в месте соединения его с головкой выполнена дополнительная кольцевая выемка 4, которые плавно сопряжены между собой и образуют углубление по форме овала, большая ось которого параллельна оси болта. Большая ось овала А составляет (0,3 — 0,88) ds где ля — диаметр стержня болта. Малая ось овала В составляет
15 (0,22 — 0,45) dg, кольцевая выемка на головке болта имеет глубину, составляющую (0,008 — 0,3) d6, а глубина дополнительной кольцевой выемки стержня болта составляет (0,045 — 0,088) d6.
При работе двигателя на шатунный болт действуют растягивающие усилия, вследствие чего в месте соединения стержня с головкой возникает концентрация напряжений. Выполнение сопряжения в форме овала, заглубленного в стержень болта и в головку, несколько увеличивает напряжение в недогруженных зонах и одновременно значительно снижает величину местных напряжений в зоне основного концентратора напряжений, что приводит к более равномерному распределению напряжений в шатун,о HOM 60 Te.
Использование предлагаемого шатунного болта позволяет снизить концентрацию напряжений в месте сопряжения стержня болта с головкой, что повышает надежность
35 шатунного болта и, следовательно, надежность всего автотракторного двигателя.
Редактор Н. Пушненкова
Заказ 4706/40
Составитель H. Пожидаева
Техред И. Верес Корректор Л. Бокшан
Тираж 776 Подиисное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам Изобретений и открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4