Подшипник качения

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ПОДШИПНИК КАЧЕНИЯ, содержащий наружное и внутреннее кольца, расположенные между ними тела качения, разделенные сепаратором, и две удерживающие смазку кольцевые шайбы на торцовых поверхностях подщипника, одна из которых расположена с зазором по наружному кольцу , а другая - по внутреннему кольцу, отличающийся тем, что, с целью увеличения надежности и долговечности подщипника путем разгрузки от осевой силы тел качения и сепаратора в условиях принудительного одностороннего подвода смазки под давлением и улучшени условий их охлаждения , на наружных торцовых поверхностях сепаратора к внутренних торцовых поверхностях кольцевых щайб выполнены концентричные гребещки, образующие бесконтактные лабиринтные уплотнения. сл 1С 4; 4ik сл

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

3(511 F 16 С 33/78; F 16 С 19/06

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н ABTOPGMOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

Г10 ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (2! ) 3349591/25-27 (22) 27.10.81 (46) 07.07.83. Бюл. № 25 (72) Е. М. Галанкин и Е. В. Тюриков (53) 621.822.6 (088.8) (56) 1. Патент США № 201!.192, кл. 308—

187, 1935.

2. Патент США № 3431036, кл. 308—

187, 1969 (прототип). (54) (57) ПОДШИПНИК КАЧЕНИЯ, содержащий наружное и внутреннее кольца, расположенные между ними тела качения, разделенные сепаратором, и две удерживающие смазку кольцевые шайбы на торцовых

ÄÄSUÄÄ 1027445 А . поверхностях подшипника, одна из которых расположена с зазором по наружному кольцу, а другая — по внутреннему кольцу, отличающийся тем, что, с целью увеличения надежности и долговечности подшипника путем разгрузки от осевой силы тел качения и сепаратора в условиях принудительного одностороннего подвода смазки под давлением и улучшений условий их охлаждения, на наружных торцовых поверхностях сепаратора и внутренних торцовых поверхностях кольцевых шайб выполнены концентричные гребешки, образующие бесконтактные лабиринтные уплотнения.

1027445

Изобретение относится к подшипникам, используемым как опоры высокоскоростных вращающихся валов при интенсивном радиально-осевом протоке смазывающе-охлаждающей жидкости или газа.

Известен подшипник качения, содержащий наружное и внутреннее кольца, тела качения и две защитные шайбы, установленные одна с зазором по наружному кольцу, а другая — по внутреннему (1).

Однако данный подшипник в связи с отсутствием сепаратора не может применяться в качестве опор высокоскоростных вращающихся валов.

Наиболее близким решением к изобретению является подшипник качения, содержащий наружное, внутреннее кольца, расположенные между ними тела качения, разделенные сепаратором, и две удерживающие смазку кольцевые шайбы на торцовых поверхностях подшипника, одна из которых расположена с зазором по наружному кольцу, а другая — по внутреннему кольцу (2).

Недостатком известной конструкции подшипника является то, что при его использовании в узлах, работающих в жидкой среде при интенсивном потоке жидкостей (например в насосах), появляется осевая сила, прижимающая сепаратор к телам качения, увеличивая износ сепаратора и тел качения, ухудшая их смазку, повышая трение и тепловыделение, тем самым снижая надежность и долговечность подшипника.

Целью изобретения является увеличение надежности и долговечности подшипника путем разгрузки от осевой силы тел качения и сепаратора в условиях принудительного одностороннего подвода смазки под давлением и улучшение условий их охлаждения.

Указанная цель достигается тем, что . подшипник качения, содержащий наружное и внутреннее кольца, расположенные между ними тела качения, разделенные сепаратором, и две удерживающие смазку кольцевые шайбы на торцовых поверхностях подшипника, одна,из которых расположена с зазором по наружному кольцу, а другая— по внутреннему кольцу, на наружных торцовых поверхностях сепаратора и внутренних торцовых поверхностях кольцевых шайб выполнены концентричные гребешки, образующие бесконтактные лабиринтные уплотнения.

На фиг. 1 изображен подшипник; на фиг. 2 — подшипник со съемными кольцевыми шайбами, вариант.

Подшипник качения (фиг. 1) содержит наружное кольцо 1 и внутреннее кольцо 2, имеющие дорожки качения, тела 3 качения, 50 повысит надежность и долговечность подшипника. сепаратор 4 и две кольцевые шайбы 5 и 6, расположенные на торцовых поверхностях подшипника. В этом варианте кольцевые шайбы 5 и 6 выполнены за одно целое с кольцами 1 и 2. Между кольцевыми шайбами 5 и 6 и кольцами 1 и 2 имеются зазоры 7 и 8: зазор 7 — по внутреннему кольцу и зазор 8 — по наружному кольцу. На внутренней торцовой поверхности кольцевых шайб 5 и 6 и на наружных торцовых поверхIO ностях сепаратора 4 выполнены кольцевые концентричные гребешки 9, образующие между собой бесконтактное лабиринтное уплотнение. Сепаратор 4 относительно наружного кольца 1 установлен с зазором 10. На фиг. 2 изображен второй вариант подшипника со съемными кольцевыми шайбами 5 и 6, фиксируемыми на кольцах 1 и 2 стопорными кольцами 11 и 12.

При работе подшипника в узле опоры жидкость (газ), подаваемая на охлаждение от перепада давлений, проходит, например, через зазор 7 между кольцом 2 подшипника и шайбой 5, омывает тела 3 качения и внутреннюю поверхность гнезд сепаратора 4 и выходит через зазор 8 между кольцом 1 и шайбой 6.

Поскольку на шайбах 5 и 6 и сепараторе 4 выполнены кольцевые гребешки 9, образующие лабиринтные уплотнения, происходит выравнивание давлений между шайбами 5, 6 и сепаратором 4 с обеих сторон, благодаря чему не возникает значительной осевой гидравлической силы, прижимающей сепаратор 4 к телам 3 качения. Охлаждающая жидкость (газ) течет преимущественно в радиальном направлении через зазоры между сепаратором 4 и телами 3 качения (исключая небольшие потери в ла-, биринтных уплотнениях), что значительно улучшает условия работы подшипника; уменьшается трение между сепаратором 4 и телами 3 качения и, соответственно, износ гнезд сепаратора и тепловыделение от тре4п ния, улучшаются условия охлаждения тел 3 качения и сепаратора 4, что в конечном счете повышает надежность и долговечность подшипника.

Применение предлагаемого подшипника качения позволит значительно уменьшить осевое прижатие сепаратора к телам качения (в 60 — 70 раз), значительно уменьшить трение и тепловыделение между сепаратором и телами качения (также в 60 — 70 раз), а, следовательно, износ гнезд сепаратора, улучшить условия охлаждения подшипника, что

102?445

Редактор Н. Пушненкова

Заказ 4706/40

Составитель В. Баклыков

Техред И. Верес Корректор Л. Бокшан

Тираж 776 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

1 l3035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

ФИлиал ППП «Патент>, г. Ужгород, ул. Проектная, 4