Устройство для автоматической регулировки зазора фрикционного тормоза
Иллюстрации
Показать всеРеферат
УСТРОЙСТВО ДЛЯ АВТОМАТИЧЕСКОЙ РЕГУЛИРОВКИ ЗАЗОРА ФРИКЦИОННОГО ТОРМОЗА, содержащее корпус , привод тормоза в виде зубчатой храповой рейки, связанной с фрикционным элементом тормоза, подпружиненного к ней фиксатора и упора-ограничителя хода фиксатора , отличающееся тем, что, с целью улучшения условий эксплуатации, оно снабжено дополнительным подпружиненным к рейке фиксатором и двумя муфтами, причем основной и дополнительный фиксаторы установлены в муфтах, одна из которых связана с приводом тормоза, а другая установлена с возможностью взаимодействия с упором-ограничителем , выполненным в виде торцовой крышки корпуса.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
1027450 А (19) (Ц) з(51) F 16 D 65/54
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К А ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3322606/25-27 (22) 21.07.81 (46) 07.07.83. Бюл. № 25 (72) П. С. Кнышов, В. И. Распопов и
Г. И. Лагутский (71) Алтайский ордена Ленина тракторный завод им. М. И. Калинина (53) 62-62-598.4 (088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР № 209976, кл. F 16 D 65/54, 1966 (прототип) . (54) (57) УСТРОЙСТВО ДЛЯ АВТОМАТИЧЕСКОЙ РЕГУЛИРОВКИ ЗАЗОРА ФРИКЦИОННОГО ТОРМОЗА, содержащее корпус, привод тормоза в виде зубчатой храповой рейки, связанной с фрикционным элементом тормоза, подпружиненного к ней фиксатора и упора-ограничителя хода фиксатора, отличающееся тем, что, с целью улучшения условий эксплуатации, оно снабжено дополнительным подпружиненным к рейке фиксатором и двумя муфтами, причем основной и дополнительный фиксаторы установлены в муфтах, одна из которых связана с приводом тормоза, а другая установлена с возможностью взаимодействия с упором-ограничителем, выполненным в виде торцовой крышки корпуса.
1027450
Изобретение относится к машиностроению.
Известно устройство для автоматической регулировки зазора фрикционного тормоза, содержащее корпус, зубчатую храповую рейку, связанную с, фрикционным элементом тормоза, подпружиненный к ней фиксатор и упор-ограничитель хода фиксатора (1).
Недостатком указанной конструкции является то, что силовой элемент тормоза, связанный с механическим или каким-либо другим приводом, расположен в отдельном корпусе, что усложняет его конструкцию в целом и условия эксплуатации.
Цель изобретения — улучшение условий эксплуатации.
Поставленная цель достигается тем, что устройство для автоматической регулировки зазора фрикционного тормоза, содержащее корпус, зубчатую храповую рейку, связанную с фрикционным элементом тормоза, подпружиненный к ней фиксатор и упорограничитель хода фиксатора, снабжено дополнительным подпружиненным к рейке фиксатором и двумя муфтами, причем основной и дополнительный фиксаторы установлены в муфтах, одна из которых связана с приводом тормоза, а другая установлена с возможностью взаимодействия с упором-ограничителем, выполненным в виде торцовой крышки корпуса.
На чертеже изображено предлагаемое устройство, общий вид.
Устройство для автоматической регулировки зазора фрикционного тормоза состоит из корпуса 1, зубчатой рейки 2 с размещенными на ней муфтами 3 и 4, в которых установлены поджатые пружинами 5 и 6 фиксаторы 7 и 8. Последние входят в зацепление с зубьями рейки 2. Рейка 2 шарнирно связана со штоком 9, который шарнирно соединен с фрикционным элементом — тормозной лентой 10. Перемещением штока 9 осуществляется затягивание тормозной ленты 10 (фрикционного элемента) на барабане 11.
Относительное положение штока 9 обеспечивается возвратной пружиной 12. Корпус крепится к картеру тормоза 13 и, с другой стороны, закрывается крышкой 14, являющейся ограничителем хода муфты 3.
Муфта 4 поджата пружиной 15 к передней плоскости картера тормоза 13 и может отжиматься вилкой 16, связанной посредством тяги 17 с педалью тормоза 18.
Устройство работает следующим образом.
При нажатии на педаль тормоза 18 перемещается тяга 17 и поворачивается вил2 ка 16, которая перемещает муфту 4, зубчатую рейку 2, шток 9. При этом муфта 3 перемещается вместе с рейкой 2 и выбирает зазор d между торцом муфты 3 и крышкой 14 упора-ограничителя, который подбирается конструктивно и соответствует ходу зубчатой рейки 2, необходимому для включения тормоза при нулевом износе фрикционного элемента. При включенном положении тормоза пружины 12 и 15 сжаты.
При снятии воздействия с педали тормоза 18 эти пружины возвращают все элементы привода управления тормозом в исходное положение.
По мере износа фрикционного элемента (тормозной ленты) ход зубчатой рейки 2 увеличивается и становится больше зазора d. Ход педали 18 так же увеличивается и возникает необходимость в его регулировке. Муфта 3, выбрав зазор d, останавливается, а зубчатая рейка 2 продолжает перемещаться, и при достижении величины хо20 да d+t подпружиненный фиксатор 7 муфты 3 войдет в зацепление со следующим зубом зубчатой рейки 2, тем самым обеспечивая заданный зазор между барабанами и лентой, который определяется ходом рейки, равным зазору d.
При включении тормоза муфта 3 вместе с зубчатой рейкой 2 под действием пружины 12 возвращается в исходное положение до упора в торец корпуса регулятора 1.
Рейка 2 и шток 9 останавливаются.
Так как при затормаживании ход рейки 2 и муфты 4 равен d, а при растормаживании ход рейки равен d+t, муфта 4 под действием пружины 15 совершит дополнительное перемещение относительно рейки на величину шага рейки t, при этом фиксатор 8 войдет в зацепление со следующим зубом зубчатой рейки 2, чем обеспечится установка педали тормоза 18 и прочих элементов привода в исходное положение.
Величина зазора между барабаном и лентой и ход педали тормоза 18 будут периодически изменяться, до тех пор, пока не будет изношена тормозная лента, а также будут пропорциональны ходу зубчатой рейки 2 в пределах величин от d до d+ t.
Применение изобретения обеспечивает улучшение условий эксплуатации тормозно4 го узла, поскольку оно объединяет в себе регулятор зазора и силовой элемент, который может быть связан с механическим или другим каким-либо приводом. Кроме того, данное устройство обеспечивает автоматическое поддержание в определенном положении всех элементов привода, что снижает трудоемкость при техническом его обслуживании.
Составитель А. Безуглый
Редактор Н. Лазаренко Техред И. Верес Корректор Л. Бокшан
Заказ 4707/40 Тираж 925 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4