Шахтный подъемник на воздушной подушке
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ШАХТНЫЙ ПОДЬЕМНЙК НА ВОЗДУШНОЙ ПОДУШКЕ, содержащий груэонесувдуго платформу с направляющими, воздуходувку для создания воздушной подушки, клапац, регулируемую заслонку с дросселем, узлы торможения блок сравнения, тахометр, систему аварийного останова, блок управления воздушным приводом, датчик этажей, датчик загрузки платформы, механизм поворота лопаток рабочего колеса, двигатель рабочего колеса, кнопки вызова платформы, сблокированные с воздуходувкой, и кнопки этажа назначения , отличающийся тем, что, с целью повышения производительности и безопасности эксплуатации , он снабжен блоком формирования закона движения, а на грузонесущей платформе установлены зубчатые рейки, взаимодействующие с рабочими шестернями, расположенными вдоль стенок шахты и кинематически связанными с узлами торможения, причем узлы торможения соединены с соответствующими кнопками ..этажа назначения, кнопками вызова и с одним из входов блока формирования закона движения,другой вход которого соединен с датчиком этажей, а выход с одним из входов блока сравнения, второй вход которого соединен с тахометром, один из выходов блока сравнения соединен § с регулируемой заслонкой, а второй W с одним из входов блока управления воздушным приводом, второй вход кос торого соединен с системой аварийного останова, а третий - с датчиком загрузки платформы, первый, второй, g третий и четвертый выходы которого соединены соответственно с дросселем клапаном, механизмом поворота лопаток рабочего колеса и двигателем ND рабочего колеса. 00 ел со
СОЮЗ СОВЕТОНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
3 у В 66 В 9/04
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3343206/22-03 (22)01.10.81 (46)15.07.83.Вюл. Р 26 (72)Ю; A. Новиков и И. Н. Маркелов (71)Рижский Краснознаменный институт инженеров гражданской авиации им. Ленинского комсомола (53)621.876.113(088.8) (56)1. Авторское свидетельство СССР
Р 613994, кл. В 66 В 9/04, 1976.
2. Авторское свидетельство СССР
Р 754178, кл. В 66 В 9/04, 1978. (54)(57) ШАХТНЫЙ ПОДЬЕМНИК НА ВОЗДУШНОЙ ПОДУШКЕ, содержащий грузонесущую платформу с направляющими, воздуходувку для созданйя воздушной подушки, клапан, регулируемую заслонку с дросселем, узлы торможения, блок сравнения, тахометр, систему аварийного останова, блок управления воздушным приводом, датчик этажей, датчик загрузки платформы, механизм поворота лопаток рабочего колеса, двигатель рабочего колеса, кнопки вйзова платформы, сблокированные с воздуходувкой, и кнопки этажа назначения, отличающийся тем, что, с целью повышения произ„.SUÄÄ 1028591 А водительности и безопасности эксплуатации, он снабжен блоком формирования закона движения, а на грузоне" сущей платформе установлены зубчатые рейки, взаимодействующие с рабочими шестернями, расположенными вдоль стенок шахты и кинематически связанными с узлами торможения, причем узлы торможения соединены с соответствующими кнопками ..этажа назначения, кнопками вызова и с одним из входов бло" ка формирования закона движения, другой вход которого соединен с датчиком этажей, а выход — с одним иэ входов блока сравнения, второй вход которого соединен с тахометром, один из выходов блока сравнения соединен I
:с регулируемой заслонкой, а второй с одним из входов блока управления воздушным приводом, второй вход которого соединен с системой аварийного останова, а третий — c датчиком загрузки платформы, первый, второй, Я третий и четвертый выходы которого соединены соответственно с дросселем, клапаном, механизмом поворота лопа- (, ток рабочего колеса и двигателем
:Рабочего колеса.
1028591 2
Изобретение относится к подъемнотранспортному машиностроению, в частности к шахтным подъемникам на воздушной подушке.
Известны шахтные подъемники, содержащие герметичную шахту с направ- ляющими и грузонесущую платформу на воздушной подушке (13.
Недостатками даннь:х устройств являются низкий КПД, связанный с большим расходом энергии, и невысокая надежность, обусловленная сложностью конструкции.
Известен также шахтный подъемник, содержащий грузонесущую платформу с направляющими, воздуходувку для создания воздушной подушки, клапан, регулируемую заслонку с дросселем; узлы торможения, блок сравнения, тахометр„ систему аварийного останова, блок управления воздух .ным приводом, датчик этажей„ датчик загрузки платФорьь, механизм поворота лопаток рабочего колеса, двигатель рабочего колеса, кнопки вызова платформы, сблокированные с воздуходувкой, и кнопки назначения (2 ), Однако известный шахтный подъемник характеризуется отсутствием жест кой связи грузонесущей платформы с опорной поверхностью, например стенками шахты, верхним или нижним основанием шахты, что снижает безопасность, и невысокой производительностью.
Пелью изобретения является повышение производительности и безопасности эксплуатации.
Указанная цель достигается тем, что шахтный подъемник, содержащий грузонесушую платформу- с направляющими, воздуходувку для создания воздушной подушки, клапан, регулируемую заслонку с дросселем, узлы торможения, блок сравнения, тахометр, систему аварийного останова, блок управления воздушным приводом, датчик этажей, датчик загрузки платформы, механизм поворота лопаток рабочего колеса, двигатель рабочего колеса, кнопки вызова платформы, сблокированные с воздуходувкой, и кнопки этажа назначения, снабжен блоком формирования закона движения, а на грузонесущей платформе установлены зубчатые рейки, взаимодействующие с рабочими шестернями, расположенными вдоль стенок шахты и кинематически связанными с узлами торможения, причем узлы торможения соединены с соответствующими кнопками этажа назначения, кнопками вызова и с одним из входов блока Формирова" ния закона движения, другой вход которого соединен с датчиком этажей, а выход — с одним из входов блока сравнения „второй вход котрого соеди10
15 нен с тахометром, один из выходов блока сравнения соединен с регулируемой заслонкой, а второй — с одним иэ входов блока управления воздушным приводом, второй вход которого соединен с системой аварийного останова, а третий — с датчиком загрузки платформы, первый, второй, третий и четвертый вьходы которого соединены соответственно с дросселем, клапаном, механизмом поворота лопаток рабочего колеса и двигателем рабочего колеса.
kia фиг. 1 изображен шахтный подъемник, общий вид; на фиг. 2 - принципиальная электрическая схема устройства автоматической коррекции скорости движения платформы.
Шахтный подъемник содержит шахту
1 с направляющими 2, установленную в ней с возможностью перемещения платформу 3 с образованием полости 4 воз"душной подушки, подключенной .к воздуходувке 5. На платформу 3 установлены зубчатые рейки 6, взаимодействукицие с рабочими шестернями 7, расположенныки вдоль стенок шахты, которые кинематически связаны с электромеханическими узлами торможения 8. Элек.тромеханические узлы торможения 8 соединены с соответствующими кнопками эта3О жа назначения 9, кнопками вызова 10 и датчиком 11 этажей с входом блока
12 Формирования закона движения. Выход блока 12 соединен с входом блока
13 сравнения, при этом второй его
35 вход соединен с тахометром 14, а выходы соединены с регулируемой заслонкой 15 и входом блока 16 управления воздушным приводом, остальные входы которого связаны с датчиком 17 загрузки платформы 3 и системой 18 аварийного останова. Выходы блока 16 соединены с приводом 19 изменения скорости вращения рабочего колеса (не показано), механизмом 20 поворота лопаток рабочего колеса,и направляю45 щегo аппарата (не показаны ), клапаном
21 воздуха н дросселем 22. Для удобства пользования подъемником и безопасности эксплуатации он снабжен индикатором 23 и таблом 24 перегрузки.
Шахтный подъемник работает следующим образом.
После погрузочно-разгрузочных работ, например, на нижнем уровне и закрытия дверей шахты 1 нажимается кнопка этажа назначения 9, находяща" яся в кабине грузонесущей платформы
3, или кнопка вызова 10, имеющаяся на каждом уровне, если грузонесущую платформу 3 вызывают с какого-либо
60 уровня. При этом подается сигнал на включение воздуходувки 5 через блоки 12, 13 и 16, а также на устройство торможения 8 уровня назначения груза, которое имеет кинемати-.
65 ческую связь с рабочей шестерней 7
3 102Я5д1 4 данного уровня и приводит, ее в рабочее состояние. Под действием избыточного давления воздуха, соэдаваемого воздуходувкой 5 в полости 4 воздушной подушки, платформа начинает перемещаться ssepx. Движение ее без. 5 . перекосов осуществляется направляющими 2.
В блоке 12 аппроксимировано семейство теоретических (оптимальных) скоростей движения платформы 3 и Щ после нажатия кнопок 9 или 10 и прихода сигнала от датчика 11 в нем
Формируется (выбирается )оптимальная. кривая изменения скорости движения платформ 3 до заданного уровня.
Координаты кривой в виде электрических сигналов поступают на вход блока 13 сравнения, при этом на другой вход блока 13 поступают пропорцйональные сигналы Фактической скорости движения платформы 3 от тахометра 14. В блоке 13 происходит сравнение в каждый момент времени теоретической и фактической скорости движения платформы 3. Результат сравнения (рассогласование )подается s блок
16, который в зависимости от загрузки платформы 3 (сигнал загрузки поступает от датчика 17 ) выбирается один или несколько исполнительных механизмов управления воздушного привода. Управление этими механизмами может осуществляться, например, изменением скорости вращения двигателя рабочего колеса и направляющего аппарата механизма 20, перепуском soapy- З5 ха клапаном 21 или дросселированием
-воздуха дросселем 22,(перечисленные признаки .Управления воздушным приводом все или частично могут использоваться в воздуходувке, в за- 4Q висимости, что используется в качестве воздуходувки, или вариант ее исполнения ). При достижении заданного уровня зубчатые рейки 6 входят в зацепление с рабочими шестернями 7, 45 находящимися в "следящем" состоянии, которые после отработки определенной программы Фиксируют платформу 3 на этом уровне, плавно и с большой точн стью После окончания погрузоч- 50 но-разгрузочных работ закрываются двери и производится дальнейшая транспортировка груза. Дальнейший подъем платформы З.осуществляется аналогич.ным образом, а опускание " без вклю", чения воздуходувки 5. Оптимальный закон скорости двйжения платформы
3 вниз осуществляется таким же образом, как описано, но исполнительным устройством регулирования скорости опускания при этом является заслон.ка 15, которая непрерывно Отрабатывает заданный закон движения, пода" ваемый от блоков 12 и 13.
Прн возникновении аварийной ситуации (превышая скорости, ускорения илн давления в полости воздушной подушки, выше допустимых норм, самовыключении воздуходувки, разгерметизации и т.д. ) подается сигнал от системы 18 аварийного останова на срабатывание ловителя этой системы (не .показано ) и Фиксация платформы
3, выключение блока 16 и закрытие заслонки 15. При перегрузке платформы
3 загорается табло 24, которое показывает, что платформа 3 перегружена и необходимо принимать соответствующие меры. Во время подъема и опускания в кабине платформы 3 на индикато. ре 23 индцируются номера текущих уровней.
Повышение экономичности эксплуатации шахтного пбдъемника осуществля" ется тем, что производится автомати-: ческая коррекция скорости движения платформы, т.е. выбор оптимальнОЙ скорости движения от одного уровня до другого. Это значит, что доставка груза на определенный уровень производится с наименьшими затратами энергии и с минимальным временем, прн этом не допускается превышение скорости и ускорения выше допустимых норм, связанных с безопасностью эксплуатации. Автоматическая коррекция скорости движения платформы повышает производительность подъемника, что приводит к уменьшению числа подъемников, . для обработки определенного грузопотока, а также занимаемой ими площади °
Использование предлагаемого подъемника позволяет повысить качество обслуживания грузов и пассажиров, обусловленное комфортом, пропускной спо-. собностью и безопасностью эксплуатации °
1028591
3,028591
Составитель Е. Елизаров
Техред, Л.йекарь . Корректор В. Гирняк
Редактор И. Бандура
Тирам 8б1 . Подписное
ВНИНПИ ГОСударственного комитета СССР по делам взобретений и открытий
113035, Иосква, й-35, Раушская наб., д. 4/5
Заказ 4879/17
Филиал ППП "Патент",г. Уагород, ул. Проектная, .4