Лопастное колесо гидротрансформатора
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ЛОПАСТНОЕ КОЛЕСО ГИДРО .ТРАНСФОРМАТ ОРА, содержащее наружный и внутренний торы, размещенные между ними лопасти, каждая из которых имеет расположенные в пазах одного из торов у кромок лопасти выступ и язычок, отогнутый на наружную поверхность тора, отличающееся тем, что, с целью повыщения прочности и облегчения сборки колеса, каждая лопасть снабжена дополнительными выступом и язычком, примыкающими соответственно к основным язычку и выступу, причем оба выступа расположены со стороны кромок лопасти и приварены к наружной поверхности тора. (Л to СХ) со ГС оо Фаг.1
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
З 1 у F 16 Н 41/28
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3226422/25-06 (22) 30.12.80 (46) 15.07.83. Бюл. № 26 (72) Л. А. Румянцев, С. Д. Гапоян, А. А. Лисевич, Ю. К. Есеновский-Лашков и С. Н. Шалавасов (71) Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт (53) 621.226.5 (088.8) (56) 1. Патент США № 2948226, кл. 416-180, опублик. 1960.
2. Авторское свидетельство СССР № 798392, кл. F 16 Н 41/28, 1979.
„,SUÄÄ 1028923 (54) (57) ЛОПАСТНОЕ КОЛЕСО ГИДРОТРАНСФОРМАТОРА, содержащее наружный и внутренний торы, размещенные между ними лопасти, каждая из которых имеет расположенные в пазах одного из торов у кромок лопасти выступ и. язычок, отогнутый на наружную поверхность тора, отличающееся тем, что, с целью повышения прочности и облегчения сборки колеса, каждая лопасть снабжена дополнительными выступом и язычком, примыкающими соответственно к основным язычку и выступу, причем оба выступа расположены со стороны кромок лопасти и приварены к наружной поверхности тора.
1028923
Изобретение относится к гидродинамичес ким передачам, в частности к усовершенствованию узла крепления лопастей колеса гидротрансформатора.
Известно лопастное колесо гидротрансформатора, содержащее наружный и внутренний торы, выполненные из листового материала, и расположенные между ними лопасти, имеющие язычки, входящие в прорези наружного и внутреннего торов и отгибаемые к торам при сборе (1).
Недостатком . известного лопастного колеса является низкая долговечность язычков.
Наиболее близким к изобретению по технической сущности является лопастное колесо гидротрансформатора, содержащее наружный и внутренний торы, размещенные между ними лопасти, каждая из которых имеет расположенные в пазах одного из торов у кромок лопасти выступ и язычок, отогнутый на наружную поверхность тора (2).
Недостатком этого колеса являются низкая прочность язычка и сложность сборки колеса.
Целью изобретения является повышение прочности и облегчение сборки колеса.
Указанная цель достигается тем, что в лопастном колесе гидротрансформатора каждая лопасть снабжена дополнительными выступом и язычком, примыкающими соответственно к основным язычку и выступу, причем оба выступа расположены со стороны кромок лопасти и приварены к наружной поверхности тора.
На фиг. 1 изображены насосное и турбинное лопастные колеса гидротрансформатора; на фиг. 2 — лопасть, выполненная из листового материала; на фиг. 3 — разрез
А-А на фиг. 1; на фиг. 4 — вид Б на фиг. 1; на фиг. 5 — вариант выполнения лопасти с одним язычком и выступами по обе стороны от него; на фиг. 6 — вариант выполнения лопасти с углублением между выступом и язычком; на фиг. 7 — лопасть, имеющая переменную толщину. ,Лопастное колесо гидротрансформатора содержит наружный и внутренний торы 1 и 2, размещенные между ними лопасти 3, каждая из которых имеет расположенные в пазах 4 одного из торов, например наружного тора 1, у кромок 5 и 6 лопасти 3 выступ 7 и язычок 8, отогнутый на наружную поверхность 9 тора 1. При этом каждая лопасть 3 снабжена дополнительными выступом 10 и язычком 11, примыкающими соответственно к основным язычку 8 и высту пу 7, причем оба выступа 7 и 10 расположены со стороны кромок 5 и 6 лопасти 3 и приварены к наружной поверхности 9 тора 1. В средней части лопасти 3 также расположен выступ 10, который приварен к наружной поверхности 9 тора 1.
5
Внутренний тор 2 имеет прорези 12, в которых расположены язычки 13 лопастей 3, отогнутые к наружной поверхности 14 тора 2. Лопасть 3 со стороны внутреннего тора 2 может также иметь один язычок 13, отогнутый к наружной поверхности 14 тора 2 и два выступа 10, приваренных к тору 2.
Кроме того, на лопасти 3 между язычками 8 и 11 и выступами 7 и 10 могут быть выполнены углубления 15. Выполнение выступов 7 и 10 и язычков 8 и 11 у кромок 5 и 6 лопастей 3 позволяет существенно облегчить процесс их сборки на наружном торе 1, а также предотвратить «выскакивание«выступов 7 и 10 из пазов 4 в процессе сборки лопастного колеса.
При этом язычки 8, 11 и 13 обеспечивают удобство монтажа, а их длина может быть меньше длины выступов 7 и 10. Это облегчает отгибку язычков 8, 11 и 13 на наружные поверхности 9 и 14 соответствующих торов 1 и 2.
Выступы 7 и 10 предназначены для обеспечения лопастному колесу гидротрансформатора необходимой прочности и жесткости.
Это достигается тем, что их длина больше длины язычков 8, 11 и 13, причем выступы 7 и 10 по всей длине приварены к обеим сторонам паза 4 и прорези 12 с наружных поверхностей 9 и 14 торов 1 и 2.
Фиксация лопастей 3 с тором 1 посредством язычков 8 и 11 и выступов 7 и 10 у кромок 5 и 6 позволяет использовать в середине лопасти 3 только выступ 10, приваренный на всей длине сварочным швом к наружной поверхности тора 1.
При эксплуатации лопастных колес гидротрансформатора в тяжелых условиях требуется их повышенная жесткость и прочность. Это требование может быть выполнено при дополнительном соединении лопастей
3 с внутренним тором 2 с помощью язычка
13, отгибаемого к наружной поверхности 14 тора 2, и выступов 10, расположенных в прорезях 12 по обе стороны от язычка 13 и также приваренных к наружной поверхности 14 тора 2.
При малой длине наружной поверхности
14 внутреннего тора 2 эффективным является применение одного язычка 13 и двух выступов 10, расположенных с противоположных сторон от язычка 13. С целью ликвидации концентрации напряжений при отгибе язычков 8, 11 и 13 предусмотрено углубление 15 между последними и выступами 10. Такое крепление лопастей 3 может быть использовано как для лопастей, имеющих постоянную толщину, так и переменную толщину.
Использование предложенного изобретения позволяет получить высокую прочность лопастных колес и существенно облегчить их сборку.
1028923 иг.2
1028923
1028923 Ори 7
Составитель С. Анисимов
Редактор М. Дылын Техред И. Верес Корректор А. Тяско
Заказ 4930 34 Тираж 925 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета „СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент>, г. Ужгород, ул. Проектная, 4