Механический привод
Иллюстрации
Показать всеРеферат
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОИ ЛИ
РЕСПУБЛИК
09) (18
З(я) Г 16 К 1 46
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИ
Н ABTOPCHO5Nf СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
fIO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (61) 934128 (21.) 3302027/25-08 (22) 08.06.81 (46) l5.07.83..6юл. 11 26 (72) Н.Т. Фомайенко, Б.Г. Пензии, Н.H. Гниломедов, А.Е. Вазлев, Г.И. Григорьев и 8.В. Скурский (53) 621.646(088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР
N 934128, кл. F l6 К 31/46, 1980. (54)(57) МЕХАНИЧЕСКИЙ ПРИВОД по авт. св. И 934128, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что, с целью повышения надежности, сухари соединены кинематической связью с управляющим устройством, а распорное звено подпружинено относительно управляющего устройства.
1 10
Изобретение относится к механическим приводам с поступательным перемещением запорного элемента, к которому приложена большая осевая сила как в рабочем положении, так и в момент срабатывания, Изобретение может быть применено в качестве привода пневмогидравлических клапанов высокого давления в общем и химическом машиностроении, авиации. В качестве жесткого механического привода {замка) возможно применение в стреляющих пневмогидравлических поршнях, подъемно-транспортных механизмах и других отраслях народного хозяйства, где требуется разъединение нагруженных деталей.
По основному авт. св, II 934128 известен механический привод, содержащий корпус, в котором размещены силовые захваты, взаимодействующие с головкой штока запорного элемента и с распорным звеном, связанным с управляющим устройством, причем силовые захваты выполнены в форме сухарей, являющихся секторами тора, внутренняя поверхность корпуса выполнена торовой, а распорное звено выпол нено в форме тела вращения, ось которого совпадает с осью привода Ci ).
28936
2 привода, что обусловлено устранением ,заклинивания сухарей при работе.
Поставленная цель достигается тем, что сухари соединены кинематической связью с управляющим устройством, а распорное звено подпружинено относи10 фиг, 1
30 пусе 10 управляющего устройства выполнены окна 13 для подачи команды (дав15
20 тельно, управляющего устройства.
На фиг, 1 показана конструкция предлагаемого механического привода, разрез (левая половина описывает закрытое положение привода, а правая - открытое); на фиг. 2 - привод, закрытое положение, сечение А-А на
Иеханический привод состоит из корпуса 1, в котором размещены сухари 2, удерживающие фигурную головку штока 3 запорного элемента 4. Своими хвостовыми частями сухари 2 взаимодействуют с распорным звеном 5, кроме того, к ним при помощи осей 6 крепятся водила 7, выполняющие роль жестких кинематических связей. Нижние. концы водил 7 посредством осей 8 крепятся к поршню 9 управляющего устройства, которое в свою очередь состоит из составного корпуса 10, поршней 9 и 11, штока 12, соединяющего распорное звено 5 с поршнем 11. В кор35
Известный механический привод характеризуется относительно невысокой надежностью. При работе привода в начальном диапазоне сил, когда движущие силы еще недостаточно велики для того, Чтобы вытеснять головные части сухарей из зоны захвата, а силы отжимающих пружин уже не способны переместить сухари в "открытое" положение из-за наличия сил трения, возникают условия, при которых сухари развертываются относительно крайних верхних точек торовых поверхностей (после рабочего перемещения рас.порного звена вниз), а выйти из зоны захвата они не смогут, так как фигурная головка штока запорного элемента прижмет скошенные конические наружные поверхности головных частей сухарей к корпусу. Происходит заклинивание привода или перекос штока запорного элемента (если произошло эаклинивание одного иэ сухарей). Аналогичное заклинивание может произойти и при "э акрытии" привода, особенно в условиях вибрационных нагрузок.
Целью изобретения являтеся повышение надежности работы механического
55 ления) на "открытие" привода и окна
14 и .15 для подачи команды на "закрытие" привода.. Пружина 16 постоянно отжимает распорное звено 5 от поршня
9 управляющего устройства.
В рабочем, т.е; закрытом положении, головка штока 3, связанная с запорным элементом 4, удерживается в крайнем нижнем положении сухарями
2. Под действием давления Р „ запор" ный элемент 4 вместе со штоком 3 стремится выйти вверх, развернув, а затем выдвинув сухари 2 из зоны захвата. Однако развороту сухарей 2 относительно крайних верхних точек их. боковых торовых поверхностей препятствует распорное звено 5, которое находится во взаимодействии с внутренними поверхностями хвостовых частей сухарей 2. Управляющее давление при этом подведено к окнам 15 и 14 управляющего устройства, и поршни 9 и 11 также поджаты этим давлением в свои крайние верхние |йоложения.
Происходит удержание фигурной головки штока 3 запорного элемента сухарями 2. Привод "закрыт".
Благодаря этому зона захвата сухарей 2 остается свободной и обеспечивается гарантированное открытое положение сухарей 2, которое не препятствует следующему введению штока
3 в зону захвата. Сила поджатия сухарей 2 к корпусу 1 в этом положении зависит только лишь от силы поджатия пружины 16, которая выбирается по ;
t0 конструктивным соображениям. После достижения всей подвижной системы, состоящей из сухарей 2, распорного звена 5, водил 7, поршней 9 и 11, крайнего нижнего положения, привод
13 устанавливается в открытом состоянии.
Для приведения механического привода в рабочее (эакрытбе) положение нужно при помощи постороннего воздействия ввести головку штока 3 запор" ного элемента 4 в зону захвата сухарей 2, окно 13 соединить с атмосферой, а к окнам 14 и 15 подать управляющее давление. При этом вся подвижная система перемещается вверх.
Сухари 2, перемещаясь под действием распорного звена 5, на которое передается"закрывающая" сила от поршня
11, и водил 7, на которые передаются
"закрывающая" сила от поршня 9, совершают,сложное движение, состоящее из двух перемещений: перемещения вверх и разворачивания своими головными частями к оси привода, благодаря тому, что перемещаются вверх по торовой по35 верхности корпуса 1. Пружина 16 ни на одно иэ этих перемещений влияния не оказывает. Сухари 2 должны развернуться на такой угол, чтобы дать возможность распорному звену 5 войти во взаимодействие с их внутренними поверхностями хвостовых частей и тем самым зафиксировать закрытое положе" ние привода. Однако иэ-за воздейст-вия распорного звена g на задние по4S верхности хвостовиков сухарей 2 может произойти заклинивание последних в каком-то промежуточном положении и
"закрытие" привода не осуществится.
Чтобы этого не произошло, оси 8 смещены относительно осей 6 в сторону оси привода. Таким образом, водила 7 находятся в наклонном положении, нижние концы их расположены ближе к оси привода. Таким образом, осевая сила, передаваемая поршнем 9, раскладывается на осях 6 на две составляющие, одна из которых направлена вверх, параллельно оси привбда, а вторая направлена горизонтально, перпендику3 . 1 028936 4
При подаче давления в окно 13 управляющего устройства и соединении окон 14 и 15 с атмосферой происходит перемещение поршня 1.1 в нижнее положение. Это перемещение посредством штока 12 передается распорному звену 5, которое тоже перемещается вниз, выходя из взаимодействия с внутренними поверхностями хвостовых частей сухарей 2. Сухари 2., водила 7 и пор" шень 9 находятся в это время в неподвижном состоянии, как жестко сое- . диненная система. Распорное звено при своем перемещении вниз в данный момент сжимает пружину 16. После . выхода распорного звена 5 из взаимодействия с хвостовыми частями сухарей 2 последние получают возможность под действием усилия, созданного на штоке 3 давлением Р „, развернуться относительно своих крайних верхних точек торовых поверхностей, Одновременно под «действием сжатой пружины
16 поршень 9 перемещается вниз, увлекая за собой посредством водил 7 сухари 2. Таким образом, сухари 2 разворачиваются и отходят вниз, освобождая при этом шток 3 запорного элемента 4, который получает возможность под действием давления Р переместиться вверх на неограниченное расстояние. Поршень 11 вместе со штоком 12 и распорным звеном 5 поджимаются управляющим давлением в крайнее нижнее положение. Поршень 9 поджимается в крайнее положение пружиной
16, так как полость под ним через окно 14 соединена с атмосферой. Че« рез оси 8, водила 7 и оси 6 сила поджания пружины 16 передается сухарям 2. После своего разворота сухари 2 взаимодействуют своими задними поверхностями-с передней кромкой распорного звена 5 с одной стороны, а с другой на них через водила 7 и поршень 9 действует пружина 16, которая находится постоянно в поджатом положении. Так как точки контакта задних поверхностей сухарей 2 и оси 6 конструктивно разнесены на определенное расстояние, то сила пружины 16 преобразуется в разворачивающий момент, постоянно поджимающий боковые торовые поверхности сухарей 2 к корпусу
1. (как это показано в правой половине фиг. 1), разворачивая их головные части дальше от оси ° привода.
Составитель И. Кольцова
Редактор М. Дылын Техред Л.Пекарь Корректор В. Гирняк
Заказ 4931/35
Тираж 925 Подписное.
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Иосква, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4
5, 1028936 6 лярно оси привода, и создает допол- сухарей 2. Привод "закрыт" и готов нительный момент, прижимающий хвосто- к дальнейшей работе. вики сухарей 2 к корпусу 1 и тем са- Технико"экономический эффект, сомым помогающий сухарям 2 развернуться здаваемый изобретением, заключается . s закрытое положение. После полного > в том, что соединение сухарей с уп» разворота азворота сухаРей 2 в Рабочее поло- . Равляющим устройством жесткой кинежение распорное звено 5 получает воз- матической связью и установка пружиможность еще переместиться вверх и ны между распорным звеном и управляю" войти во взаимодействие с внутренни- . щим устройством позволяет увеличить ми поверхностями хвостовых частей 1р надежность механического привода.