Ротор синхронной явнополюсной электрической машины

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

РОТОР СИНХРОННОЙ ЯВНОПОЛЮСНОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ , содержаший остов, полюса с башмаками и размешенные на полюсах катушки, расположенные в два ряда, опирающиеся на внутреннюю поверхность башмака, отличающийся те.м, что, с целью повышения надежности , внутренняя опорная поверхность башмака выполнена ступенчатой, причем опорная поверхность башмака, на которую опирается внутренняя катушка, расположена на меньшем радиальном расстоянии от оси ротора, чем опорная поверхность башмака , на которую опирается наружная катушка . 15 (Л $ 7-ф:г:

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ . РЕСПУБЛИК

ÄÄSUÄÄ 1029333 з(д) Н 02 К 3/20

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

IlO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3256302/24-07 (22) 05.03.81 (46) 15.07.83. Бюл. № 26 (72) Н. Ф. Кузьмин, Л. А. Суханов, В. К. Воробей, В. Ф. Федоров, В. А. Бугаев и Ф. P. Коренцвит (71) Всесоюзный научно-исследовательский институт электромашиностроения и Производственное объединение «Уралэлектротяжмаш» им. В. И. Ленина (53) 621.313.713 (088.8) (56) 1. Авторское свидетельство № 445099, кл. Н 02 К 3/2, 1971.

2. Абрамов А. И. и др. Проектирование гидрогенераторов и синхронных компенсаторов, М., «Высшая школа», 1978, с. 97, рис. 37. (54) (57) РОТОР СИНХРОННОЙ -ЯВНОПОЛ)ОСНОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ, содержащий остов, полюса с башмаками и размещенные на полюсах катушки, расположенные в два ряда, опирающиеся на внутреннюю поверхность башмака, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности, внутренняя опорная поверхность башмака выполнена ступенчатой, причем опорная поверхность башмака, на которую опирается внутренняя катушка, расположена на меньшем радиальном расстоянии от оси ротора, чем опорная поверхность башмака, на которую опирается наружная катушка.

1G29333

14зобретение относится к электромашиноможет быть использовано пре п:«. :...;о в синхронных компенсаторах. !!.,н«,.ен ротор синхронной явнополюсной электрической машины, содержащий остов, полюса с башмаками, размешенные на полюсах катушки обмотки возбуждения и дополнительные две вспомагательные катушки отрицательного возбуждения. Верхняя и нижняя вспомагательные катушки отрицательного возбуждения фактически являются частями одной катушки, размещенной в двух местах (1) .

Однако такое решение усложняет конструкцию соединения выводов. Кроме того, из-за недостатка места для размещения вспомагательной катушки отрицательного возбуждения неизбужна высокая плотность тока в ее проводниках и повышенное выделение тепла в них.

Наиболее близким к предлагаемому является ротор синхронной явнополюсной электрической машины, содержащий остов, полюса с башмаками и размещенные на полюсах катушки, расположенные в два ряда, опирающиеся на внутреннюю поверхность башмака (2).

Однако, выполнение катушки двухрядной увеличивает механические напряжения в башмаке полюса от действия центробежных сил собственного веса и катушек.

Цель изобретения — повышение надежности.

Указанная цель достигается тем, что в роторе синхронной явнополюсной электричес кой машины, содержашем остов, полюса с башмаками и размещенные на полюсах катушки, расположенные в два ряда, опирающиеся на внутреннюю поверхность башмака, последняя выполнена ступенчатой, причем опорная поверхность башмака, на которую опирается внутренняя катушка, расположена на меньшем радиальном расстоянии от оси ротора, чем опорная поверхность башмака, на которую опирается наружная катушка.

На фиг. 1 изображена часть ротора синхронной явнополюсной электрической машины, общий вид; на фиг. 2 — полюс ротора, вид сверху; на фиг. 3 — часть кромки башмака полюса и часть сердечника полюса с

35 наиболее нагруженными (опасными) сечениями.

Ротор содержит сердечник 1 полюса, башмак 2 с опорной поверхностью 3 для основной наружной катушки 4 возбуждения и расположенной коаксиально ей вспомагательной внутренней катушки 5 отрицательного возбуждения. Опорная поверхность башмака выполнена ступенчатой. Между всвпомагательной катушкой 5 отрицательного возбуждения и сердечником 1 размещена изоляция б. Катушка 5 снабжена выводами 7 и 8. Катушка 4 снабжена выводами 9 и 10. Между катушками 5 и 4 размещены клинья 11, разделяющие пространство между катушками на камеры 12, по которым проходят потоки охлаждающего газа. Против камер 12 в башмаке 2 выполнены отверстия 13 для выхода охлаждающего газа. Крайние верхние витки 14 и нижние витки 15 основной катушки 4 возбуждения выполнены с корпусной термореактивной изоляцией, охватывающей их по всему периметру сечения.

Опорная поверхность башмака, на которую опирается внутренняя катушка 5, расположена на меньшем радиальном расстоянии от оси ротора, чем опорная поверхность башмака, на которую опирается наружная катушка 4. Благодаря этому усилия от воздействия центробежных сил при вращении ротора на катушку 5 на кромку башмака не передаются и нагрузка в опасном сечении А-А не увеличивается. Сечение

Б-Б, наиболее нагруженное действием центробежных сил от обеих катушек, значительно прочнее сечения А-А ввиду большей толщины, поэтому опасных напряжений в нем не возникает.

С применением предлагаемого устройства представляется возможность наиболее эффективного использования вспомагательную катушку отрицательного возбуждения при улучшении ее охлаждения и повышении технологичности изготовления. Наличие места для размещения вспомагательной катушки отрицательного возбуждения позволяет выполнять ее из проводников, сечение которых обеспечивает невысокую плотность тока в них.

1029333

Редактор И. Касарда

Заказ 4997/55

Составитель А. Г. Воинов

Техред И. Верес Корректор А. Тяско

Тираж 687 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий ! 13035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», r. Ужгород, ул. Проектная, 4