Магнитный клин для крепления обмотки в пазах магнитопровода электрической машины

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

МАГНИТНЫЙ КЛИН ДЛЯ КРЕПЛЕНИЯ ОБМОТКИ В ПАЗАХ МАГНИТОПРОВОДА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ , содержащий изоляционную оболочку , внутри которой размещена магнитодиэлектрическая масса с армирующим элементом из магнитного материала, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности крепления путем придания клину эластичных свойств, армирующий элемент выполнен в виде спиральной пружины, противоположные участки витков которой по всей длине магнитопровода частично соприкасаются между собой с образованием каплевидных зазоров с обеих сторон от линии соприкосновения , причем каналы, образованные зазорами в последовательно расположенных витках, заполнены указанной магнитодиэлектрической массой. ю со со со О)

6 А

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (19) (11) 3(5в Н 02 3 493

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А ВТОРСКОМ,Ф СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Х ф

Фи1.1

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3386369/24-07 (22) 22.01.82 (46) 15.07.83. Бюл. № 26 (72) Я. М. Хант, Ф. К. Макаров, Д. А. Кузурман и М. А. Подтихов (71) Всесоюзный научно-исследовательский проектно-конструкторский и технологический институт электромашиностроения (53) 621.318 (088.8) (56) I. Авторское свидетельство СССР № 519827, кл. Н 02 К 3/48, 1972.

2. Заявка ФРГ № 2327136, кл. Н 02 К 3/48, 1976. (54) (57) МАГНИТНЫЙ КЛИН ДЛЯ

КРЕПЛЕНИЯ ОБМОТКИ В ПАЗАХ МАГНИТОПРОВОДА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ, содержащии изоляционную оболочку, внутри которой размещена магнитодиэлектрическая масса с армирующим элементом из магнитного материала, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности крепления путем придания клину эластичных свойств, армирующий элемент выполнен в виде спиральной пружины, противоположные участки витков которой по всей длине магнитопровода частично соприкасаются между собой с образованием каплевидных зазоров с обеих сторон от линии соприкосновения, причем каналы, образованные зазорами в последовательно расположенных витках, заполнены указанной магнитодиэлектр и чес кой м а с сой.

1029336

Изобретение относится к электромашиностроению, а именно к креплению обмотки в пазах магнитопровода электрической машины.

Известен магнитный клин для крепления обмотки в пазах магнитопровода электричес. кой машины, содержащий пружину, размещенную вдоль длины паза, выполненную из проволоки, петли которой входят в боковые канавки. Крайние петли пружины имеют увеличенную длину и каждая из них размещена в сферической выемке, выполненной в стенке боковой канавки, а в средней части клина имеется выступ, охватываемый петлей пружины (1) .

Недостатком данного клина является то, что для пружины нужны специальные выемки, которые в шихтованном магнитопроводе можно получить лишь при сборке разных листов.

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому эффекту к предлагаемому является магнитный клин, содержащий изоляционную оболочку, внутри которой размещена магнитодиэлектрическая масса с армируюгцим элементом, представляющим собой магнитопроводную сетку (2).

Недостатком этого клина является низкая надежность крепления.

Цель изобретения — повышение надежности крепления путем придания клину эластичных свойств.

Поставленная цель достигается тем, что в магнитном клине для крепления обмотки в пазах магнитопровода электрической машины, содержащим изоляционную оболочку, внутри которой размещена магнитодиэлектрическая масса с армирующим элементом из магнитного материала, армирующий элемент выполнен в виде спиральной пружины, противоположные участки витков которой по всей длине магнитопровода частично соприкасаются между собой с образованием каплевидных зазоров с обеих сторон от линии соприкосновения, причем каналы, образованные зазорами в последовательно расположенных витках, заполнены указанной магнитодиэлектрической массой.

На фиг. 1 показан магнитный клин, поперечный разрез; на фиг. 2 — пружинный армирующий элемент.

Магнитный клин покрыт изоляционной эластичной оболочкой 1, которая охватывает пружинный армирующий элемент 2, противоположные участки витков пружины частично соприкасаются между собой по линии 3 соприкосновения, с образованием каплевидных зазоров 4 с обеих сторон от нее. Зазоры заполнены теплопроводной магнитодиэлектрической массой 5. Средняя часть клина обращается во внутрь паза, образуя впадину 6.

Армирующий элемент. 2 образуют из проволоки круглого или прямоугольного сечения. Проволоку предварительно сворачи1,5 — 7

5 — 15

0,2 — 1

1 — 5

1 — 5

В качестве теплопроводного наполнителя может быть использована окись алюминия, окись магния, муллит, окись бериллия, магнезит, двуокись титана, окись цинка, нитрид бора, нитрид алюминия.

Кроме того наполнитель может содер жать смесь теплопроводного и магнитомягкого материала, при этом магнитомягкий материал выбирается из группы, содержащей электролитическое железо, электротехническую сталь (Э 310, Э 320), перминвар, пермаллой, супермаллой, альсифер, ферриты при следующем содержании компонентов, вес. / .

Связующее (например эпоксидная смола) 10 — 50

Отвердитель (полиэтнленполиамин)

Жидкий каучук

1,5 — 7

5 — 15 вают в кольцевую пружину 7, а затем деформируют до плоской пружины 8 с каплевидными краями 4.

Пример изготовления магнитного клина.

В зависимости от формы и размера клина изготавливают пружинный армирующий элемент (фиг. 2). Далее пружинную магнитопроводную основу укладывают в формочки и в них заливают или запрессовывают магнитодиэлектрическую массу. В случае

10 заливки формочек магнитодиэлектрической массой их оставляют заполимеризоваться при комнатной температуре на 1 — 4 ч в зависмости от выбранного состава. Далее формочки разбирают, получают клин без оболочки. Затем магнитный клин покрывают изолирующей эластичной оболочкой.

Магнитный клин способствует сглаживанию провалов МДС в зазоре и характеристики машины получаются на уровне, как у машины с полузакрытыми пазами статора.

Переменная магнитная проницаемость должна быть по ширине раскрытия паза, в этом положении магнитный поток в зазоре под пазом будет более равномерным. Поэтому в клине предусмотрены каплевидные места, внутрь которых введен магнитоди25 электрик. Более плотный магнитный поток, отходящий от зуба, пересекает утолщенную часть клина, частично ответвляется к центру тем самым достигается желаемый эффект.

При встречном направлении потока картина поля в зазоре и клине аналогичная.

ЗО В качестве магнитодиэлектрической массы используется состав, содержащий следующие компоненты, вес. /ц..

Связующее (эпоксидная смола) 10-50

Отвердитель (полиэтилЗ ленполиамин)

Жидкий каучук

Перекись бензоила

Суперфосфат

Теплопроводный наполнитель

1029336

1,2 в 1,0

Т 180 C

497 2

Составитель Н. Зеленцова

Редактор И. Касарда Техред И. Верес Корректор Л. Бокшан

Тираж 687 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий! 13035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Перекись бензоила

Суперфосфат (Са (HPO ) а) 1 — 5

Теплопроводный наполнитель 10 — 50

Магнитомягкий наполнитель Остальное

Приготовление теплопроводного состава производится следующим образом.

Смешивают связующее (эпоксидную смолу) с отвердителем: перекисью бензоила и 10 каучуком в течение 10 — 15 мин. Затем суперфосфат и наполнитель перемешивают

20 — 30 мин.

В приготовленную смесь-эпоксидной смолы с добавками небольшими порциями вводят теплопроводный наполнитель с добавлением в него суперфосфатом. Всю массу перемешивают до получения однородного состава и затем используют.

Результаты испытаний показывают, что предлагаемый теплопроводный состав позволяет получить прочное соединение с армирующим элементом, а технология изготовления магнитного клина является нетрудоемкой и простой.

Магнитный клин имеет следующие свойства:

Разрушающее напряжение при статическом изГибе 6мзг 1000 — 12000 кгс/см

Маю имальная рабочая температура

Относительная магнитная проницаемость при

Н = 3000 А/см)и от 4 — 20

Теплопроводность Л 2 — 5 Вт/см град

Применение предлагаемых магнитных клиньев в электрических машинах позволяет упростить процесс укладки обмотки в пазах, повысить энергопараметры машины на

0,5 — 1,5о/о КПД, а также повысить надежность крепления обмотки, что дает значительный экономический эффект.