Механизм управления составной коробкой передач транспортных средств

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ СОСТАВНОЙ КОРОБКОЙ ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащий установленный в корпусе основной коробки передач с возможностью осевого перемещения и поворота валик, связанный с приводом переключения передач, вильчатый рычаг , закрепленный на валике для связи с поводками щтоков основной коробки передач , и устройство включения передач дополнительной коробки передач, отличающийся тем, что, с целью расширения функциональных возможностей, устройство включения передач дополнительной коробки передач представляет собой клапаны с подпружиненными толкателями, связанные с цилиндром переключения передач, а ia валике выполнены противоположно направленные скосы с прямолинейными участками для взаимодействия с толкателями.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК з(51) В 60 К 20/00

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ1" ::,; —, ","

К А BTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

4 . . к 40 1::;À

CD

CQ

С0

ЬР

« (21) 3226647/27-11 (22) 29. 12.80 (46) 23.07.83. Бюл. № 27 (72) А. В. Евстратовский, В. А. Ярошевич и В. Н. Яглейко (71) Минский дважды ордена Ленина и ордена Октябрьской Революции автомобильный завод (53) 629.113-585 (088.8) (56) 1. Патент ФРГ № 2128172, кл. В 60 К 20/12, 1976 (прототип). (54) (57) МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ СОСТАВНОЙ КОРОБКОЙ ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащий установленный в корпусе основной коробки

„„SU„„1030214 А передач с возможностью осевого перемещения и поворота валик, связанный с приводом переключения передач, вильчатый рычаг, закрепленный на валике для связи с поводками штоков основной коробки передач, и устройство включения передач дополнительной коробки передач, отличающийся тем, что, с целью расширения функциональных возможностей, устройство включения передач дополнительной коробки передач представляет собой клапаны с подпружиненными толкателями, связанные с цилиндром переключения передач, а на валике выполнены противоположно направленные скосы с прямолинейными участками для взаимодействия с толкателями.

1030214

Изобретение относится к машиностроению, а именно к механизмам управления коробками передач транспортных средств.

Известен механизм управления составной коробкой передач транспортных средств, содержащий установленный в корпусе основной коробки передач с возможностью осевого перемещения и поворота валик, связанный с приводом переключения передач, вильчатый рычаг, закрепленный на валике для связи с поводками штоков основной коробки передач, и устройство включения передач дополнительной коробки передач (1).

К недостаткам этого механизма следует отнести узкий диапазон избирания передач основной коробки вследствие ограничения перемещения валика механизма переключения передач элементами включения передач в дополнитьной коробке, чем обусловлена невозможность использования такого механизма в многоступенчатых составных коробках передач, которые требуют четырех и более осевых положений валика с вильчатым рычагом при избирании и переключении передач, а также наличие механического управления дополнительной коробкой, чем вызвано увеличение усилий и времени при синхронизированном переключении передач.

Целью изобретения является расширение функциональных возможностей.

Поставленная цель достигается тем, что в механизме управления составной коробкой передач транспортных средств, содержащем установленный в корпусе основной коробки передач с возможностью осевого перемещения и поворота валик, связанный с приводом переключения передач, вильчатый рычаг, закрепленный на валике для связи с поводками штоков основной коробки передач, и устройство включения передач дополнительной коробки передач, последнее устройство представляет собой клапаны с подпружиненными толкателями, связанные с цилиндром переключения передач, а на валике выполнены скосы с прямолинейными участками для взаимодействия с толкателями.

На фиг. 1 изображен механизм, разрез; на фиг. 2 — разрез Л вЂ” А на фиг, 1; на фиг. 3 — частичный разрез Б — Б на фиг. 2.

В крышке 1 картера основной трехходовой коробки (фиг. 1) расположен валик 2, который связан с дистанционным приводом

3 переключения. На валике 2 размещен рычаг 4 (фиг. 2), нижний конец 5 которого выполнен вильчатым с ушками 6 и 7. Рычаг 4 установлен с возможностью взаимодействия с поводками 8 — 10 штоков 11—

13 включения передач. Любому из положений рычага 4 соответствует зацепление только одного ушка 6 или 7 с поводком 8, 9 или 10. С одного конца валик 2 выполнен полым и в нем установлено упорное кольцо 14. Крышка 1 картера закрыта фланцем

15. Во фланце 15 размещена пружина 16, стопорное 17 и упорное 18 кольца. В полом конце валика 2 и во фланце 15 установлен стержень 19 с размещенными на нем пружиной 20 и упорными кольцами 21 и 22. К крышке 1 картера прикреплен корпус 25, в котором размещены клапаны 26 и 27 (фиг. 3) для переключения соответственно на низший и высший диапазоны передач дополнительной коробки. Клапаны 26 и 27 снабжены штоками 28 и 29 и толкателями

30 и 31, подпружиненными пружинами 32 и 33. Штоковые полости клапанов 26 и 27 сообщены с пневматическим силовым цилиндром 34, каналами 35 и 36. Валик 2 выполнен с противоположными скосами 37 и

38, переходящими в прямолинейные участки 39 для возможности взаимодействия с толкателями 30 и 31. Корпус 25 снабжен каналами 40 и 41 для подвода и стравливания воздуха (давления) .

Устройство работает следующим образом.

Рычаг 4 имеет два исходных фиксированных положения (2 нейтрали) .

Первое исходное положение определяется подпружиненным толкателем 30, который упирается в скос 37, и упорной поверхностью 24, которая упирается через упорное кольцо 18 в пружину 16. В этот момент клапан 27 закрыт, а клапан 26 открыт. Сжатый воздух поступает в пневмоцилиндр 34 через канал 35 и включет низший диапазон передач дополнительной коробки. Другая полость через канал 36 и 41 связана с атмосферой.

Второе исходное положение рычага 4 определяется подпружиненным толкателем

31, который упирается в скос 38 валика 2, и упорным кольцом 14, которое z пирается в пружину 20. В этот момент клапан 27 открыт, а клапан 26 закрыт. Сжатый воздух через канал 36 поступает в пневмоцилиндр 34 и включает высший диапазон передач дополнительной коробки. Полость цилиндра низшего диапазона через каналы 35 и 41 связана с атмосферой.

В первом исходном положении при повороте рычага 4 вправо или влево (фиг. 2) ушко 6, которое находится в зацеплении с поводком 8 (фиг. 1) перемещает шток 11, и включаются передачи низшего диапазона штока 11. Перемещение рычага 4 (фиг. 1) вправо (для избирания других передач) происходит со сжатием пружины 16 до соприкосновения упорной поверхности 23 с упорным кольцом 22 пружины 20. Ушко 6 входит в зацепление с поводком 9 штока 12, а состояние клапанов 26 и 27, толкатели которых взаимодействуют с прямолинейными участками 39, соответствует первому фиксированному положению (низший диапаон передач) .

Поворотом рычага 4 вправо или влево включаются выбранные передачи штока !2.

1030214

Крайнее правое положение рычага 4 при сжатых пружинах 16 и 20 соответствует зацеплению ушка 7 с поводком 10. Клапаны

26 и 27 соответствуют также первому фиксированному положению (низший диапазон передач). Поворотом рычага 4 включаются передачи штока 13.

При перемещении рычага 4 из первого исходного фиксированного положения во второе толкатель 30 поднимается скосом 37 на прямолинейный участок 39 валика 2 и открывает клапан 27. Толкатель 31 опускается по скосу 38 также на прямолинейный участок 39, клапан 26 закрывается, сжатый воздух включает высший диапазон дополнитьной коробки. Рычаг 4 перемещается при этом до соприкосновения упорного кольца 14 с упорным кольцом 21 пружины 20.

Ушко 7 в этот момент входит в зацепление с поводком 9 штока 12. Поворот рычага 4 вправо или влево (фиг. 2) вызывает пов- 20 торное включение штока 12, но уже на высшем диапазоне дополнительной коробки.

Крайнему левому положению рычага 4 (фиг. 1) соответствует сжатая пружина 20 и зацепление ушка 7 с поводком 8. Состояние клапанов 26 и 27, взаимодействующих с прямолинейными участками 39, соответствует второму фиксированному положению рычага 4 (высший диапазон передач дополнительной- коробки). Поворотом рычага 4 осуществляется повторное включение передач штока 11.

Такое конструктивное исполнение механизма управления позволит использовать его для управления составными многоступенчатыми коробками передач тяжелых автопоездов общим рычагом управления, что значительно упростит управление автомобилем и облегчит условия работы водителя. Кроме того, управление составными коробками с использованием такого механизма исключает автономную систему управления дополнительной коробкой, применяемую в настоящее время, так как две коробки управляются общим рычагом, расположенным в кабинее.

1030214

103С214

4иг 3

Составитель А. Кретов

Редактор T. Кугрышева Техред И. Верес Корректор О. Билак

Заказ 5074/20 Тираж 675 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

1!3035, Москва, Ж вЂ” 35, Рау шсхая наб., д. 4, 5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород. ул. Проектная, 4