Шлюзовой затвор
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ШЛЮЗОВОЙ ЗАТВОР, содержащий корпус с загрузочным и разгрузочным патрубками, в котором на приводном валу смонтирован ротор с радиальными лопастямн , а между торцами ротора и торцовыми стенками корпуса установлены свободно надетые на вал уплотнитёльные диски, снабженные элементами для предотвращения их поворота относительно корпуса, и приспособление для поджатия дисков к торцам ротора, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности работы затвора путем улучшения его герметизации, диски выполнены из магнитного материала, приспособление для поджатия дисков к торцам ротора представляет собой соленоид, встроеннь1Й в ротор соосно ему.
СО1ОЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛ ИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИН
g g В 65 G 53/46
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
00 ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ
I
Р
I
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ, - .
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
1 2
18 (21) 3351706/27-11 (22) 04.11.81 (46) 23.07.83. Бюл. № 27 (72) В. А. Целищев и,Л. Б. Маклакова (53) 621.867.8 (088.8) (56) 1. Патент ФРГ № 1263598, кл. 81 е, 69, 1968. (54) (57) Ш,ЛЮЗОВОй ЗАТВОР, содержащий корпус с загрузочным и разгрузочным патрубками, в котором на приводном валу смонтирован ротор с радиальными лопастями, а между торцами ротора и торцовыми
„„SU„„1030279 A стенками корпуса установлены свободно надетые на вал уплотнительные диски, снабженные элементами для предотвращения их поворота относительно корпуса, и приспособление для поджатия дисков к торцам ротора, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности работы затвора путем улучшения его герметизации, диски выполнены из магнитного материала, приспособление для поджатия дисков к торцам ротора представляет собой соленоид, встроенный в ротор соосно ему.!
030279
Изобретение относится к пневматическому трубопроводному транспорту, а именно к конструкции шлюзовых затворов для пневмотранспортных установок.
Известны шлюзовые затворы, содержащие корпус с загрузочным и разгрузочным патрубками, в котором на приводном валу смонтирован ротор с радиальными лопастями, а между торцами ротора и торцовыми стенками корпуса установлены свободно надетые на вал уплотнительные диски, снабженные элементами для предотвращения их поворота относительно корпуса, и приспособление для поджатия дисков к торцам ротора.
В известном затворе приспособление для поджатия дисков к торцам ротора представляет собой источник давления, сообщенный с полостями, образующимися между уплотнительными дисками и торцовыми стенками корпуса (1).
Недостатком известного шлюзового затвора является его повышенная металлоемкость, так как его торцовые диски и корпус, находящиеся под давлением, должны иметь толщину, обеспечивающую расчетную прочность.
Цель изобретения — повышение надежности работы шлюзового затвора путем улучшения его герметизации.
Указанная цель достигается тем, что уплотнительные диски выполнены из магнитного материала, а приспособление для поджатия дисков к торцам ротора представляет собой соленоид, встроенный в ротор соосно ему.
На фиг. 1 изображен шлюзовой затвор продольный разрез; на фиг. 2 — вид с торца на шлюзовой затвор с частичным разрезом; на фиг. 3 — узел 1 на фиг. 1.
Шлюзовой затвор содержит корпус 1 с загрузочным 2 и разгрузочным 3 патрубками. В корпусе 1 на приводном валу 4 смонтирован ротор 5 с радиальными лопастями 6, снабженными износостойкими накладками 7.
Между торцовыми стенками 8 корпуса и торцом ротора 5 установлены свободно одетые на вал 4 уплотнительные диски 9, снабженные элементами для предотвращения их поворота относительно корпуса. Эти элементы представляют собой в данном случае радиальные выступы 10 на дисках 9 и радиальные углубления ll в торцовых стенках 8 корпуса, в которых размещены выступы 10 дисков 9. Кроме того, шлюзовой затвор имеет приспособление для поджатия дисков 9 к торцам ротора 5. Это приспособление представляет собой соленоид 12, встроенный в ступицу ротора 5 соосно ему. Соленоид 12 надет на обойму 13, закрепленную на валу 4, с помощью шпонки 14 и винтов 15. Обойма 13 через втулки 16 с помощью винтов 15 соединена также со ступицей ротора 5. Обойма 13 втулки 16, а также уплотнительные диски 9 выполнены из магнитного материала и служат магнитопроводами.
Уплотнительные диски 9 снабжены уплотнителями 17, расположенными на их цилиндрических поверхностях, а поверхность дисков, обращенная к торцам ротора, снабжена антифрикционным покрытием 18.
Кроме того, для более надежной герметизации затвора торцовые поверхности ротора 5 и примыкающие к ним торцовые поверхнос1р ти дисков 9 выполняют коническими (фиг. 1) или сферическими, выгнутыми навстречу друг другу.
Вал 4 затвора выполнен разъемным, состоящим из двух полуосей 19 и 20, что позволяет осуществить при необходимости быст1 рую разборку и сборку затвора.
В валу 4 выполнено центральное отверстие 21, через которое выведены электрические провода 22, которые припаяны к контактным кольцам 23, закрепленным в изо20 ляционной втулке 24, надетой на конец вала 4 и закрепленной на нем. Подвод электропитания осуществляется с помощью контактных щеток 25 и щеткодержателей 26, закрепленных в крышках 27 подшипников вала 4. На цилиндрической поверхности кор25 пуса затвора предусмотрен штуцер 28.
Шлюзовой затвор работает следующим образом.
Сыпучий материал поступает сверху через загрузочный патрубок 2 и заполняет ячейки ротора 5. При вращении ротора 5
его заполненные сыпучим материалом ячейки оказываются внизу в зоне выгрузки и освобождаются от материала, а воздух, попавший в пустые ячейки, удаляется через штуцер 28 при положении ячейки напротив штуцер а.
Во время работы затвора в соленоид 12 подается постоянный ток. Возникает электромагнитное поле, с помощью которого торцовые диски 9 притягиваются к ротору 5, тем самым, создавая герметичность по тор4р цам ротора 5 за счет автоматического устранения зазоров.
Инородные металлические тела и частицы, попадавшие в затвор с сыпучим материалом, под действием электромагнитного поля притягиваются к ступице ротора 5, тем са4 мым, предотвращая заклинивание ротора.
Напряжение или сила электрического тока, подаваемого в соленоид, может автоматически регулироваться с помощью резистора в зависимости от нагрузки на электродвигатель шлюзового затвора, которая в свою очередь зависит от силы притяжения дисков 9 к ротору 5 и силы трения между ними.
Предлагаемый шлюзовой затвор обладает существенными преимуществами по сравнению с известными.
Благодаря наличию соленоида 12, встроенного в ротор 5, создается электромагнитное поле, с помощью которого торцовые дис.1030279
3 ки 9 притягиваются к ротору 5, обеспечивая уплотнение по торцам ротора.
В связи с этим отпадает необходимость в подаче энергоносителя в камеры между боковыми крышками 8 и торцовыми дисками 9, повышается надежность герметизации затвора, устраняется возможность загрязнения и порчи продукта.
Благодаря отсутствию давления в указанных камерах упрощается уплотнение подшипниковых узлов, а в некоторых случаях, например, при замене подшипников качения подшипниками скольжения при малых числах оборотов ротора, уплотнение может совсем отсутствовать, уменьшается металлоемкость, так как стенки корпуса 1 и боковых крышек 8 могут быть более тонкими.
Торцовые диски 9, неподвижные относительно корпуса 1, образуют с корпусом неподвижное уплотнение, благодаря чему устраняется износ уплотнения.
Обеспечивается автоматическая регулировка степени поджатия торцовых дисков 9 к ротору 5, упрощается обслуживание и эксплуатация затвора.
Экономический эффект от внедрения одного шлюзового затвора по предварительным расчетам за счет устранения загрязнения и порчи продукта, а также сокращения потерь продукта, связанных с износом его с воздухом при нарушении работы цик15 лона из-за негерметичности затвора, составит около 62,5 тыс. руб. в год. 030279
Составитель Г. Бочкарева
Редактор Н. Гунько Техред И. Верес Корректор А. Ильин
Заказ 5082/23 Тираж 949 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская иаб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4