Приводное устройство эскалатора
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ПРИВОДНОЕ УСТРОЙСТВО ЭСКАЛАТОРА, содержащее электродвигатель , кинематически связанный с зубчатым редуктором, включающим в себя быстроходный вал, на котором установены зубчатый венец и щестерня, тормозной барабан, промежуточный вал со смонтированными на 2J 2 нем зубчатыми колесами, и соединительную муфту для зацепления зубчатого венца быстроходного вала с электродвигателем, отличающееся тем, что, с целью повышения срока службы эскалатора и . сокращения расхода электроэнергии, оно снабжено вторым быстроходным валом с зубчатым венцом и шестерней, установленным внутри первого .быстроходного вала, выполненного полЫм , при этом упомянутые зубчатые венцы обоих быстроходных валов установлены с возможностью зацепления с соединительной муфтой, причем обе щестерни этих валов образуют зубчатые пар.ы разного передаточного отношения с зубчатыми колесами упо мянутого промежуточного вала, а тормозной барабан смонтирован на свободном конце одного из быстроходных валов. W /20 оо о 1чЭ со
С
„„SU„„1030290 A
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК з(д1) В 66 В 11/04
) ю .".)
4 39
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
RO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ г
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ 1
К А ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
CO Р
CO
М
CO (21) 3410218/29-11 (22) 22.03.82 (46) 23.07.83. Бюл. № 27 (72) Б. М. Клебанов, В. Ф. Кирпичев и В. А. Каравайцев (71) Специализированное конструкторское бюро эскалаторостроения (53) 621.865 (088.8) (56) 1. Олейник А. М. и Поминов И. Н.
Эскалаторы. М., «Машиностроение», 973, с. 71 — 74, рис. 30 (прототип). (54) (57) ПРИВОДНОЕ УСТРОИСТВО
ЭСКАЛАТОРА, содержащее электродвигатель, кинематически связанный с зубчатым редуктором, включающим в себя быстроходный вал, на котором установены зубчатый венец и шестерня, тормозной барабан, промежуточный вал со смонтированными на нем зубчатыми колесами, и соединительную муфту для зацепления зубчатого венца быстроходного вала с электродвигателем, отличающееся тем, что, с целью повышения срока службы эскалатора и сокращения расхода электроэнергии, оно снабжено вторым быстроходным валом с зубчатым венцом и шестерней, установленным внутри первого быстроходного вала, выполненного поль1м, при этом упомянутые зубчатые венцы обоих быстроходных валов установлены с возможностью зацепления с соединительнбй муфтой, причем обе шестерни этих валов образуют зубчатые пары разного передаточного отношения с зубчатыми колесами упомянутого промежуточного вала, а тормозной барабан смонтирован на свободном конце одного из быстроходных валов.
1030290
1О
1
Изобретение относится к подъемно-транспортному машиностроению, в частности к пассажирскому непрерывному транспорту,. и может быть использовано в приводе эскалатора.
Обычно эскалаторы метрополитена эксплуатируются на одной скорости движения лестничного полотна. Однако такая эксплуатация экскалатора является неэффективной, поскольку пассажиропотоки в течение дня на метрополитене различны, следовательно, скорость движения лестничного полотна эскалаторов целесообразно в течение дня изменять. Так при больших пас- сажиропотоках скорость эскалаторов необходимо увеличивать, что повысит его пропускную способность и эффективность, при незначительных — целесообразно уменьшать, что позволит увеличить срок службы узлов эскалатора и снизить расход электроэнергии.
Известно приводное устройство эскалатора, содержащее электродвигатель, кинематически связанный с зубчатым редуктором, включающим в себя быстроходный вал, на котором установлены зубчатый венец и шестерня, тормозной барабан, промежуточный вал со смонтированными на нем зубчатыми колесами и соединительную муфту для зацепления зубчатого венца быстроходного вала с электродвигателем (1) .
Недостатком такой конструкции привода является то, что он не позволяет обеспечить возможность изменения скорости движения лестничного полотна эскалатора.
Вследствие этого возрастает расход электроэнергии и снижается срок службы эскалаторов из-за повышенного износа различных узлов и деталей эскалатора в условиях, когда в повышенной скорости эскалатора (при которой происходят указанные недостатки) нет никакой необходимости (т.е. при небольшом пассажиропотоке) .
Цель изобретения — повышение срока службы эскалатора и сокращение расхода электроэнергии.
Цель достигается тем, что приводное устройство эскалатора, содержащее электродвигатель, кинематически связанный с зубчатым редуктором, включающим в себя быстроходный вал, на котором установлены зубчатый венец и шестерня, тормозной барабан, промежуточный вал со смонтированными на нем зубчатыми колесами, и соединительную муфту для зацепления зубчатого венца быстроходного вала с электродвигателем, снабжено вторым быстроходным валом с зубчатым венцом и шестерней, установленным внутри первого быстроходного вала, выполненного полым, при этом упомянутые зубчатые венцы обоих быстроходных валов установлены с возможностью зацепления с соединительной муфтой, причем обе шестерни этих валов образуют зубчатые пары разного передаточного отношения с зубчатыми колесами упомянутого промежуточного вала, а тормозной барабан смонтирован на свободном конце одного из быстроходных валов.
На чертеже представлено приводное устройство эскалатора.
Приводное устройство эскалатора содержит электродвигатель 1, соединительную зубчатую муфту 2 и зубчатый редуктор 3.
Зубчатый редуктор 3 включает в себя быстроходный полый вал 4, промежуточный вал 5 и тихоходный вал 6. Внутри быстроходного полого вала 4 и соосно ему установлен другой быстроходный вал 7. Полый быстроходный вал 4 снабжен зубчатым венцом 8 и шестерней 9, а внутренний быстроходный вал 7 снабжен зубчатым венцом 10 и шес-. терней 11. Зубчатые венцы 8 и 10 установлены с возможностью выборочного зацепления с зубчатым венцом 12 муфты 2. На промежуточном вале 5 размещены зубчатые колеса 13 и 14, образующие с шестернями 9 и 11, соответственно, зубчатые пары 15 и 16 разного передаточного отношения, и шестерня 17, зацепляющаяся с зубчатым колесом
18 тихоходного вала 6, на котором расположена приводная звездочка 19. Тормозной барабан 20 установлен на противоположном зубчатому венцу 10 конце внутреннего быстроходного вала 7. Зубчатая муфта 2 снабжена рукояткой 21 и зубчатым венцом 22, находящимся в постоянном зацеплении с зубчатой втулкой 23 выходного вала 24 электродвигателя 1. Зубчатый венец 22 муфты 2 выполнен с увеличенной длиной зубьев.
Устройство работает следующим образом.
Вращение от вала 24 электродвигателя 1 передается через зубчатую втулку 23, зубчатые венцы 22 и 12 муфты 2 на зубчатый венец 10 внутреннего быстроходного вала 7 и шестерню 11, находящуюся в зацеплении с зубчатым колесом 14. Далее вращение передается на шестерню 17 промежуточного вала 5, зубчатое колесо 18 тихоходного вала 6 и на приводную звездочку 19 эскалатора. При этом зубчатая пара 15 вращается свободно, без нагрузки. Для изменения скорости движения эскалатора производится остановка электродвигателя 1 с помощью тормозного барабана 20, затем посредством рукоятки 21 зубчатая муфта 2 перемещается по направлению стрелки так, чтобы зубчатый венец 12 муфты 2 вышел из зацепления с венцом 10 и зацепился с венцом 8 полого быстроходного вала 4. В этом положении рукоятка 21 фиксируется и вращение от вала 24 электродвигателя 1 передается через зубчатую муфту 2 на шестерню 9 и зубчатое колесо 13 и далее на приводную звездочку 19. Зубчатая пара 16 при этом вращается свободно, без нагрузки, а из1030290 менение скорости вращения тихоходного вала б, а следовательно, и приводной звездочки 19 достигается за счет разного передаточного .отношения зубчатых пар 15 и 16.
Предлагаемое приводное устройство позволяет увеличить срок службы эскалатора и снизить расход электроэнергии и годовые затраты на его эксплуатацию.
Составитель Л. Лапенко
Редактор Н. Гунько Техред И. Верес Корректор А. Ильин
Заказ 5084 23 Тираж 86! Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, )К вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал IIIIII «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4