Способ изготовления кольцевых катушек
Иллюстрации
Показать всеРеферат
1.СПОСОБ ИЗЮТОВЛЕНИЯ КОЛЬЦЕВЫХ КАТУШЕК, включающий шерашш навивки сердечшша из ленты магнитомягкого материала, термсюбработки, аморггвэашш сердечника эластичным материалом , изготовления обмотки путем намотки провода на сердечник, отличающийся тем, что, с целью снижения трудоемкости изготовления и уменыиения габаритов, после термообработки на сер дачник наносят промежуточный материал, наматывают провод на сердечник с образованием , по крайней мере, одного зазора между витками не менее тошиины обмоточного провода, склеивают витки между собой и удаляют промежуточный материал, а амортизацюо сфдечника эластичным материалом производят через зазор в обмот-. ке. 2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что, с целью повышения качества амортизации, на сердечник перед нанесением промежуточного материала наносят слой эластичного материала.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ .
РЕСПУБЛИН
3(511. H 01 Р 41/08
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСНОЬЛУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЬГГИЙ (21) 3417675/24-07 (22) 07.04.82 (46) 23.07.83. Бюл. М 27 (72) В.B. Чандацкий (53) 621.318.44 (088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР
% 792325, кл. Н 01 Г 41/04, 1978.
2. Авторское свидетельство СССР
И 803030, кл. Н 01 Р 41/02, 1979.
3. Магнитопроводы ленточные кольце вые. Типовые технологические процессы, каргы 2-3, с. 26-49. Ограслевой стандарт ОСТ4 ГО,054,048 реп. 2»72. (54) (57) 1.СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ
КОЛЬЦЕВЫХ КАТУШЕК, включакпций onepauw навивки сердечника из ленты магнитомягкого материала, термообработки, амортизации сердечника эластичным мате„„SU„„1030868 А риалом, изготовления обмотки путем намотки провода на сердечник, о т л и ч а« ю шийся тем, что, с целью снижения трудоемкости изготовления и уменьшения габаритов, после термообработки на сердечник наносят промежуточный материал, наматывают провод на сердечник с образованием, по.крайней мере, одного зазора между витками не менее толщины обмоточного проводе, склеивают витки между собой и удаляют промежуточный материал, а амортизацию сердечника эластичным материалом производят через зазор в обмотке.
2. Способ по п. 1, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью повышения качества амортизации, на сердечник перед Е нанесением промежуточного материала на- носят слой эластичного материала.
1 1030
Изобретение относится к технологии изготовления электрических машин и аппаратов, в частносги для изготовления кольцевых трансформаторов и дроссепей, и может быть использовано в электротехнической, приборостроительной и радиоэлектронной промьпдленностях.
Известен способ изготовления бескаркасных катушек, заключающийся в нанесении на намоточную оправку слоя промежу- !О точного материала, намотки провода на оправку с прокпеиванием рядов катушки и удалении слоя промежуточного материала перед снятием катушки с оправки. Б качестве промежуточного материала используют полистирол, который перед нанесе. нием на оправку и перед снятием катушки с оправки растворяют в ароматических или хлорированных алифатических углеводородах 11 ). го
Недостатком способа является невозможность его использования для изготов. ления бескаркасных замкнутых многослойных кольцевых катушек, так как после намотки провода иэ полости катушки невоз- г5 можно удалить промежуточный материал и кольцевую оправку.
Известен способ изготовления тороидвльных магнитных сердечников, включакьший операции навивки сердечника из ленты ? магнитомягкого материала, термообработки, амортизации и герметизации сердечника в защитном футляре и укладки обмоток на сердечник (2 ) „
Недостатками данного способа sansnerca необходимость выполнения дополнительных операций по изготовлению защитного футляра, укладки сердечника в футляр и герметизации футляра, что увеличивает трудоемкость изготовления сердечника, в на-. личие футляра увеличивает также габариты сердечника и кольцевой катушки.
Наиболее близким по технической суп?ности к изобретению является способ изготовления кольцевых катушек, включающий операции навивки сердечника иэ ленты мв? нитомягкого материала, термообработки, амортизации сердечника эластичным материалом, изготовления обмотки путем намотки провода на сердечник (3 j, 50
Недостатками известного способа являются наличие операций по изготовлению защитного корпуса с крышкой, укладки сердечника в корпус с крышкой, завальцовки крышки, герметизации корпуса с 55 .крышкой и оплетневки корпуса с крышкой ленточным материалом, что увелИчивает трудоемкость изготовления сердечника и кольцевой катушки, в наличие корпуса с крышкой увеличивает габариты катушки.
Цепью изобретения являются снижение трудоемкости изготовления и уменьшение габаритов.
Указанная цель достигается тем, что
coItlBcHo способу изготовления кольцевых катушек, включающему операции навивки сердечника из ленты магнитомягкого материала, термообрвботки, амортизации сердечника эласгичным материалом, изготовления обмотки путем намотки провода на сердечник, после термообработки на сердечник наносят промежуточный материал, наматывают провоп на сераечыик с образованием по крайней мере одного зазора между витками не менее толщины обмоточного провода, склеивают витки между собой и удаляют промежуточный материал, в амортизацию сердечника эластичным материалом производят через зазор в обмот:— ке.
Кроме того, для повышения качества амортизации, на сердечник перед нанесением промежуточного материала,. наносят спой эластичного материала.
Способ изготовления кольцевых катушек осуществляется следующим образом.
На цилиндрическую оправку навивают кольцевой сердечник из ленты железоникелевого сплава, покрытой споем изоляции, например, на основе окиси магния, наносимой методом электрофореза. Навитый сердечник снимают с оправки, закрепляют витки от рвспушения точечной конденсаторной сваркой и подвергают.сердечник высокотемпературной термообрвботке для снятия внутренних напряжений и улучшения магнитных свойств. После термообработки нв сердечник наносят спой эластичного материала, налример эластосил. Поверх эластосила наносят промежуточный материал, например сублимируюп?ий, представ= ляющий собой раствор диметилтерефталата в ксилопе с добавлением бензофенона при ,следующем соотношении компонентов; вес. %: диметилтерефтвлат 8-12; бенэо-. фенон 0,8-1,2; ксилал остальное.
После отверждения сублимиру?ощего промежуточного материала сердечник закрепляют в держателе станка кольцевого наматывания и наматывают на него по форме сечения провод до полного заполнения многослойной обмоткой наружного диаметра сердечника с образованием не менее одного зазора, например, двух, распо ложенных на наружном диаметре обмотки цо углу от 60 до 180 > a с п?ириной
3 103086 от 1 до 3 диаметров обмоточного провода.
Витки обмотки склеивают между собой, например в процессе пропитки обмотки, до образования вокруг сердечника монолитного каркаса из обмоточного провода с двумя зазорами в обмотке, удаляют сублимируккций промежуточный материал с сердечника в вакуумной камере, амортизируют сердечник эластичйым материапом, например эластосилом, через зазоры в 10 обмотке и после полимеризации. эластосила, производят намотку остальных обмоток кольцевой катушки.
Величина технологического зазора в 15 проволочном каркасе не менее толщины обмоточного провода выбирается для облегчения проникновения .эластичного материала в полость проволочного каркаса первичной: обмотки при амортизации сердечника.
Амортизацию сердечника в проволочном
«аркасе можно производить с применением
8 4 жидких амортизационных смазок, для чего необходимо предусматривать дополнительную герметизацию технологического зазора,например, с помощью компаундов.
Применение способа изготовления кольцевых катушек позволит снизить трудоемкость изготовления эа счет исключения операций по изготовлению зашитного корпуса с крышкой, функции которых выполняет первичная обмотка катушки, и эа счет сокращения количества сборочных операций. Применение в .качестве защитно-. го корпуса первичной обмотки позволит уменьшить габариты катушки иэ-за уменьшения среднего периметра витка обмотки и сократить расход обмоточного провода.
Вьптопнение проволочного каркаса с гарантированным зазором относительно сердечника за счет нанесения на сердечник после термодополнительного слоя эластичного материала позволит повысить качество амортизации сердечника.
Составитель В. Пышкина
Редактор А, Шандор Техред И Метелева Корректор Л.Бокшан
Заказ 5223/52 Тираж 703 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4