Статор электрической машины и способ его сборки

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

1, Статор электрической машины , содержавши корпус, на котором .закреплены стяжные клинья с установленными на них шихтованшлми пакетами сердечника, разделенньвли между собой распорками, нажимные лальисы и нажимные фланцы для крепления сердечника на стядньзх клиньях, о т л и ч. а. го щ и и с я тем, .что, с целью повышения, качества электрической машины за счет обеспечения равномерности плс тности прессовки сердечника по длине машины, .распорки выполнены из гиярообразующего материала , напри юр из сплава 50%-ного железа с титаном.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ .,СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

PECflYSJIHH ие ао 50 H 02 К 1/06," Н 02 К 15/02

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

1 (1

Н АЕ ГОЖ КОМЪ С1ВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСЗЩАРСТВЕНКЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3284365/24-07 (22) 28.04.81 (46) 23.07.83. Бюл. В.27 (72) О.И. Мишин, И.A. Евтушенко и Г; И..Федоренко (71) Институт электродинамики аН ук-. раинской ССР и Специальное конструк-торско-технологическое бюро при

Институте электродинамики АН Украинской CCP (53) 621.318.44(088.8). ,(56) 1. Фомин Б.П., Циханович Б.Г., Виро Г.М. Турбогенераторы. Jl.

"Энергия",-1966, с. 104-105.. (54) СТАТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ

И СПОСОБ ЕГО СВОРКИ. (57) 1, Статор электрической машины, содержаший .корпус, на котором ,закреплены стяжные клинья с-установленными на них шихтованными пакетами сердечника, разделенными между собой, распорками, нажимные .9альцы и нажимные фланцы для крепления сердечника, на стяжных клиньях, отличающийся тем, что, с целью повышения качества электрической машины за счет обеспечения равномерности плотности прессовки сердечника но длине машины, .распорки выполнены из гидрообразумщего материала, например из сплава 50%-ного железа с титаном.

1030914

2. Способ сборки статора электрической машины, включающий последовательную установку на стяжные клинья, укрепленные в корпусе статора, пакетов шихтованного сердечника и распорок, прессовку сердечника и затяжку

его с помощью крепежных элементов, отличающийся тем, что, с целью упрощения технологии, затяж2 сердечника производят путем подачи в корпус етатора водорода при температуре, обеспечивающей процесс гидрирования материала распорок, и выдерживают при этой температуре до получения требуемых давлений прессовки за счет увеличения высоты рас-. порок.

На фиг. 1 показана конструкция о статора электрической машины; на фиг. 2 — разрез A-A на фиг . 1.

Сердечник статора электрической

1). машины турбогенератора состоит из корпуса 1, сердечника 2, стяжных клиньев 3 с установленными на них шихтоваииыми пакетами сердечника, нажимных пальцев 4 и нажимных фланцев 5, на сегментах железа статора укреплены в вентиляционных каналах б распорки 7 из гидридообраэукицего

20 материала, например иэ cnnasa 50%-ного железа с титаном. Корпус 1 с торцов закрывается фланцами 8, в которых выполнены отверстия 9 для подвода н отвода водорода для охлажде25 ния машины.

Способ сборки статора электрической машины турбогенератора осуществляется следующим образом.

На стяжные клинья последовательЗо но устанавливают пакеты шихтованного сердечника и распорки. Распорки из гидридообразующего материала, например, приваривают к сегментам железа. В электрических машинах с радиальными каналами для охлаждения существующие распорки в вентиляционных каналах заменяют распоркаьм из гидридообраэующего материа;ла. В машинах с аксиальными каналами для охлаждения распорки имеют от4О верстия, совпадающие размерами и размещением с отверстиями для охлаждения сердечника. После этого производят предварительную затяжку стяжных элементов (гаек) на стяжных

45 клиньях, обеспечивающую удельное давление внутри сердечника 1-3 кгс/см, герметично закрывают торцы корпуса фланцами, а через отверстие в них подают водород с заданной темпера1

Изобретение относится к конструкции статоров электрических машин н технологии их изготовления и может быть использовано в электротехнической промышленности.

Известен статор электрической машины, содержащий корпус, на котором закреплены стяжные клинья с установленными на них шихтованными пакетами сердечника, разделенными между собой распорками, нажимные пальцы и нажимные фланцы для крепления сердечника на стяжных клиньях(Недостатком известной конструкции статора электрической машины является неравномерная плотность оп,рессовки сердечника по длине машины, так как конструктивное выполнение статора с известными распорками не позволяет в процессе сборки обеспечить равномерную плотность всех пакетов сердечника, что снижает качество электрической машины.

Известен способ сборки статора электрической машины, включающий . последовательную установку на стяжные клинья, укрепленные в корпусе статора, пакетов шихтованного сердечника и распорок, прессовку сердеч ника и затяжку его с помощью крепежных элементов 1" .

Недостатком йзвестного способа сборки статора является сложность технологии сборки, включающей последовательную шихтовку и опрессовку пакетов, требующую больших затрат в времени.

Целью изобретения является повышение качества электрической машины за счет обеспечения равномерности плотности прессовки сердечника по длине машины и упрощение технологии сборки статора.

Поставленная цель достигается тем, что распорки выполнены -из гидридообразующего материала, например из сплава 50%-ного железа с титаном.

Кроме того, согласно способу сборки статора электрической машины затяжку крепежных элементов производят перед прессовкой сердечника, а прессовку ку крепежных элементов производят . перед прессовкой сердечника, а прессовку сердечника производят путем подачи в корпус статора водорода при температуре, обеспечивающей процесс гидрирования материала распорок, и выдерживают при этой температуре до получения требуемых давлений прессовки за счет увеличения высоты распорок.

1030914

Составитель В. Воскобойников

Редактор И. Николайчук Техред N.Tenep Корректор A. Тяско, Заказ 5230/55 Тираж 687 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытиИ

113035, Иосква, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4 туроЯ и давлением;{например, для распорок из сплава титан-железо

$ =100 С, Р = 1ата} и выдерживают при этих температуре и давлении до получения давлениЯ опрессовки (17 кгс/cM ), которые обеспечиваются увеличением высоты распорок в процессе гидрирования их материала.

При этом обеспечивается одинаковая плотность прессовки всех пакетов.

Изобретение позволяет повысить качество электрической машины эа счет обеспечения равномерности прессовки сердечника по длине машины и упростить технологию сборки ста- . тора.