Дисково-колодочный тормоз с автоматическим компенсатором износа

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ДИСКОВО-КОЛОДОЧНЫЙ ТОРМОЗ С АВТОМАТИЧЕСКИМ КОМПЕНСАТОРОМ. ИЗНОСА, содержащий основание, смонтированные на нем нажимные рычаги, несущие колодки с фрикционными накладками , привод, связанный с клиновым разжимным устройством посредством приводного рычага, и устройство для автоматической компенсации износа фрикционных накладок, выполненное в виде двух соосных втулок с закрепленными на них роликами клинового разжимного устройства, а между втулками на осях закреплен привод .ной рычаг с замыкающими пружинами, установленными между втулками и приводным рычагом, механизм поворота втулок, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности и удобства эксплуатации, механизм поворота втулок выполнен в виде цилиндрических витых пружин с отогнутыми концами, а на торцах W приводного рычага выполнены дугообразные пазы, в которых расположены отогнутые концы пружин. со to Oi

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И OTHPblTMt4

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

1 (21) 3398500/25-27 (22) 18.02.82 (46) 30.07.83. Бюл. Р 28 (72) В.Н. Федосеев и A.È. Смольяков (71) Московское орденов Ленина, Октябрьской Революции и Трудового

Красного Знамени высшее техническое училище им. H.Ý. Баумана (53) 621.597.8(088.8) (56), 1. Патент Франции М 2244102, кл. F 16 D 65/56, 1974.

2. Авторское свидетельство СССР

Р 775467, кл. F. 16 0 55/22, 1977 (прототип). (54)(57) ДИСКОВО-КОЛОДОЧНЫЙ ТОРМОЗ

С АВТОМАТИЧЕСКИМ КОМПЕНСАТОРОМ

ИЗНОСА, содержащий основание, смонтированные на нем нажнмные рычаги, несущие колодки с фрикционными накÄÄSUÄÄ1032250 А

З(59 Р 16 D 65 52 F 16 D 55 22 ладками, привод, связанный с клиновым разжимным устройством посредством приводного рычага, и устройство для автоМатической компенсации износа фрикционных накладок, выполненное в виде двух соосных втулок с закрепленными на них роликами клинового разжимного устройства, а между втулками на осях закреплен нривод.ной рычаг с замыкающими пружинами, . установленными между втулками и приводным рычагом, механизм поворота втулок, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности и удобства эксплуатации, механизм поворота втулок выполнен в виде цилиндрических витых пружин с Я отогнутыми концами, а на торцах приводного рычага выполнены дугообразные пазы, в которых расположены отогнутые концы .пружин. С:

1032250

Изобретение относится к машиностроению, а именно к дисково-колодочным тормозам с устройством для автоматической компенсации износа фрикционных накладок.

Износ фрикционных накладок в про- 5 цессе эксплуатации тормоза приводит к увеличению зазоров между элементами фрикционной пары, что вызывает увеличение хода привода, времени срабатывания тормоза и снижение эф- »0 фективности торможения, а поэтому требует периодической регулировки тормоза для восстановления установочных зазоров.

Известен дисково-колодочный тор1 > моз с устройством для автоматической компенсации износа фрикционных накладок, состоящий из резьбовой стяжки с навинченными на ее концы гайками, имеющими различные направления резьб и несущими полуоси нажимных рычагов тормоза, и храпового соединения, размещенного на стяжке с внешней стороны рычага и связанного с управляющей тягой, второй конец которой присоединен к концу другого нажимного рычага (1 1.

Недостатком данного устройства является дискретная компенсация. износа накладок, шаг которой определяется шагом зубьев храпового 30 колеса.

Известен также дисково-колодочный тормоз с устройством для автоматической компенсации износа фрикционных наклодок, выполненным I в виде двух обойм с внутренней резьбовой поверхностью, шарнирно установленных на свободных концах нажимных рычагов тормоза, ввернутых в обоймы резьбовых втулок, связанных с роликами клинового размыкающего 40 устройства и свободно установленных на оси, а также в виде фрикционной муфты, центральная полумуфта которой установлена на оси и жестко связана с клином клинового размыкающего устройства, а две боковых полумуфты установлены на оси с возможностью осевого перемещения, подпружинены к центральной полумуфте и жестко связаны с резьбовыми втулками, при 50 этом последние поджаты замыкающими пружинами, закрепленными на концах оси (2 1.

Недостатком устройства для компенсации износа накладок данного тормоза является сложность конструкции и недостаточная надежность.

Цель изобретения — повышение .надежности и удобства эксплуатации.

Поставленная цель достигается тем, что в дисково-колодочном тормо- 60 зе с автоматическим компенсатором износа, содержащем основание, смонтированные на нем нажимные рычаги, несущие колодки с фрикционными накладами, привод, связанный с 65 клиновым разжимным устройством посредством приводного рычага, и устройство для автоматической компенсации износа фрикционных накладок, выполненное в виде двух соосных втулок с закрепленными на них роликами клинового разжимного устройства, а между втулками на осях закреплен приводной рычаг с замыкающими пружинами, установленными между втулками и прйводным рычагом, и механизм поворота втулок, механизм поворота. втулок выполнен в виде цилиндрических витых пружин с отогнутыми концами, а .на торцах приводного рычага выполнены дугообразные пазы, в которых расположены отогнутые конца пру-. жин.

На фиг. 1 изображен писково-колодочный тормоз в плане; на фиг. 2 то же, вид сбоку; на фиг. 3 — то же, вид сверху; на фиг. 4 — разрез

А-A на фиг. 1; на фиг. 5 — разрез

Б-Б на фиг. 4.

Дисково-колодочный тормоз включает в себя основание 1 (фиг. 1-3 ), к которому шарнирно прикреплены нажимные рычаги 2 и привод 3. На рычагах

2 шарнирно закреплены колодки 4 с фрикционными накладками 5, которые взаимодействуют с диском 6 при замыкании тормоза. Приводной рычаг 7 шарнирно закреплен на штоке привода

3 и служит для передачи усилия от привода 3 к клину 8 клинового размыкающего устройства.

Устройство для компенсации износа фрикционных накладок закреплено на рычагах 2 с помощью пальцев 9 и включает в себя две обоймы 10 (фиг.. 4 ) с внутренней резьбой, в которых установлены резьбовые втулки

11, ось 12, проходящую через осевые отверстия резьбовых втулок 11, закрепленные на концах оси 12 замыкающие пружины 13, контактирующие с торцоными поверхностями реэьбовых втулок

11. Приводной рычаг 7 свободно установлен на оси 12.

На концах реэьбовых втулок 11, обращенных к приводному рычагу 7, имеются цилиндрические гладкие или нарезные шейки 14, на которых установлены деформированные цилиндрические, витые пружины 15. Концы пружин 15 выполнены в виде отогнутых усов 16 и взаимодействуют со стенками дугообразных пазов 17 (фиг. 5 ), выполненных в торцовых поверхностях приводного рычага 7.

Тормоз с устройство для автоматической компенсации износа работает следующим образом.

При отсутствии износа фрикционных накладок 5 в процессе движения приводного рычага 7 при раэмыкании и замыкании тормоза отогнутые усы 16 пружин 15 свободно перемещаются в дугообразных пазах 17 приводного ры1032250

Еие.3 чага 7. При увеличении износа фрикционных накладок S, рычаг 7 при замыкании тормоза поворачивается на боль ший угол, отогнутые усы 16 пружин

15 начинают взаимодействовать с .боковыми стенками дугообразных пазов 17, что приводит к повороту пружин 15 относительно резьбовых втулок

11. При последующем движении приводного рычага 7 вверх при размыкании тормоза приводной рычаг 7 увлекает за собой концы пружин 15. Пружины затягиваются и за счет возникающих сил трения между витками пружин и

О 9 9 .У

r. Ужгород, ул. Проектная, 4 поверхностью шеек 14 проворачивают резьбовые втулки 11. При этом нажимные рычаги 2 сближаются, что обеспечивает восстановление заданных установочных зазоров, т.е. компенсацию износа накладок 5.

Предлагаемая конструкция проще известных, содержит меньшее количество элементов, что обеспечивает большую надежность и удобство эксплуатации тормоза. Устройство для компенсации износа накладок легко поддается герметизации, удобно для осмотра, несет малые нагрузки. !