Дисково-колодочный стопорный тормоз
Иллюстрации
Показать всеРеферат
-ДИСКОВО-КОЛОДОЧНЫЙ СТОПОРНЫЙ ТОРМОЗ-, содержащий основание с двумя закрепленными на нем нажимными рычагами, несу1адми колодки с фрикционными накладками, расположенный между ними тормозной диск, замы .какяцую пружину, размыкающее устройство и привод, отличающийс я тем, что, с целью повышения надежности, разь«лкающее устройство выполнено в виде рычага, д.акрепленного на свободном конце одного из нажимных рычагов с возможностью поворота в плоскости, параллельной . плоскости тормозного диска, и связанного , с приводом балансира, закрепленного на свободном конце другого нажимного рычага с возможностью поворота в плоскости, перпендикулярной к. плоскости тормозного диска, и двух тяг, каждая из которых шарнирно закреплена одним концом на упомянутом рычаге размыкающего устройства, другим - на балансире, а замыкающая (Л пружина выполнена в виде витой пружины кручения, установленной между ЕчлчагЬм замыкающего устройства и балансиром и закреплена на них своими концами. со tc ю ел INP
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИН
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬС ГВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3396240/25-27 (22) 15.02 ° 82 (46) 30.07.83. Бюл. Р 28 (72) A.È. Смольяков и В.Н. Федосеев (71) Московское орденов Ленина, Октябрьской Революции, Трудового
Красного Знамени высшее техническое училище им. Н.Э. Баумана (53) 621.597.8(088.8) (56) 1. Александров М.П. Тормоза подъемно-транспортных машин. М., "Машиностроение", 1971, с. 270, рис. 5.26.
2. Федосеев В.И. Дисково-колодочные тормоза подъемно-транспортных машин. М., НИИ ИНформтяжмаш, 1978, вып. 6, с..35, фиг. 8 (прототип). (54)(57) ДИСКОВО-КОЛОДОЧНЬЯ СТОПОРHb;,É ТОРМОЗ; содержащий основание с двумя закрепленными на нем нажимными рычагами, несущими колодки с фрикционными накладками, расположен„.SU„„1032252 А
3(Я) F 16 D 65 54; F 16 D 55 22 ный между ними тормозной диск, замы.кающую пружину, размыкающее устройство и привод, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что, с целью повышения надежности, разьыкающее устройство выполнено в виде рычага, закрепленного на свободном конце одного из нажимных рычагов с возможностью поворота в плоскости, параллельной плоскости тормозного диска, и связанного.с приводом балансира, закрепленного на свободном конце другого нажимного рычага с возможностью поворота в плоскости, перпендикулярной к плоскости тормозного диска, и двух тяг, каждая из которых шарнирно закреплена одним концом на упомянутом рычаге размыкающего устройства, другим — на балансире, а замыкающая пружина выполнена в виде витой пружины кручения, установленной между рычагом замыкающего устройства и балансиром и -закреплена на них своими концами.
1032252 Изобретение относится к машиностроению, а именно к тормозным устройствам, и может быть использовано. для торможения подъемно-транспортных и строительно-дорожных машин.
Известен дисково-колодочный сто- 5 порный тормоз, содержащий нажимные рычаги с тормозными колодками, замыкающую пружину и привод, соединенный рычагом с кулачковым размыкающим устройством (1 ). t0
Недостатком данного тормоза является его относительно. низкая надежность вследствие значительного износа кулачков раэмыкающего устройства.
Известен также дисково-колодочный стопорный тормоз, содержащий основание с двумя шарнирно закрепленными на нем нажимными рычагами, несущими колодки с фрикционными накладками, тормозной диск, замыкающие пружины и привод, связанный через рычажную систему с клиновым раэмыкающим устройством, включающим оолики, взаимодействукщие, с клином P3 °
Однако известный тормоз обладает недостаточной надежностью и эксплуатационной долговечностью вследствие значительного эксплуатационного износа клина и роликов клинового размыкающего устройства.
Цель изобретения — повышение на- 3О дежности тормоза.
Поставленная цель достигается тем, что в дисково-колодочном стопорном тормозе, содержащем основание с двумя закрепленными на нем нажимными рычагами, несущими колодки с фрикционными накладками, расположенный между ними тормозной диск, замыкающую пружину, размыкающее устройство и привод, размыкающее устройство выполнено в виде рычага, закрепленного на свободном конце одно--, го из нажимных рычагов с возможностью поворота в плоскости, параллельной плоскости тормозного диска,и связанного с приводом балансира, закрепленного на 45 свободном конце другого нажимного рычага с воэможностью поворота в плос.,кости, перпендикулярной к плоскости тормозного диска, и двух тяг, шарнирно закрепленных каждая одним кон- gp цом на упомянутом рычаге размыкающего устройства и другим — на балансире, а замыкающая пружина выполнена в виде витой пружины кручения, установленной между рычагом замыкающе.55 го устройства и балансиром и закреп» лена на них своими концами.
На фиг. 1 изображен предлагаемый дисково-колодочный стопорный тормоз ,в плане ° на фиг. 2 - то же, вид сбоку> на фиг. 3 - то же, вид сверху; на фиг. 4 - разрез A-A на фиг. 2.
Дисково-колодочный стопорный тор моз. включает в себя основание 1„ к которому шарнирно крепятся нажимные рычаги 2 и привод 3. На рычагах 2 шарнирно установлены тормозные колодки 4 с фрикционными накладками 5, которые взаимодействуют при торможении с тормозным диском 6.
На свободном конце одного из рычагов 2 имеется резьбовое отверстие, параллельное оси тормозного вала, в котором на резьбе установлен валик
7. На внутреннем конце валика 7 подвижно установлен рычаг 8 размыкающего устройства, связанный с приводом
3. Рычаг 8 двумя шарнирно закрепленными тягами 9 соединен с балансиром
10, шарнирно закрепленным на свободном конце второго нажимного рычага
2. Между балансиром 10 и рычагом 8 имеется витая пружина 11 кручения, один из концов которой жестко эакреплен на балансире 10, а другой на рычаге 8.
Тормоз работает следующим образом.
При раэмыкании тормоза рычаг 8. поднимается и поворачивается относительно валика 7. При этом предварительно закрученная пружина 11 кручения получает дополнительное усилие закручивания, а тяги 9 располагаются параллельно продольной оси ББ раэмыкающего устройства. Расстояние между точками В и Г свободных концов рычагов 2 в этом положении раэмыкающего устройства соответствует разомкнутому тормозу при наличии заданных установочных зазоров между фрикцион-, ными накладками и тормозным диском.
При замыкании тормоза привод 3 отключается. Рычаг 8 под действием усилия пружины 11 поворачивается относительно валика 7. Тяги 9 располагаются под некоторым углом относительно продольной оси ББ размыкающего устройства. Вследствие наклонного положения тяг расстояние между точками В и Г уменьшится и тормоз замкнется.
Для регулировки установочного зазора между фрикционными накладками и тормозным диском следует вращать валик 7 в требуемом направлении, что соответствует сближению или расхождению точек В и Г рычагов
2. Вращение валика 7 может. обеспечиваться автоматически при повороте рычага 8 и решаться известными способами, например с помощью храпового устройства и т. п.
Применение предлагаемого дисковоколодочиого тормоза позволяет снизить производственные затраты на его изготовление вследствие упрощения конструкции размыкакщего устройства в среднем на 25% и повысить надежность эксцлуатации, а также эксплуатационную долговечность в среднем в два раза.
-1032252
®ua 2
4-4
Составитель л. житомирская
Редактор П. Макаревич Техред O.Иене: корректор В. Бутяга ла
Заказ 5371/42 Тиран 925 Подписное
ВНИИПИ Государственного.комнтета СССР по делам изобретений н открытий
113035, Москва, Ж-35, Рауюская наб., д. 4/5
Филиал ППП "Патент", г. Уагород, ул. Проектная, 4