Бортовое крыльевое устройство быстроходного судна
Реферат
(19)SU(11)1032677(13)A1(51) МПК 6 B63B1/30(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯк авторскому свидетельствуСтатус: по данным на 27.12.2012 - прекратил действиеПошлина:
(54) БОРТОВОЕ КРЫЛЬЕВОЕ УСТРОЙСТВО БЫСТРОХОДНОГО СУДНА
Изобретение относится к области судостроения, а именно к судам на подводных крыльях. Известно бортовое крыльевое устройство быстроходного судна, содержащее стойку с подводным крылом, установленную с возможностью поворота вокруг оси. Недостатком этого устройства являются увеличенные габариты корпуса судна по ширине на величину размаха крыльев и возникновение аварийной ситуации при ударе на ходу о плавающие предметы или отмели. Целью изобретения является уменьшение габаритов судна по ширине в рабочем и поднятом положениях крыльев и обеспечение безаварийности при ударах о препятствия. Указанная цель достигается тем, что в бортовом крыльевом устройстве быстроходного судна, содержащем стойку с подводным крылом, установленную с возможностью поворота вокруг оси, ось поворота установлена под углом 60-85о к диаметральной плоскости судна в проекции на горизонтальную плоскость и под углом 10-35о к горизонтальной плоскости в проекции на плоскость мидель-шпангоута, причем ось направлена от борта в нос и к днищу судна. Кроме того, бортовое крыльевое устройство снабжено секторной коробкой с радиальной направляющей, установленной на борту судна, для поворота стойки и с подпружиненным шариковым фиксатором для этой стойки, а на стойке установлена с возможностью перемещения в упомянутой радиальной направляющей опора для вышеуказанного фиксатора. На фиг. 1 изображено крыльевое устройство, общий вид; на фиг.2 вид по стрелке А на фиг.1; на фиг.3 вид по стрелке Б на фиг.1. Бортовое крыльевое устройство быстроходного судна содержит подводное крыло 1, закрепленное на стойке 2, установленной на оси 3 (0-0), на борту 4 судна 5, секторную коробку 6 с радиальной направляющей 7. На стойке 2 имеется опора 8 для взаимодействия с радиальной направляющей 7, а на секторной коробке 6 имеется подпружиненный шариковый фиксатор 9, установленный в упоре 10. На палубе 11 в носу 12 судна 5 имеется гнездо 13 для стойки 2. Ось поворота 3 стойки 2 расположена под углом 60-85о к диаметральной плоскости (ДП), в проекции на горизонтальную плоскость, и под углом 10-35о к горизонтальной плоскости, в проекции на плоскость мидель-шпангоута. Работа крыльевого устройства осуществляется следующим образом. При ударе на ходу судна подводным крылом 1 об отмель или плавающий предмет сила удара начинает поворачивать стойку 2 относительно оси 3, при этом опора 8 сжимает подпружиненный шариковый фиксатор 9 и, достигая усилия выше нормированного (заданного пружиной), выходит из зацепления с упором 10. Указанная опора, оставаясь внутри радиальной направляющей 7, вращает стойку 2 в плоскости, параллельной секторной коробке 6, с помощью пружинно-поворотного устройства, вследствие чего стойка 2 поворачивается на угол 60-80о вокруг оси 3 до положения выше уровня воды В, в свою очередь направляя движение крыла 1 к корме и поперек судна за габариты корпуса без пересечения с его элементами. Из положения В крыло 1 может быть возвращено в рабочее положение Г для продолжения рейса, или уложено в гнездо 13 на палубе 11 в носу 12 продолжением поворота относительно оси 3 на угол 130-170о для подхода к берегу, или для стоянки в положении Д. Использование изобретения может обеспечить безаварийность эксплуатации судов на подводных крыльях при ударах на ходу крыльями о плавающие предметы и отмели, а также улучшить характеристики ходкости и снизить расходы топлива.
Формула изобретения
1. БОРТОВОЕ КРЫЛЬЕВОЕ УСТРОЙСТВО БЫСТРОХОДНОГО СУДНА, содержащее стойку с подводным крылом, установленную с возможностью поворота вокруг оси, отличающееся тем, что, с целью уменьшения габаритов судна по ширине в рабочем и поднятом положениях крыльев и обеспечения безаварийности при ударах о препятствия, ось поворота установлена под углом 60 85o к диаметральной плоскости судна в проекции на горизонтальную плоскость и под углом 10 - 35o к горизонтальной плоскости в проекции на плоскость мидель-шпангаута, причем ось направлена от борта в нос и к днищу судна. 2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что оно снабжено секторной коробкой с радиальной направляющей, установленной на борту, судна для поворота стойки и с подпружиненным шариковым фиксатором для этой стойки. 3. Устройство по п. 2, отличающееся тем, что на стойке установлена с возможностью перемещения в упомянутой радиальной направляющей опора для вышеуказанного фиксатора.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе
Номер и год публикации бюллетеня: 36-2000
Извещение опубликовано: 27.12.2000