Дисковый шевер

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ДИСКОВЫЙ ШЕВЕР для обработки цилиндрических зубчатых колес, режущие кромки которого образованы пересечением эвольвентной боковой поверхности зуба шевера стружечными канавками, отличающийся тем, что, с целью повьЕиения точности шевингования малозубых колес за счет выравнивания глубины внедра НИН шевера в поверхность профиля обрабатываемых зубьев на полном угле развернутости эвольвенты дт основания зуба к его вершине, эвольвентная боковая поверхность между стружечными канавками выполнена с.равног мерно возрастающей шириной о основания к вершине зуба в соответствии с зависимостью -§1 6 -g 1,3... Г;6, где 5„ - ширина эвольвентной боковой в поверхности между стружечными канавками у вершины зуба шевера; § 8„ ширина эвольвентной боковой поверхности между стру (Л жечными канавками у основания зуба шевера. .

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

Ц

РЕСПУБЛИН (19) (И) . з(59 23 F 21 28

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВ .Ф

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР.

IlO ДЕЛАМ ИЗ06РЕТЕНИЙ И (ЛНРЫТИЙ (21).342б189/25-08 (22) 22.04.82 (4б) 07.08.83. Бюл. Р 29 (7 2 ) . М.М. Подгаецкий

:(71) Кировоградский завод тракторных гидроагрегатов им.XXV съезда КПСС (53) 621.941.1(088.8) (5б-) 1. Семенченко И.И. и др. Проектирование режущих инструментов.

И., "Иашгиэ", 1963, с. 778-785. (54}(57) ДИСКОВЬ1Й ШЕВЕР для обработки цилиндрических зубчатых колес, режущие кромки которого образованы пересечением эвольвентной боковой поверхности зуба-шевера стружечными . канавками, отличающийся тем, что, с целью повышения точнос ти шевингования малозубых колес за счет выравнивания глубины внедре ния шевера в поверхность профиля обрабатываемых зубьев на полном уг.ле развернутости эвольвентй от основания зуба к его вершине, эвольвентная боковая поверхность .между стружечными канавками выполнена с .равно-. мерно возрастающей шириной от основания к вершине зуба в соответствии с зависимостью

Ss — 1,3...1;б, o где S — ширина эвольвентной боковой

В поверхности между стружечными канавками у вершины зуба шевера;

S0 — ширина эвольвентной боко- . ф

Ф вой поверхности между стружечными канавками у основания зуба шевера.

1033276

Изобретение относится к обработке металлов резанием, в частности к обработке зубчатых колес.

Известен дисковый шевер с режущими кромками, образованными пересечением боковой эвольвентной поверхности зуба шевера стружечными канавками. При этом боковая эвольвентная поверхности между стружечными канавками выполнена постоянной ширины как у основания зуба так и у его вершины на полном угле развернутости эвольвенты. Значения ширины боковой эвольвентной поверхности между стружечными канавками принимают в пределах 0,9... 1,2 мм, в зависимости от модуля шевера Ц

Однако в сИЛу специфических осОбенностей процесса шевингования дис ковый шевер такой конструкции с эвольвентной формой профиля не обес- 2{ печивает на обрабатываемом колесе точную звольвентную форму профиля.

Для обеспечения точности профиля колеса необходимо производить корректировку профиля зуба шевера на основании измерения обработанных колес.

Повышение точности шевингования возможно цутем проектирования дисковых шеверов известной конструкции так, чтобы в зацеплении обеспечивалась парность контактов, т.е. количество контактных площадок по левым и правым профилям в любой момент зацепления колеса и шевера было

35 одинаковым.

Однако,при обработке зубчатых колес с малым числом зубьев f8...12, и менее, с небольшим коэффициентом перекрытия при шевинговании(1,1... 40

1,3), применение дисковых шеверов укаэанной конструкции не обеспечивает требуемых параметров точности профиля зуба.

Причиной искажения профиля является раэличное значение контактных напряжений на полном угле развернутости, и, как следствие, различный съем металла, при этом глубина врезания у ножки зуба обрабатываемой 5О детали больше, чем у головки, так как сопротивление врезанию у ножки меньше, чем у головки.

Таким образом, при обработке малоэубных зубчатых колес у =8...12 ) 55 средних модулей, широко применяемых в масляных и гидравлических насосах, когда коэффициент перекрытия при шевинговании не превышает 1,1...1,3 дисковыми шеверами указанной кон- gp струкции, наблюдаются значительные отклонения профиля зуба детали. У ножки зуба детали - перерез теоретического профиля, а у головки — недоФ рез ° 65

Цель изобретения - повышение точ-ности шевингования малоэубых колес эа счет выравнивания глубины внедрения шевера в поверхность профиля обрабатываемых зубьев на полном угле развернутости звольвенты от основания зуба к его вершине.

Поставленная цель достигается тем, что в дисковом шевере для обработки цилиндрических зубчатых колес, режущие кромки которого образованы пересечением эвольвентной боковой поверхности зуба шевера стружечными канавками, эвольвентная боковая поверхность между стружечными канавками выполнена с равномерно возрастающей шириной от основания к вершине зуба в соответствии с зависимостью — 1,3 ... 1,б о где S — ширина эвольвентной бокоВ вой поверхности между стружечными канавками у вер— шины зуба шевера;

S — ширина эвольвентной боковой поверхности между стружечными канавками у основания зуба шевера.

На фиг. 1 показан эуб шевера, выполненный с равномерно возрастающей от основания к вершине шириной боковой эвольвентной поверхности между стружечными канавками; на фиг. 2 - вариант исполнения стружечной канавки, обеспечивающей образование боковой эвольвентной поверхности переменной ширины; на фиг. 3 — схема возникновения контактныХ напряжений у ножки зуба, детали в данной точке, в работе участвует вершина зуба шевера; на фиг. 4 - зависимость величины вреза. ния от ширины боковой эвольвентной поверхности между стружечными канавками S ; на фиг. 5 - схема воэникновенйя контактных напряжений у основания зуба шевера; на фиг. б - зависимость глубины t, врезания от ширины контакта S, Дисковый шевер для обработки цилиндрических зубчатых колес содержит зубья 1, которые имеют режущие кромки 2, образованные пересечением эвольвентной боковой поверхности A зуба шевера стружечными канавками 3. При этом эвольвентная боковая поверхность А выполнена с равномерно возрастающей шириной осно вания 8, к вершине зуба S>. Причем

Яр 8, . Согласно выведенной зависимости иэ известной теории контактных напряжений. в мокс

So . 3gp мчп где, и Я „„ - соответственно ър @ ар Ые минимальный и максимальный приведен

1033276 ные размеры кривизны, которые в свою очередь, определяются из известного соотношения

9ш 9к

"7 = — 1;

"P 9 7» где % д - радиус кривизны зуба шевера в рассматриваемой точке на профиле; радиус кривийнЫ зуба обраk батываемого колеса в точке, сопрягаемой с одноименной точкой на профиле зуба шевера.

9 и c - ширина звольвентной боковой поверхности между стружеч-, ными канавками, соответственно у вершины, зуба шевера,и у основания, обеспечивается выравнивание глубины врезания зуба шевера в поверхность обрабатываемого -зуба. Этим повышается точность шевингования.

Установлено, что максимально возможная нсправляемость профиля — . в 1,8 раза, средне статистическая исправляемость — в 1,3...1,4 раза., при соотношении Я,"-1,3...1,6.

В целях сохранения требуемого количества стружечных канавок на полной ширине зуба шевера обеспечи-вается условие

Ф

Sy «» (1 ° 65S + 0 8 - ° ° 0 9)

0,1 ... 0,12 (В,- 2 е3 где 8® и 8 - значения ширины боковой звольвентной поверхности между стру-, жечными канавками, со.fO ответственно S н у вершины, S у основания зуба шевера;

В - ширина зуба шевера; е . - ширина боковой эволь15 вентной поверхности между торцом зуба и первой стружечной канавкой, принимается в пределах 1,3...2 мм.

20 Такая Форма канавки соответствует ГОСТУ на дисковый шевер 8570-80.

Таким образом, при обработке шестерен шевером предлагаемой кону струкции происходит улучшение проФиля зуба в 1,3...1,8 раза по сравнению с шевингованием шевером из,вестной конструкции.

1033276, Тираж 1106 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Заказ 5517/13

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Составитель Ю. Кузнецов

Редактор И. Касарда Техред Т.Маточка КорректорА. Повх