Вентиляционный гибкий трубопровод

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

вентиляционнЬ1й ГИБКИЙ ТРУБОПРОВОД , включающий отдельные звенья, соединенные между собой, эластичную оболочку и расположенный внутри не спиральный каркас, закрепленный на соединительных элементах, отличающийся тем, что, с целью повьниения надежности работы трубопровода в условиях разрежения,.за-счёт увеличения жectкocти спирального каркаса , последний снабжен дополнительной спиралью противоположной.навивки, концентрически расположенной в нем и закрепленной на соединительных элементах, при этом каждая пара витков обеих спиралей шарнирно соединена между собой в точках их взаимного пе (Л ресечения.

f19) (11) .

ЗцР Е 21 F 1/04 ° F 16 L 11 08

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ "- .,:3

К ABTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ вЂ” / (56) 1 ° Патент ClllA N 3527258, :кл. 138.131. опублик. 1970.

2. Патент США 1 3889717, кл. 138-.131, опублик. 1975 (прототип). (21) 3428890/22-03 (22) 21.04.82 (46) 07.08.83. Бюл. Ю 29 (72) Ю.Н.Леоненко, В.П.Копытова, Н.H., Петухов,,А.А.Абкин, А.К.Гедеванов, Г.А.Поздняков и Д.И.Иалиованов (71) Центральйый научно-исследова-, тельский и проектно-конструкторский институт проходческих машин и ком»

° плексов для угольной, горной промышленности и подземного строительства (53) 622.457.2:621.643.3(088.8) (54)(57) В ИТИЛЯЦИОННЫй ГИЬКИй ТРУБОПРОВОД, включающий отдельные звенья, соединенные между собой, эластичную оболочку и расположенный внутри нее спиральный каркас, закрепленный на соединительных элементах, о т л ич а ю шийся тем, что, с целью. повышения надежности работы трубопровода в условиях разрежения,.за.счет увеличения жесткости спирального кар" каса, последний снабжен дополнительной спиралью противоположной .навивки, концентрически расположенной в нем и закрепленной на соединительных элементах, при этом каждая пара витков обеих спиралей шарнирно соединена между собой в точках их взаимного пересечения.

1033762 2

Изобретение относится к вентиляционной технике, в частности к вентиляционным трубам, предназначенным для работы в системах местного проветривания горных выработок, а также в системах пылеулавливания в качестве пылеотсасывающих трубопроводов.

Известен вентиляционный воздуховод, состоящий из двух концевых обечаек с закрепленным между ними проволочным каркасом в виде спирали, на который свободно надета эластичная оболочка 1 1 ) .

Данный трубопровод при эксплуатации обеспечивает гибкость во всех направлениях и телескопическую раздвижку его, но только при нагнетательном способе перемещения в нем воздушного потока, Известна также усиленная гибкая труба, состоящая из эластичной оболоч ки, внутри которой размещается спиральный каркас, предотвращающий радиальную осадку стенок трубы при созд нии -внутри нее разрежения Г 2) 5

20 а

30

Однако известная конструкция обладает ограниченной гибкостью по участкам, длиной жестко соединенных спиралей, ограниченной телескопичност.ью, на участке 4-5 витков свободной спирали, а также возможностью пережима трубы в местах свободных витков спирали при наличии высокой степени раз" режения, вызывающей повышенные радиальные усилия, Целью изобретения является ловы" аение надежности работы трубопровода в условиях разрежения за счет увели-. чения жесткости спирального каркаса.

Цель достигается тем, что венти" ляционный гибкий трубопровод, включающий отдельные звенья, соединенные между собой, эластичную оболочку и расположенный внутри нее спиральный каркас> закрепленный на соединитель" ных элементах, снабжен дополнительной спиралью противоположной навивки, концентрически расположенной внутри спирального каркаса, закрепленной на соединительных элементах, при этом каждая пара витков обеих спиралей шар нирно соединена между собой в точках их взаимного пересечения.

На фиг.I показан вентиляционный гибкий трубопровод в растянутом состоянии; на фиг.2 - то же, в полурастянутом состоянии; на фиг.3 - секция трубопровода в сжатом состоянии; на фиг,4 — пример встроенного шарнирного соединения пересекающихся витков внутренней и наружной спирали; на фиг.5 - пример соединения витков спи" ралей с помощью обособленного шарнирного соединения; на фиг,6 - конструкция обособленного шарнирного соединения.

Секция воздуховода состоит из двух соединительных узлов, выполненных в виде торцовых обечаек 1 и 2, которые снабжены присоединительным кольцом 3 и расположенными по наружному контуру ручками 4, К наружной стороне обечаек присоединен спиральный каркас 5, например правой навивки, с расчетным числом витков, обеспечивающим в растянутом состоянии секции требуемыи для данного разрежения шаг t. K внутренней поверхности обечаек присоединена дополнительная спираль 6, концентрически расположенная в спиральном каркасе 5 и имеющая противоположную навивку, в данном случае - левую. При этом дополнительная спираль имеет то же количество витков, что и спиральный каркас, и в растянутом состоянии выдерживается между витками тот же шаг t Проходной диаметр D секции трубопровода определяет внутренний диаметр дополнительной спирали, а рас" тянутую длину L определяет длина эластичной оболочки 7, примененной для данного трубопровода.

Секции трубопровода соединяются друг с другом обычным способом с помощью хомутов 8 и соединительного эластичного элемента 9.

Каждая пара витков спирального каркаса и дополнительной спирали соединяется между собой шарниром 10, Шарнирное соединение двух, поворачивающихся относительно друг друга, .деталей может быть различной, На фиг.4 показан осевой шарнир. встроенный непосредственно в пересекающие- ся витки спирали. Для этого в обеих спиралях сверлятся отверстия, в которые вставляется в качестве оси заклепка. 11, а между витками вставляется шайба 12 для уменьшения трения витка о виток. На фиг.5 приведен пример шарнирного соединения витков между собой, В данном случае шарнир представлен обособленной конструкций. состоящей (фиг.6 ) из щек 13, и 14, оси 15, на которую эти щеки надеты .и закреплены. Ось трубчатая, чтобы

103?762 была возможность, развальцовывая ее торцы, соединить между собой щеки ° .

Между щеками вставлена шайба 12, и играющая ту же роль, что и в первом случае. Щеки имеют возможность вращаться на оси относительно друг друга.

Собранный шарнир вставляется между витками в месте их пересечения так, чтобы ось шарнира совпала с осью пересечения витков наружной и внут- 10 ренней спирали,. а усики щек прикрепляются попарно соответственно к наружному и внутреннему витку выше и ниже оси их пересечения. Таким образом, витки спиралей левой и правой навивки в местах их пересечения получают, возможность только поворачиваться друг относительно лруга при увеличении или уменьшении шага спирали, но не имеют возможности смещаться 20 параллельно самим себе.

Процесс сборки секции трубопровода происходит следующим образом.

К торцам обечаек 1 и 2 с наружной их стороны приваривается по одному 25 присоединительному кольцу 3, а к внутренней стороне каждой обечайки с.противопложной от присоединенного кольца стороны приваривается дополнительная спираль, предварительно на- З0 витая, как пружина растяжения, по расчетному диаметру О с расчетным количеством витков, На .собранную из двух обечаек и спирали конструкцию концентрически надевается спиральный каркас противоположной навивки, но с

35 числом витков, соответствующим количеству на дополнительной спирали.

Спиральный каркас присоединяется, напри р с помощью сварки, к наружным 40 поверхностям обечаек. Обечайки, со.единенные двумя пружинами, растягиваются на определенную величину относительно друг друга так, чтобы четко определились оси пересечения каждого витка спирали левои навивки с витка45 ми спирали правой навивки, и каждый виток в диаметрально противоположном отношении оснащается двумя шарнирами любой констр кции. На полученный кар. кас, состоящий теперь уже из двух . обечаек и двух спиралей между ними, свободно надевается эластичная оболочка, например из резинотканевой

4 трубы по ОСТ 380597-76, и с помощью хомутов присоединяется к обечайкам за местом присоединения спирального каркаса 5 к ним. В таком виде, в сжатом состоянии,(фиг.3 ) секция трубопровода готова к работе. Для удобства транспортировки секции и ее подвески в рабочем состоянии к обечайкам по их наружному периметру прикрепляются ручки 4 в произвольном количестве.

Секция трубопровода в сжатом состоянии (фиг.3) доставляется к месту ее работы и присоединяется с помощью хомутов 8 и присоединительного элемента 9 к магистральному .трубопроводу. Имея неизменным проходной диа-. метр О, секция трубопровода в сжатом состоянии имеет минимальную длину 1 и

По условиям производственного процесса секция трубопровода может поступательно растягиваться, например по мере подвигания забоя при проведении подготовительной выработки, занимая различные промежуточные положения по длине, одно из которых с длиной звена „ показано на фиг.2, и достигает максимальной расчетной длины L (фиг.1). По достижении данной секцией максимальной длины она превращается в переднее звено магистраль+ ного трубопровода и к ней присоединяется новая секция в сжатом состоянИи.

Таким образом, недостатки, присущие известным устройствам, устраня" ются в предлагаемой конструкции за счет наличия двух спиралей противоположной навивки. Противоположная навивка спиралей, придает. устойчивость виткам с сохранением ее гибкости при значительных радиальных нагрузках в условиях разрежения, а попарное шарнирное соединение витков спиралей обеспечивает телескопичность секции трубопровода от минимальной до максимальной величины при поступательной ее раздвижке.

Кроме того, изготовление предлагаемого трубопровода, состоящего из отдельных секций, не требует специального оборудования и возможно на рудоремонтных заводах и центральных меха нических мастерских шахт.

1033762

Я 7 fZ

Р д 4

Составитель Л.Серова

Редактор С.Патрушева Техред М.Гергель Корректор 8.Гирняк

Заказ 5590/38 Тираж 444 . Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал flW "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4