Способ комплексного контроля зубчатых колес
Иллюстрации
Показать всеРеферат
СПСХ:ОБ КОМПЛЕКСНОГО КОНТРОЛЯ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС, обрабатываемых на станке, заключающийся в том, что после чистовой обработки зубчатые колеса уствиавливают на зацанном межосевом расстоянии, производят их обкатку и измер як т кинематическую погрешность, отличающийся тем, что, с целью повышения точности контроля, измерение кинематической погрешности колеса осуществляют после черновой обработки и стределяют прирашенке кинематической погрешности с учетом погрешности станка и обрабатывакщего инструмента.
СООЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕОЪЬ ЛИК (39) (1И
844 A
3 с 01 в 5no.:=-..
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ.
Н ASTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3430371/25-28 (22} 18. 02.82 (46) 07.08,83. Бюл. No 29
ГОСУДАРСТЙЕННЬЮ КОМИТЕТ СССР
f10 ДЕЛ4М ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (72) Э. С, Абрамян и В. Ф. Ионак (71) Краматорский научно-исследовательский и проектно-технологический институт машиностроения (53) 531. 717. 2:621 833 (088.8) (56) 1. Марков А. Л. Измерение зубчатых колес . Л., "Машиностроение", 1977
2. Авторское свидетельство СССР
Ив 657934, кл. В 23 Р 23/10, 1970 (прототип) . (54) (57) СПОСОБ КОМПЛЕКСНОГО
КОНТРОЛЯ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС, обрабатываемых на станке, заключающийся в том, что после чистовой обработки зуб- чатые колеса устанавливают на заданном межосевом расстоянии, производят их обкатку и измеряют кинематическую погрешность, отличающийся тем, что, с целью повышения точности контроля, измерение кинематической погрешности колеса осуществляют после черновой обработки и определяют приращение кинематической погрешности с учетом погрешности станка и обрабатывающего инструмента.!
Изобретение относится к машинострое нию, а именно к контролю зубчатых колес.
Известен способ контроля зубчатых колес на станке при помощи шагомера, заключающийся в том, что по результатам измерения производят расчет режимов резания, точности инструмента (1 j.
Недостатком этого способа является невозможность разделения погрешностей, переходящих на зубчатое колесо от различных источников.
Наиболее близким к изобретению по технической сущности является способ комплексного контроля зубчатых колес обрабатываемых на станке, заключающийся в том, что после чистовой обработ ки зубчатые колеса устанавливают на заданном межосевом расстоянии, производят их обкатку и измеряют кинематическую погрешность, затем измеряют ки нематическуто погрешность станка и, со- поставляя диаграммы этих погрешностей, определяют погрешности станка в динамихе зубофрезерования и зубообрабатывающего инструмента (2) .
Недостатком этого способа является то, что он не учитывает трансформации кинематической погрешности станка при ее переходе на обрабатываемое колесо.
Цель изобретения — повышение точнос ги контроля, Эта цель достигается тем, что соглас но способу комплексного контроля зубчатых колес, обрабатываемых на станке, заключающемуся в том, что после чисто- вой обработки зубчатые колеса устанав-, ливают на заданном межосевом расстоянии, производят их обкатку и измеряют кинематическую погрешность, измерение кинематической погрешности колеса осу- ществляют после черновой обработки и определяют приращение кинематической погрешности с учетом погрешности станка и обрабатывающего инструмента.
На фиг. 1 изображена диаграмма кинематической погрешности зубчатого колеса после черновой обработки; на фиг. 2 - то же, после чистовой обработ
33844 2 ки; на фиг. 3 — диаграмма приращения кинематической погрешности с учетом погрешности станка и обрабатывающего цнструмента.
Способ контроля заключается в следующем, Производят черновую обработку зубчатого колеса при назначенных режимах с применением инструмента требуемого класса и технологической оснастки требуемой точности. После черновой обработки измеряют на приборе s однопрофильном зацеплвнии с измерительным колесом кинематическую погрешность обработанного зубчатого колеса и получают диаграмму кинематической погреш« ности колеса после черновой обработки (фиг. 1). Затем зубчатое колесо снова устанавливают на станке и производят его чистовую обработку. После этого устанавливают зубчатое колесо на приборе, измеряют кинематическую погрешность колеса и получают диаграмму кинематической погрешности колеса (фиг. 2)
Совмещая относительно выбранной нулевой точки записанные диаграммы погрешности колеса, производят определение приращения кинематической погрешности (фиг. 3) после чернового фрезерования по сравнению с кинематической погрешностью после чистового зубофрезерования. Затем по результатам спектрального анализа диаграммы приращения выделяю;г погрешность станка и обра35 бачъ вающего инструмента, Исходя иэ результатов анализе, изменяют режим резания или устраняют черезмерную погрешность станка и инструмента.
Предлагаемый способ обладает более высокой точностью определения трансформации погрешности станка и инструмента на обрабатываемое зубчатое колесо.
Использование изобретения для обработки технологии зубонарезания позволит
45 повысить за счет получения точных данных о погрешности станка и инструмента производительность настройки техлроцесса на 30%.
1033844
Составитель Б. Айонскнй
Редактор О. Бугир Техред Т.Фанта Корректор В. Бутяга
Заказ 5605/42 Тираж 602 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП Патент, r. Ужгород, ул. Проектная, 4