Способ комплексного контроля зубчатых колес

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

СПСХ:ОБ КОМПЛЕКСНОГО КОНТРОЛЯ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС, обрабатываемых на станке, заключающийся в том, что после чистовой обработки зубчатые колеса уствиавливают на зацанном межосевом расстоянии, производят их обкатку и измер як т кинематическую погрешность, отличающийся тем, что, с целью повышения точности контроля, измерение кинематической погрешности колеса осуществляют после черновой обработки и стределяют прирашенке кинематической погрешности с учетом погрешности станка и обрабатывакщего инструмента.

СООЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕОЪЬ ЛИК (39) (1И

844 A

3 с 01 в 5no.:=-..

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ.

Н ASTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3430371/25-28 (22} 18. 02.82 (46) 07.08,83. Бюл. No 29

ГОСУДАРСТЙЕННЬЮ КОМИТЕТ СССР

f10 ДЕЛ4М ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (72) Э. С, Абрамян и В. Ф. Ионак (71) Краматорский научно-исследовательский и проектно-технологический институт машиностроения (53) 531. 717. 2:621 833 (088.8) (56) 1. Марков А. Л. Измерение зубчатых колес . Л., "Машиностроение", 1977

2. Авторское свидетельство СССР

Ив 657934, кл. В 23 Р 23/10, 1970 (прототип) . (54) (57) СПОСОБ КОМПЛЕКСНОГО

КОНТРОЛЯ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС, обрабатываемых на станке, заключающийся в том, что после чистовой обработки зуб- чатые колеса устанавливают на заданном межосевом расстоянии, производят их обкатку и измеряют кинематическую погрешность, отличающийся тем, что, с целью повышения точности контроля, измерение кинематической погрешности колеса осуществляют после черновой обработки и определяют приращение кинематической погрешности с учетом погрешности станка и обрабатывающего инструмента.!

Изобретение относится к машинострое нию, а именно к контролю зубчатых колес.

Известен способ контроля зубчатых колес на станке при помощи шагомера, заключающийся в том, что по результатам измерения производят расчет режимов резания, точности инструмента (1 j.

Недостатком этого способа является невозможность разделения погрешностей, переходящих на зубчатое колесо от различных источников.

Наиболее близким к изобретению по технической сущности является способ комплексного контроля зубчатых колес обрабатываемых на станке, заключающийся в том, что после чистовой обработ ки зубчатые колеса устанавливают на заданном межосевом расстоянии, производят их обкатку и измеряют кинематическую погрешность, затем измеряют ки нематическуто погрешность станка и, со- поставляя диаграммы этих погрешностей, определяют погрешности станка в динамихе зубофрезерования и зубообрабатывающего инструмента (2) .

Недостатком этого способа является то, что он не учитывает трансформации кинематической погрешности станка при ее переходе на обрабатываемое колесо.

Цель изобретения — повышение точнос ги контроля, Эта цель достигается тем, что соглас но способу комплексного контроля зубчатых колес, обрабатываемых на станке, заключающемуся в том, что после чисто- вой обработки зубчатые колеса устанав-, ливают на заданном межосевом расстоянии, производят их обкатку и измеряют кинематическую погрешность, измерение кинематической погрешности колеса осу- ществляют после черновой обработки и определяют приращение кинематической погрешности с учетом погрешности станка и обрабатывающего инструмента.

На фиг. 1 изображена диаграмма кинематической погрешности зубчатого колеса после черновой обработки; на фиг. 2 - то же, после чистовой обработ

33844 2 ки; на фиг. 3 — диаграмма приращения кинематической погрешности с учетом погрешности станка и обрабатывающего цнструмента.

Способ контроля заключается в следующем, Производят черновую обработку зубчатого колеса при назначенных режимах с применением инструмента требуемого класса и технологической оснастки требуемой точности. После черновой обработки измеряют на приборе s однопрофильном зацеплвнии с измерительным колесом кинематическую погрешность обработанного зубчатого колеса и получают диаграмму кинематической погреш« ности колеса после черновой обработки (фиг. 1). Затем зубчатое колесо снова устанавливают на станке и производят его чистовую обработку. После этого устанавливают зубчатое колесо на приборе, измеряют кинематическую погрешность колеса и получают диаграмму кинематической погрешности колеса (фиг. 2)

Совмещая относительно выбранной нулевой точки записанные диаграммы погрешности колеса, производят определение приращения кинематической погрешности (фиг. 3) после чернового фрезерования по сравнению с кинематической погрешностью после чистового зубофрезерования. Затем по результатам спектрального анализа диаграммы приращения выделяю;г погрешность станка и обра35 бачъ вающего инструмента, Исходя иэ результатов анализе, изменяют режим резания или устраняют черезмерную погрешность станка и инструмента.

Предлагаемый способ обладает более высокой точностью определения трансформации погрешности станка и инструмента на обрабатываемое зубчатое колесо.

Использование изобретения для обработки технологии зубонарезания позволит

45 повысить за счет получения точных данных о погрешности станка и инструмента производительность настройки техлроцесса на 30%.

1033844

Составитель Б. Айонскнй

Редактор О. Бугир Техред Т.Фанта Корректор В. Бутяга

Заказ 5605/42 Тираж 602 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП Патент, r. Ужгород, ул. Проектная, 4