Стенд прикатки и контроля мертвого хода червячных передач

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ае (и) СОЮЗ СООЕТСНИХ

Ьй .л«

РЕСПУБЛИН

3459 G 01 И 1 /02

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

re nAM ИЗОБРЕТЕНИЙ и СТНРЫТИЙ

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 338341-3/25-28 (22) 21.01.82 (46) 07.08.83. Вюл. N 29 (72) Н.Д.Воскресенский и B.È.Êðóãëîâ (53) 621;833(088.3) (56) 1, Авторское свидетельство СССР и 504070, кл. 6 01 В 5/20, 1973.

2. Авторское свидетельство СССР

N 232523, кл. G 01. B,5/24, 1966 (прототип) . (54)(57) СТЕНД ПРИКАТКИ И КОНТРОЛЯ

ИЕРТВОГО ХОДА ЧЕРВЯЧНЫХ ПЕРЕДАЧ, содержащий корпус, предназначенный для размещения испытуемой передачи, и измеритель мертвого хода, включающий цанговый .зажим,. о. т л и ч а ющ и й с я тем, что, с целью повышения точности измерения мертвого хода .и времени прикатки, .он снабжен блоком управления, предназначенным для соединения с червяком испытуемой передачи, механизмом прикатки, имеющим подключенный к блоку управ" пения привод и измеритель момента трения, а измеритель мертвого хода включает, кроме того, установленный в корпусе с возможностью поворота . соосно цанговому зажиму и с ним-связанный измерительный вап, имеющий коромысло и арретир, сильфон, предназначенный для соединения цанrosaro зажима с червячным колесом испытуемой передачи, измерительную систему, подключенные к ней преобразователи перемещений измерительного вала, один из которых имеет стопор, размещенные на плечах ко" ромысла грузы, подключенные к бло" ку управления микропереключатели и. двигатель и кинематически связан.ный с последним кулачковый вал, каждый кулачок которого взаимодействует соответственно с цанговым зажимом, арретиром, стопором, гру-, зами и микропереключателями. 1033896

Изобретение относится к машиностроению, а именно к испытательной технике, и может быть использовано для прикатки и контроля точных червячных передач, преимущественно для передач, прикатка которых должна производиться за счет создания момента трения в передаче путем поджима червяка к червячному колесу.

Известно устройство для определения мертвых ходов в зубчатой передаче редуктора, содержащее угломеры, каждый иэ которых выполнен в виде угловой шкалы, стрелки и УСтанов" ленного на подшипнике валика, на одном конце которого расположен цанговый зажим для связи с соответствующим валом испытуемого редуктора, а на другом - ручка и дебаланс, уста" новленный на подшипнике, стрелка жестко связана с дебалансом, а шкала с валиком (1 )

Недостаток известного устройства заключается в невысокой точности определения мертвЬго хода.

Наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому положительному эффекту является стенд прикатки и контроля мертвого хода червячных передач, содержащий корпус, предназначенный для размещения испытуемой передачи, и измеритель мертвого хода, включающий цанговый зажим.

В данном стенде измеритель мертвого хода выполнен в виде стрелки, установленной на цанговом зажиме, и круговой шкалы, закрепленной на стойке основания t 23.

Недостаток данного ствнда заключается в невысокой точности измерений мертвого хода, который определяется только по величине углового перемещения стрелки относительно круговой шкалы и не учитывает трение в испытуемой передаче, а также в невозможности определения точного времени окончания прикатки.

Цель изобретения - повышение точности измерения мертвого хода и времени прикатки.

Указанная цель достигается тем, что стенд прикатки и контроля мерт. вого хода червячных передач, содержащий корпус, предназначенный для размещения испытуемой передачи, и измеритель мертвого хода, включаю" щий цанговый зажим, снабжен блоком управления, предназначенным для соединения с червяком испытуемой передачи, механизмом прикатки, имеющим подключенный к блоку управления привод и измеритель момента трения, а измеритель мертвого хода включает, кроме того, установленный в корпусе с воэможностью поворота соосно цанговому зажиму и с ним связанный измерительный вал, имеющий коромысло и арретир, сильфон, предназначенный для соединения цангового зажима с червячным колесом испытуемой пере10 дачи, измерительную систему, подключенные к ней преобразователи пере1 . мещений измерительного вала, один иэ которых имеет стопор, размещенные на плечах коромысла грузы, подклю,ченные к блоку управления микропере|ключатели и двигатель и .кинематически связанный с последним кулачковый вал, каждый кулачок которого взаимодействует соответственно с цанго20 вйм зажимом, арретиром, стопором, щую шпанку 30. Блок зубчатых колес грузами и микропереключателями.

2 На фиг, 1 изображена общая схема стенда; на фиг. 2 - измеритель мертвого хода, общий вид.

Стенд содержит корпус 1,. предназначенный для размещения испытуемой передачи 2, блок 3 управления, соединенный с червяком 4 испытуемой передачи 2, механизм 5 прикатки, имею" щий привод и измеритель момента трения, и измеритель 6 мертвого хо35 да, состоящий из измерительного вала 7 с коромыслом 8 и арретиром (не показан), цангового зажима 9, соединяющего вал измерительный 7 с червячным к@лесом 10 испытуемой .передачи 2 через сильфон 11, двух нагружающих грузов 12, размещенных на плечах коромысла 8, двух преобразователей 13 и 14 перемещений, например индуктивных, вала 7, контактирующих с планкой 15, расположенной на лыске измерительного вала 7, стопора 16, подключенных к блоку

3 управления микропереключателей

17 и 18 и двигателя 19, измерительной системы 20 и кулачкового вала . 21. Привод механизма прикатки сос50 тоит из двигателя 22 прикатки, связанного с червяком 23, взаимодействующим с червячным колесом 2, установленным на валу 25, на котором

5 свободно вращаются зубчатые колеса

26 и 27, связанные с блоком зубчатых колес 28 и 29 через скользя3

28 и 29 установлен в подшипниках на валу 31 и связан с, ним через пружину 32 кручения.

Измеритель момента трения состоит из блока 28, 29 зубчатых колес, который через палец 33 связан с гайкой 34, входящей в зацепление с валом 31 . Снаружи гайки 34 установлен двойной упорный подшипник

35, взаимодействующий с нажимной планкой 36, связанной с корпусом .1 через палец 37,.жестко соединенный с корпусом 1. Ножка индикатора 38 упирается в нажимную планку

36, а сам индикатор 38 связан с корпусом. 1.

Измерительный вал 7 с коромыслом

8 представляют собой единый узел.

Связь механизма 5 прикатки с измерителем 6 мертвого хода осуществляется посредством блока 3 уп-. равления, позволяющего производить прикатку или измерение мертвого хода в одной (ручной режим), шести или двенадцати точках (полуавтомати ческий режим ) делительной окружности. червячного колеса 24 испытуемой передачи 2-. Связь вала 31 с червяком 4 передачи 2 осуществляется при помощи предохранительной муФты 39.

Связь -измерителя 6 мертвого хо: да,с червячным колесом 10 испытуемой передачи 2 осуществляется через цангу 40 измерительного вала 7, взаимодействующую с сильфоном 11, жестко связанным с червячным колесом 10.:Механизм 5 прикатки имеет рукоятку 41 переключения чисел оборотов.

Кулачковый вал 21 снабжен кулачками 42-49, взаимодействующими с элементами стенда.

Стенд.рабоает следующим образом.

Предварительно испытуемая передача 2.собирается так, чтобы между червяком 4 и червячным колесом 10 не было бокового зазора, а был небольшой натяг, создающий момент трения,в испытуемой передаче 2, причем. момент .трения должен быть . меньше момента срабатывания предохранительной муФты 39. . После установки передачи 2 на стенд включают двигатель 22 прикатки, а по индикатору 38 наблюдают значения момента трения в испытуе" мой передаче 2. В процессе при катки момент трения падает. Как только момент трения перестанет

1033896 4 уменьшаться н приблизится к нулевой отметке, двигатель 22 прикатки отключают. 0о вибрации стрелки индикатора 38 можно косвенно судить о плавности хода испытуемой передачи 2.

Таким образоы, индикатор 38 используется для определения уменьшения момента трения в испытуемой

t0 передаче и косвенно для определе-. ния плавности хода.

Стенд в-режиме прикатки работает следующим образом.

Вращающий момент от двигателя

15 22 передается через червячную передачу 23, 24 и зубчатые колеса 26 или 27 в зависимости от положения скользящей шпонки 30, устанавливаемой рукояткой 41 на блок

20 зубчатых колес 28 и 29. Пружина

32 кручения закручивается на угол, пропорциональный величине момента трения в испытуемой передаче 2, а блок-зубчатых колес 28 и 29 через палец 33 поворачивает гайку М относительно вала 31 в результате чего нажимная планка 36 вместе с гайкой 34 перемещается по палкину

37 относительно корпуса 1, а инди"

3Q катор 38 Фиксирует это перемещение.

Стенд в ручном режиме измерения мертвого хода работает следующим образом.

Двигатель 19 измерения начина35 ет вращать кулачковый вал 21 с ку.лзчками 42-49. При этом кулачок 42 через рычаг освобождает цанговый . зажим 9, который соединяет измери тельный вал 7 с червячным колесом

10 испытуемой передачи 2 через сильФон 11. Кулачок 43 освобождает лра" вый груз, а кулачки 44 и 45 - коромысло 8 измерительного вала 7, Под действирм груза 12 коромысяо 8 с измерительным валом 7 выберет зазор в червячном зацеплении, при этом измерительные наконечники преобразователей 13 и 14 переместятся вправо, на величину зазора, а стрелка прибора электронной измерительной сис" темы 20 останется на нулевой отметке, так как преобразователи .13 и 14 включены в режиме алгебраического .суммирования перемещения. Далее кулачок 47 стопорит измерительный наконечник преобразователя 13 стопо"ром 16. Кулачок 46 освобождает левый груз 12,. а кулачок 43 поднимает правый груз 12.. Под действием ле5 вого груза 12 коромысло 8 с измерительным валом 7 перемещает индук" тивный преобразователь 14 и червячное. колесо 10 в противоположную сторону на величину мертвого хода в испытуемой передаче 2, который регистрируется электронной измерительной системой:20. После поворота кулачкового вала 21 на 360 двигатель 19 измерения останавливается, и весь механизм измерения приходит в исходное состояние - цанга 40 измерительного вала 7 разжата, грузы 12 подняты, стопор 16 разжат, а измерителыный вал 7 эаарретирован кулачками 44 и 45.

Для обеспечения непосредственного отсчета результатов измерения . со шкалы электронной измерительной системы 20 расстояние от оси индуктивных преобразователей 13 и 14 до оси измерительного вала 7 устанав" ливается равным радиусу делительной окружности червячного колеса 10 испытуемой передачи 2.

0 ручном режиме работа механизма

5 прикатки и измерителя. 6 мертвого хода прфисходит раздельно.

В полуавтоматическом режиме измеритель 6 мертвого хода работает последовательно с механизмом 5 прикатки, который в данном случае служит для поворота червячного колесе

10 на 1/6 или 2/12 оборота.

Стенд в полуавтоматическом режиме работает следующим образом. .Включается двигатель 19 измерения и вращая кулачковый вал 21, производит цикл измерения, в. конце которого кулачок 49 включает микропереключатель 27, дающий команду на блок 3 управления, который вклю1033896 Ф чает двигатель 19, двигатель 22 и шаговый искатель, входящий в состав блока 3 управления, посла чего двигатель 22 через механизм 5 прикатки разворачивает червячное колесо 10 испытуемой передачи на 1/6 или

1/12 оборота, а шаговый искатель.. фиксирует первый цикл измерения.

Ао окончании nepsoro цикла измереI

10 ния и разворота червячного колеса

10 на 1/6 или 1/12 оборота блок 3 управления посылает команду на второй цикл измерения и включает двигатель

19 и т.д. Ilo окончании шестого цикла

15 стенд автоматически отключается.

Для проведения измерения мертвого ходе в двенадцати точках необходимо уменьшить число оборотов вала 31 механизма 5 прикатки в два раза с

20 помощью рукоятки 41 и провести полуавтоматический цикл измерения дважды.

Никропереключатель 18 служит для подачи команды на блок 3 управления в момент снятия показаний, которая

25 останавливает двигатель 19 измерения. .Дпя продолжения цикла измерения оператору необходимо нажать кнопку, снимающую блокировку двигателя 19. .Блок 3 управления позволяет произв водить работу как с блокировкой двигателя 19 в момент измерения, так и без нее..

Для прикатки несамотормоэящихся червячных передач на стенде необходимо установить механизм для стопорения червяка перед измерением мертвого хода.

Предлагаемая конструкция стенда позволяет учитывать момент трения

4О в испытуемой передаче и тем самым повысить точность измерения мертвого хода H времени прикатки.

1033896

1033896

Составитель Ю.Красненко

Редактор С.Пекарь Техред О. Неце Корректор И.В атрушкина

Заказ 5611/44 Тираж 873 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4