Способ статического определения силы тяжести на море
Иллюстрации
Показать всеРеферат
№ 103391
Класс 42 с, 44
СССР .г: «у з» ) . »»»
»
J г, 1 ,! „
1: . . . 1 ;, )
ИЗОБРЕТЕНИЯ
ОПИСАНИЕ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
К. E. Веселов
СПОСОБ СТАТИЧЕСКОГО ОПРЕДЕЛЕНИЯ СИЛЫ
ТЯЖЕСТИ НА МОРЕ
Заявлено 8 декабря 1954 r. за И ЧНП-2618,»452442 в Чнннстерство нефтяной промышленностн
Определение силы тяжести на море производится, в основном, динамическим способом при помощи маятниковых приборов. Этот способ имеет ряд существенных недостатков: невысокую ч ост, мал и производительность и большой объем вычислительных работ.
Предлагаемый способ относится к статическим способам опредслспия силы тяжести. Измерения производятся при помощи двух упругих горизонтальных маятников, колеблющихся в одной вертикальной, Iëîскости и повернутых друг относительно друга на определенный угол.
Такое расположение »маятпнков исключает влияние на результать определения силы тяжести однозначных горизонтальных ускорений движения корабля, а влияние периодических и знакопеременных ускорений устраняется сильным демпфированием маятников.
На чертеже схематически показаны две системы таких маятников с витыми цилиндрическими пружинами.
Здесь 0 и 0 — оси вращения маятников: mI и m — грузики маятников; А и с4 — демпферы:.с, иаков углы отклонения маятников от горизонта.
У п ругая сила цилиндрических пружин может оыть заменена упругой силой кручения нитей подвеса или же другой силой. В случае отсутствия возмущающих ускорений движения судна, изменение положения маятников оудет соответствовать изменению силы тяжести.
Изменение положения маятников может быть и;мерено с помощью обычных оптических систем, применяемых в с„-хопутпых ".ðàãèìåòðàõ.
Маятники имеют затухание (жидкостное, воздушное или магнитное) в 50 — 200 раз большее, чем затухание, соответствующее границе апериодичности.
Для автоматической нивеллировки гравиметр помещается в подвес кардапа или па гироскопически стабилизационную установку.
В этом случае периодические вертикальные и горизонтальные ускорения движения судна гасятся сильным демпфированием до размеров, не имеющих измерению изменений силы тяжести. При этом действие № 10339l
Предмет изобретения
Стандартгиз. Объем 0,125 п. л. Цена 25 коп. Тираж 400 экз. Зак. 2232
Типография Гослесбумиздата, Ленинград, Литейный пр., 39 на горизонтальный маятник горизонтальной составляющей ускорения движения судна будет небольшим, вследствие малого момента силы, вызванной этим ускорением, Постоянная (не знакопеременная) часть горизонтального ускорения исключается применением двух систем, повернутых друг относительно друга на угол, равныйП- -2c., так как один маятник покажет кажущееся увеличение силы тяжести. второй — уменьшение (— угол отклонения маятника от горизонтальной плоскости) .
Полусумма отсчетов, взятая по двум маятникам, дает величину изменения силы тяжести, свободную от действия горизонтальной составляющей ускорения движения судна.
Ввиду того, что подвес кардана или гироскопически стабилизированная установка не обеспечивает полную и постоянную нивеллировку прибора, необходимо иметь возможность измерять наклон, для чего можно воспользоваться круглым уровнем и.ти двумя маятниками, колеблющимися в двух взаимно перпендикулярных плоскостях.
Визуальный отсчет может быть заменен записью отклонений всех маятников на пленку.
Описанный способ позволит повысить точность определений силы тяжести на море, так как исключает влияния на результаты измерений однозначных горизонтальных. а гакже периодических и знакоперемепных ускорений движений коробля.
Спосоо статического определения силы тяжести на море, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью исключения влияния на результаты измерений однозначных горизонтальных, а также периодических и знакопеременных ускорений движения корабля, применены два сильно демпфированных упругих горизонтальных маятника, колеблющиеся в одной вертикальной плоскости и повернутые друг относительно друга на угол П+2й, помещенные в карданный подвес с большим периодом собственных колебаний или в гироскопическую стабилизированную уста новку.