Сердечник статора электрической машины

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

09) (Ш

Э.,50 Н 02 К 1/18

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

le ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И QfHPblTHA ь ">jff3+ fОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ ;":; :::::н двтоескомм св етельству (21) 2956879/24-07 (22) 14.07.80 (46) 07 08.83, Бюл. В 29 (72) И.A.Õåðõåóëèäçå и A.Ã.Çåëåíöoâ (71) Ррузинский научно-исследовательский институт энергетики и гидротехнических сооружений (53) 621.3.042 (088.8) .(56) 1 ° Авторское свидетельство СССР

М 584393, кл. Н 02 К 1/18 1974. (54} (57) СЕРДЕЧНИК СТАТОРА ЭЛЕКТРИ=

ЧЕСКОИ МИНИНЫ, содержащий пакеты активной стали, выравнивающие прокладки из изоляционного Материала и нажнмные элементы, о т л и ч а ющ и и с я тем, что, с целью по вышения надежности путем осуществления контроля прессовки зубцовой зоны, в зубцах Крайних пакетов с обеих сторон прокладок расположены электропроводящие пластины, изолиро- . ванные от пакетов активной стали, а в прокладках выполнены отнерстия. 1034122

Ъ

Изобретение относится к электромашиностроению и эксплуатации крупных электрических машин в частности к устройствам, обеспечивающим надежную прессовку активной стали. статоров при изготовлении и в эксплу атации.

Известна конструкция статоров электрических машин, обеспечивающая. надежное прессование сердечника активной стали в процессе изготовления, содержащая шихтованные пакеты, нажимное устройство и выравнивающие прокладки (1).

Недостатком известной конструкции является отсутствие воэможности контроля давления непосредственно между листами. активной стали.

Для контроля давлений в этой конструкции используется сложная ап>,аратура, контроль с помощью которой может осуществляться только на разобранном агрегате.

Во время работы наиболее часто повреждается зубцовая эона крайних пакетов крупных машин. Причем ослабление прессовки становится опасным только после того, как давление между пакетами становится нулевым и появляется возможность аксиального перемещения отдельных листов.

Выравнивающие сегменты изготовляются иэ изоляционного материала типа .

СТЭФ и прокладываются в зубцовую зо-. ну для выравнивания давления, Цель изобретения - повышение наде>кности работы крупных электрических машин путем своевременного обнаружения недопустимого ослабления прессовки активной стали, и обеспечения надежной опрессовки сердечника при изготовлении на заводе и их эксплуатации.

Для достижения поставленной цели в сердечнике статора электрической машины, содержащем пакеты активной стали, выравнивающие прокладки из изоляционного материала и нажимные элементы, B зубцах крайних пакетов с обеих сторон прокладок расположены электропроводящие пластины, . иэолиpOBGHHbIB OT eT03.ctKTHBBOA стали, а в прокладках выполнены отверстия.

На фиг. 1 показан сердечник статора крупной электрической машины, на фиг. 2 - выравнивающая прокладку, вид сверху; на фиг. 3 - разрез

А-A на фиг. 2 (разрез выравнивающей прокладки по зубцу ).

Сердечник статора электрической машины содержит пакеты 1 активной стали, нажимные элементы 2, служа" щие для обеспечения прессовки па кетов корпус 3 и выравнивающие прокладки 4 из изоляционного материала, которые укладываются между листами 5 активной стали для вырав нивания давления. В зубцах крайних пакетов с обеих сторон прокладок 4 расположены электропроводящие плас тины б из металлической фольги,, покрытые изоляцией 7 для исключения замыкания через листы активной стали 5„ В зубцовой зоне 8 прокладки 4 выполнено отверстие 9.

Конструкция работает следующим образом.

Под действием усилий давления

10! прессовки активной .стали прокладки 4 деформируются и пластины 6, расположенные по обе стороны отверстия 9,замыкаются. Если в процессе эксплуатации давление прессовки снижается до критической величины пластины 6 размыкаются за счет сил упругости прокладки 4.

Прокладка 4 изготовляется толщиной равной толщине листов 5 активной стали (для крупных машии эта толщина равна 0,5 мм ).

Поскольку упругий слой изготовляется из того.же материала (пластин типа СТЭФ.),что и наружные слои и является изолятором, отверстия необходимы для того,.чтобы контакты из фольги, расположенные по обе стороны от упругого слоя, имели

ЗО возможность замкнуться. волит значительно сократить сроки

Слои фольги, уложенные по обе ..стороны упругого слоя, являются одновременно и выводами. К этим выЗ5 водам подсоединяется омметр или индикатор замыкания цепи.

Для осуществления полного контроля всей зубцовой эоны прокладки ус" танавливают в каждом зубце, а Выводы

4р индикаторов соединяют последовательно. Это позволяет осуществлять всеобщий контроль за прессовкой зубцовой зоны при изготовлении и в эксплуатации, а также легко обнаруживать ослабленные зоны без разборки генератора, которая осуществляется следующиМ образом. При нормальном давлении общее сопротивление всех датчиков близко к нулю. Если ослабнет хоть один из зубцов, сопротивление контрольной схемы становит.ся равным практически бесконечности и индуцируется вторичным сигнальным устройством. При наличии сигнала ослабления для обнаружения дефекта размыкают схему соединений контактов так, что статор разделяется на две половины„ одна из них будет иметь сопротивление близкое к нулю, другая - бесконечность, расчленяют эту половину на две части и опять иссле дуют часть| имеющую обрыв. Этот процесс продолжают до тех пор, пока не будет обнаружен ослабленный зубец. Точное знание места повреждения поз1034122

Составитещь Ф. Подольская

Редактор С.Юско Техред H.Èåòåïåýà Еорректор С.Шекмар

° Ю»» Ю»В ЮЮЮЮВЬЮЮЮ

Заказ 5639/56 . Тираж 687 Подписное

Вниипи Государственного комитета сссР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, )Х-35» Раушская наб., д. 4/5

Филиал ппп "патент", и. Ужгород, ул. проектная, 4 ремонта и уменьшить число профилактических осмотров зубцовой зоны»

Использование изобретения на.крупных электростанциях повышает надежность работы крупных генераторов и позволяет сократить число. профилактических осмотров,