Способ ремонта щелочного аккумулятора

Реферат

 

(19)SU(11)1034559(13)A1(51)  МПК 6    H01M10/54(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯк авторскому свидетельствуСтатус: по данным на 27.12.2012 - прекратил действиеПошлина: учтена за 20 год с 19.09.2000 по 18.09.2001

(54) СПОСОБ РЕМОНТА ЩЕЛОЧНОГО АККУМУЛЯТОРА

Изобретение относится к электротехнической промышленности и может быть использовано при ремонте щелочных аккумуляторов. Известен способ ремонта щелочного аккумулятора путем проведения разряда, промывки дистиллированной водой, введения активирующих добавок, удаления кристаллических отложения и вредных примесей с последующим активированием электролизом в дистиллированной воде и проведением контрольно-тренировочных заряд-разрядных циклов в щелочном электролите. Этот способ сложен, малопроизводителен и не обеспечивает снижения самозаряда, газовыделения и восстановление емкости и ЭДС. Наиболее близким по технической сущности и достигаемым результатам к изобретению является способ ремонта щелочного аккумулятора путем обработки сепараторов и положительных электродов водным раствором серной кислоты, промывки водой, нейтрализации в щелочном электролите и заряда. Этот способ обеспечивает восстановление емкости только на 30-50% от номинальной, т.е. недостаточно эффективен. Целью изобретения является повышение эффективности. Это достигается тем, что в способе ремонта щелочного аккумулятора путем обработки сепараторов и положительных электродов водным раствором серной кислоты, промывки водой, нейтрализации в щелочном электролите и заряда плотность раствора серной кислоты выбирают равной 1,25-1,27 г/см3, обработку этим раствором сепараторов ведут в течение 3 ч, а положительных электродов в течение 20-30 с. Способ заключается в следующем. Аккумулятор с пониженной емкостью или повышенным саморазрядом разряжают до нуля, сливают электролит, вскрывают верхнюю крышку, извлекают блоки положительных и отрицательных электродов с сепараторами. Сепараторы обрабатывают водным раствором серной кислоты плотностью 1,25-1,27 г/см3 в течение 3 ч. Это время необходимо, чтобы гидроксилы железа и магнетита перевести в сернокислое железо, частично растворить его в воде и смыть с поверхности сепараторов, восстановив тем самым диэлектрические свойства сепараторов и снизив в несколько раз величину саморазряда. При продолжительности пропитки менее 3 ч на поверхности сепараторов сохраняется налет активной массы, в основном соединений железа. Дальнейшее увеличение времени обработки больше 3 ч на качество сепараторов никакого влияния не оказывает, т.е. не приводит к улучшению их диэлектрических свойств. Положительные электроды обрабатывают водным раствором серной кислоты плотностью 1,25-1,27 г/см3 в течение 20-30 с. После обработки в растворе серной кислоты производят промывку сепараторов и положительных электродов в воде и нейтрализацию в щелочном электролите. Отрицательные электроды обрабатывают водой сразу же после разборки, затем обрабатывают в водном растворе щелочи. После этого электроды собирают с сепараторами в блоки, устанавливают в корпус, заливают подщелочную воду, приваривают крышку, сливают подщелоченную воду, заливают электролит нормальной плотности 1,17-1,19 г/см3, производят заряд, контрольный разряд и окончательный заряд. П р и м е р. Для испытания отобрано 46 аккумуляторов марки ТПЖН-550 (одна батарея), которые по своему состоянию не удовлетворяют техническим требованиям, в т.ч.27 аккумуляторов нулевых (имеющих повышенный саморазряд), 14 имеющих недостаточное напряжение (в пределах от 0,2 до 0,8 В) и 5 переполюсованных. Эти аккумуляторы разобраны отремонтированы, собраны и испытаны. Снятые с положительных и отрицательных электродов сепараторы погружают в водный раствор серной кислоты плотностью 1,25-1,27 и выдерживают 3 ч. Затем промывают в струе воды с целью удаления с их поверхности сернокислого железа. Положительные электроды (полублоки) погружают в водный раствор серной кислоты плотностью 1,25 и выдерживают 25 с, затем незамедлительно промывают водой. При этом сернокислое железо легко смывают с поверхности электродов (ламелей), а также частично из-под сеток ламелей, а затем погружают вместе с сепараторами в щелочный электролит. По внешнему виду положительные электроды до обработки имеют бархатную поверхность черного цвета (Fe OH, Fe OOH), а после обработки чистую глянцевую металлическую поверхность серебристого цвета, идентичную новым. Отремонтированные аккумуляторы собраны, заряжены в течение 12 ч током десятичасового режима 150 А, имеют ЭДС 1,4-1,5 В, а при проверке на саморазряд по истечению 100 суток имеют ЭДС 1,38-1,4 В (обычно не выдерживают и 10 суток), имеют емкость (при первом разряде) 440 А и более 27 аккумуляторов, а при 330 440 А 6, 220-330 А-9, 160-220 А-4 аккумуляторов. В период зарядки батареи температура (в конце цикла) составляет от +29 до 38оС (при температуре в помещении +12оС), что свидетельствует о нормальном ходе процесса зарядки и хорошем состоянии аккумуляторов. Отремонтированная батарея испытана на работоспособность десятикратным пуском дизеля тепловоза (без подзарядки между пусками). После десятого пуска общее напряжение на зажимах батареи составляет 64 В, а перед первым пуском 65 В. Отремонтированная батарея признана пригодной к дальнейшей работе на тепловозе в качестве источника электрической энергии.

Формула изобретения

СПОСОБ РЕМОНТА ЩЕЛОЧНОГО АККУМУЛЯТОРА путем обработки сепараторов и положительных электродов водным раствором серной кислоты, промывки водой, нейтрализации в щелочном электролите и заряда, отличающийся тем, что, с целью повышения эффективности, плотность раствора серной кислоты выбирают равной 1,25 1,27 г/см3, обработку этим раствором сепараторов ведут в течение 3 ч, а положительных электродов в течение 20 30 с.