Способ нарезания зубчатых колес долбяком и устройство для его осуществления
Иллюстрации
Показать всеРеферат
1. Способ нарезания зубчатых колес долбяком в условиях обката при наличии движения резания и радиального перемещения долбяка, отличающийся тем, что, с целью повышения производительности за счет снижения нагрузок, движение резания осуществляют путем сообщения обрабаты ваемому колесу дополнительного вращения вокруг оси, проходящей через его центр перпендикулярно к межцентровой линии колесо-дол б як. 2. Устройство для нарезания зубчатых колес долбяком, связанным с приводом главного движения устройства и кинематической цепью обката со щпинделем обрабатываемого колеса, размещенным в корпусе, входной вал которого является звеном цепи обката, отличающееся тем, что, с целью повышения производительности за счет снижения динамических нагрузок, корпус установлен с возможностью поворота вокруг оси, соосной входному валу и перпендикулярной оси вращения шпинделя колеса, и соединен с приводом-станка введенной зубi чатой передачей, ведомое колесо которой (Л закреплено на корпусе соосно оси его вращения . о со 00 сд
СОНИ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
- РЕСПУБЛИК (5в В 23 F 5/12
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К А BTOPGHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ фие. 3
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 2937557/ 25-08 (22) 09.06.80 (46) 15.08.83. Бюл. № 30 (72) В. В. Блохин и Ю. М. Ермаков (71) Всесоюзный заочный машиностроительный институт (53) 621.913.3 (088.8) (56) 1. Производство зубчатых колес. Справочник под ред. Б. А. Тайца. М., «Машиностроение», 1975, с. 134, р. У-8. (54) СПОСОБ НАРЕЗАНИЯ ЗУБЧАТЫХ
КОЛЕС ДОЛ БЯ КОМ И УСТРОЛ СТВО
ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ. (57) 1. Способ нарезания зубчатых колес долбяком в условиях обката при наличии движения резания и радиального перемещения долбяка, отличающийся тем, что, с целью повышения производительности за счет снижения нагрузок, движение резания осуществляют путем сообщения обрабаты„„SU„„1034857 А ваемому колесу дополнительного вращения вокруг оси, проходящей через его центр перпендикулярно к межцентровой линии колесо-долбяк.
2. Устройство для нарезания зубчатых колес долбяком, связанным с приводом главного движения устройства и кинематической цепью обката со шпинделем обрабатываемого колеса, размещенным в корпусе, входной вал которого является звеном цепи обката, отличающееся тем, что, с целью повышения производительности за счет снижения динамических нагрузок, корпус установлен с возможностью поворота вокруг оси, соосной входному валу н перпендикулярной оси вращения шпинделя колеса, и соединен с приводом станка введенной зуб-. чатой передачей, ведомое колесо которой закреплено на корпусе соосно оси его вращения.
1034857
Изобретение относится к металлообработке и может быть при менено при производстве зубчатых колес.
Известен способ нарезания колес долбяком в условиях обката при наличии движения резания и радиального перемещения долбяка (1) .
Однако движение резания осуществляется за счет сообщения долбяку возвратнопоступательного перемещения, скорость которого мала из-за больших динамических нагрузок.
Известно устройство для нарезания зубчатых колес долбяком, связанным с приводом станка и кинематической цепью обката со шпинделем обрабатываемого колеса, размещенным в корпусе, входной вал которого является звеном цепи обката (1).
В этом устройстве штоссель долбяка установлен с возможностью движения, причем скорость этого движения мала из-за больших нагрузок, что снижает производительность устройства.
Цель изобретения — повышение производительности за счет снижения динамических нагрузок.
Цель достигается тем, что согласно способу нарезания зубчатых колес долбяком в условиях обката при наличии движения резания и радиального перемещения долбяка движение резания осуществляют путем сообщения обрабатываемому колесу дополнительного вращения вокруг оси, проходящей через центр перпендикулярно к межцентровой линии колесо-долбяк.
При этом в устройстве для нарезания зубчатых колес долбяком, связанным с приводом главного движения и кинематической цепью обката со шпинделем обрабатываемого колеса, размещенным в корпусе, входной вал которого является звеном цепи обката, корпус установлен с возможностью вращения вокруг оси, соосной входному валу и перпендикулярной оси вращения шпинделя колеса, и соединен с приводом станка введенной зубчатой передачей, ведомое колесо которой закреплено на корпусе соосно оси его вращения.
На фиг. 1 показана схема способа нарезания зубчатого колеса долбяком; на фиг.
2 — устройство, общий вид; на фиг. 3— профиль зуба.
Нарезание зубчатого колеса 1 осуществляют долбяком 2 в условиях обката, т.е. когда колесо 1 вращают вокруг оси а-а с круговой подачей S„ð, а долбяку 2 сообщают согласованное с этим вращением вращение вокруг оси б-б S . При этом движение резания со скоростью V сообщают обрабатываемого колесу 1 вокруг оси в-в, проходящей через центр колеса 1 перпендикулярно межцентровой линии колесо долбяк. При этом долбяку сообщают радиальное перемещение S.
Устройство для нарезания зубчатого колеса 1 долбяком 2 имеет шпиндель 3 колеса 1, установленный в корпусе 4, на подшипниках 5.
Устройство имеет привод главного движения, включающий коническую передачу с колесами 6 и 7 и электродвигатель 8, причем долбяк связан с приводом главного движения и кинематической цепью обката с обрабатываемым колесом 1.
Кинематическая цепь обката включает червячную передачу 9, реверсивный механизм 10, сменные шестерни 11, конические передачи 12 и 13, причем в передаче 13 одно из конических колес размещено по скользящей посадке. Вал 13 цепи обката является одновременно входным валом корпуса, причем последний установлен с возможностью поворота в подшипниках 5 вокруг оси, соосной входному валу 14. Кроме того, в цепь обката входят зубчатая 15 и червячная 16 передачи.
Радиальное перемещение S долбяка производят от цепи радиальной подачи, включающей вал 14, зубчатую передачу 17, сменные шестерни 18, зубчатую 19 и коническую
20 передачи и винт 21.
Подшипники 5 расположены соосно валу
14, а колесо 6, являющееся ведомым в конической передаче, размещено на корпусе соосно подшипникам 5.
Устройство работает следующим образом.
Вращение колеса 1 со скоростью резания Ъ осуществляется от вращения корпуса 4 через коническую передачу с колесами
6 и 7 от электродвигателя 8. Одновременно передается движение вращения на кинематическую цепь обката от электродвигателя
8 через колесо 7. Движение обката, связывающее движения $„ и S> в соотношении
Za / Х„где Z> — число зубьев доль яка, а Z число зубьев колеса, осуществляется по кинематической цепи червячная передача 9, реверсивный механизм 1О, сменные шестерни 11, конические передачи 12 и 13, зубчатая передача 15 и червячная передача 16.
Цель настраивается на соотношение
Хд/Z сменными шестернями 11. Радиальное перемещение долбяка 2 производят по цепи радиальной подачи: зубчатая передача 17, сменные шестерни 18, зубчатая передача 19, коническая передача 20 винт 21, перемещающий долбяк 2. Колесо конической передачи 13, размещенное по скользящей посадке, обеспечивающей неразрывность цепи обката.
Цепь радиальной подачи настраивается посредством сменных шестерен 18.
Для формообразования зуба предусмотре на цепь круговой подачи, связывающей вращение корпуса с нарезаемым колесом и его вращение со скоростью круговой подачи;
1034857
Составитель В. Слиткова
Редактор H. Киштулинец Техред И. Верес Корректор Л Богшаи
Заказ 5720 (12 Тираж 1106 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4 коническое колесо 6, коническое колесо 7, зубчатая передача 15, червячная передача
16 = S (1 оборот корпуса).
Настраиваемым звеном является одно из колес передачи 15. Реверсивный механизм 10 осуществляет равномерную работу долбяка обеими кромками зубьев. В результате формируется профиль зуба колеса по дуге окружности радиуса R по делительной сфере.
Способ нарезания зубчатых колес долбяком и устройство для его осуществления позволяет повысить производительность, так как скорость резания вследствие HcKJilo5 чения возвратно-поступательного движения долбяка увеличивается в 2-3 раза. Прн этом дополнительно повышается стойкость инструмента, так как исключено скольжение зубьев долбяка по зубьям колеса при холостом ходе.