Низкотемпературный турбодетандер

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

НИЗКОТЕМПЕРАТУРНЫЙ ТУРБОДЕТАНДЕР , содержащий рабочие колеса турбины и газодувки, консольно укрепленные на валу, установленном в газовых подшипниках и снабженном лабиринтными уплотнениями и кольцевой пятой с подпятником , отличающийся тем, что, с целью уменьшения зазоров в лабиринтном уплотнении и в проточной части турбины и снижения теплопритоков к ней, пята расположена между, одним из подшипников и колесом газодувки, а подпятник снабжен регулировочным кольцом, установленным между его параллельными рабочими поверхностями. (Л оо ел оо сд

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИН

„„SU„„1035357

q g F 25 В 11/00

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

H A8TOPCHOIVIV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 2903748/23-06 (22) 04.04.80 (46) 15.08.83. Бюл. № 30 (72) А. Б. Давыдов, А. Ш. Кобулашвили, В. Д. Щербаков, Б. Б. Пушкин и А. Н. Брагин (53) 621.57 (088.8 ) (56) 1.. Епифанова В. И. Низкотемпературные радиальные турбодетандеры. M. «Машиностроение», 1978, с. 38.

2. 1. Gass, Gas Bearing Criogenic Expansion Turbine. advanced in Criogenics, 19, paper А4-1. (54) (57) НИЗКОТЕМПЕРАТУРНЫЙ ТУРБОДЕТАНДЕР, содержащий рабочие колеса турбины и газодувки, консольно укрепленные на валу, установленном в газовых подшипниках и снабжейном лабиринтными уплотнениями и кольцевой пятой с подпятником, отличающийся тем, что, с целью уменьшения зазоров в лабиринтном уплотнении и в проточной части турбины и снижения теплопритоков к ней, пята расположена между одним из подшипников и колесом газодувки, а подпятник снабжен регулировочным кольцом, установленным между его параллельными рабочими поверхностями.

1035357

Составитель А. Коломейцева

Реда кто р Т,. Мите и к о Техред И. Верес Корректор Л. Бокшан

Заказ 5804 37 Тираж 530 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и от крытнй

113035, Москва, K — 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Изобретение относится к криогенной технике, в частности к низкотемпературным установкам для разделения и снижения газов.

Известны турбодетандеры с газовыми опорами, в которых в качестве упорных поверхностей рабочих пят использованы тыльные поверхности дисков турбины и тормозной газодувки (1).

Основным недостатком этих турбодетандеров является непосредственный тепловой контакт между подпятником и рабочим колесом турбины, в результате которого происходит интенсивная передача тепла трения к охлаждаемому газу. Кроме того, подпятники, находясь в градиентном поле температур, создаваемом в изотопной части турбины и газодувки, могут значительно деформироваться.

Известен низкотемпературный турбодетандер, содержащий рабочие колеса турбины и газодувки, консольно укрепленные на валу, установленном в газовых подшипниках и снабженном лабиритными уплотнениями и кольцевой пятой с подпятником (2).

Недостатком данной конструкции является то, что рабочие поверхности подпятника размещены на внутренних торцах подшипников. Вследствие большой осевой протяженности вала между упорными пятами возникают дополнительные тепловые деформации. Поэтому осевой зазор в подпятниках принимается заявленным. Соответственно осевой зазор между корпусом и колесом турбины должен превосходить зазор в подпятнике.

Кроме того недостатком является расположение подпятника в непосредственной близости от холодного подшипника со стороны турбины. В условиях сверхнизкой температуры рабочего тела подпятник является относительно мощным источником дополнительных тепловыделений в криогенную зону машины.

Цель изобр тения — уменьшение зазоров в лабиринтно уплотнении и в проточной части турбины, снижение теплопритоков к ней.

Поставленная цель достигается тем, что в турбодетандсре, содержащем рабочие колеса турбины и газодувки, консольно укрепленные на ва,iy, установленном в газовых подшипниках и снабженном лабиринтными уплотнениями и кольцевой пятой с подt.ÿòником, пята расположена между одним из подшипников и колесом газодувки, а подпятник снабжен регулировочным кольцом, установленным между его параллельными рабочими поверхностями.

На чертеже представлен турбодетандер, 15 общий вид, разрез.

Турбодетандер содержит рабочие колеса турбины 1 и газодувки 2, укрепленные на валу 3, установленном в газовых подшипниках 4 и 5, снабженном лабиринтным уплотнением 6, кольцевую пяту 7 с подпятниками 8 и 9, между которыми расположено регулировочное колесо 10.

При работе турбодетандера осевые перемещения вала, обусловленные воздействием осевой нагрузки со стороны турбины, 25 ограничиваются пределами осевого зазора в подпятнике. Эти условия работы машины позволяют принять минимальный радиальный зазор в лабиринтном уплотнении 6, равный зазору в подшипниках 4 и 5 и существенно уменьшенный осевой зазор меж30 ду лопатками рабочего колеса турбины 1 и корпусом турбодетандера.

Теплоприток от радиально-упорного подшипника 5 к рабочему колесу турбины 1 уменьшен вследствие увеличенного расстояния между этими узлами.

Экономическая эффективность от испо льзования турбодетандера данной конструкции заключается в снижении теплопр"токов к турбине и уменьшении осевых зоров.