Способ определения теплообразования в материале
Иллюстрации
Показать всеРеферат
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕПЛООБРАЗОВАНИЯ В МАТЕРИАЛЕ при эксплуатации элемента конструкции путей изме ,рения интенсивности саморазогрева материала при циклическом нагружении образцов материала в условиях жесткого деформирования, 6 т л и ч а ю |д и-и с я тем, что, с целью повышения точности опр еления теплообразования в резиновых элементах конструкции шины путем приближений условий испытания к реальному нагружению , дополнительно статически испытывают группу образцов материала и устанавливают зависимость между деформацией i н напряжением 6, циклическое нагружение проводят при различных амплитудах деформаций, устанавливают -зависимости -интенсивности q саморазогрева от деформации ,, по ней с учетом результатов статического испытания устанавливают зависимость q. от напряжения (Т , и с учетом указанных зависимостей судят (Л о теплообразовании в материале.
СОЮЗ СОНЕТСНИХ
ВИ
РЕСПУБЛИК
O% П1) gag G01 Н 3Л2
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н Aaòà СНОМУ СвИДатВЪСтюi
- ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИй
Ф (213 341 8044Л5-28 (22) 31.03.82 (46) -15.08.83. Бюл Ю 30
{72) Л,Б. Никитина, Б.Д..Семак и В.В. Сеник (53) 620. 178.3(088.8) (56) 1. Индейкин Б.A. и др. Метод определения интенсивности теплообразования в резине. Каучук и резина. .. H 11, 1980, с. 55-58 (прототип). (54) {57) СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕПЛООБРАЗОВАНИЯ В ИАТЕРИАЛЕ при эксплуата. ции элемента конструкции путем. изме,рения интенсивности. саморазогрева материала при циклическом нагруже" нии образцов материала в условиях жесткого деформирования, Ь т л и ч а ю щ и -й с я тем, что, с целью повышения точности определения теплообразования в резиновых элементах конструкции шины путем приближения условий испытания к реальному нагружению, дополнительно статически ис- . пытывают rpynny образцов -материала и устанавливают зависимость между деформацией Е и напряжением 5, циклическое нагружение проводят при различных амплитудах деформаций, устанавливают. зависимости интенсивности q саморазогрева от деформации по ней с учетом результатов статического испытания устанавливают зависимость q.îò напряжения О, и с Я учетом указанных зависимостей судят о теплообразовании в материале.
Ф 1035
Изобретение относится к исследованию механических свойств материа" ла, а именно к способам определения теплообразования в материале.
Известен способ определения теплообразования в материале при эксплуатациии элемента конструкции путем измерения интенсивности саморазогрева материала при циклическом нагружении образцов материала в условиях 10 жесткого деформирования. Образцы материала подвергают многократному сжатию с заданной амплитудой деформации и с постоянной частотой воздействия и измеряют интенсивность саморазо- 15 грева материала t lj.
Недостатком этого способа является низкая точность определения тепло. образования в резиновых протекторах шин, материал которых при экс- 20 плуатации подвергается нагружению не в режиме жесткого деформирования.
Цель изобретения — повышение точности определения теплообразования в резиновых элементах конструкции 25 шины путем приближения условий испытания к реальному нагружению.
Поставленная цель достигается тем, что согласно способу определения теплообразования в материале при 30 эксплуатации элемента конструкции путем измерения интенсивности саморазогрева материала при циклическом нагружении образцов материала в условиях жесткого деформирования, дополнительно статически испытывают группу образцов материала и устанавливают зависимость между деформацией
Я и напряжением U, циклическое нагру. жение проводят при различных ампли- 40 тудах деформаций, устанавливают зависимость интенсивности q самораэогрева от деформации Я, по ней с учетом результатов статического испытания устанавливают зависимость q от напряжения(Г, и с учетом указанных зависимостей судят о теплообразовании в материале.
На фиг. 1 изображены зависимости интенсивности саморазогрева от ампли- 50 туды деформации двух различных мате-, риалов; на фиг. 2 - зависимости напряжений от деформаций для этих же материалов; на фиг. 3 - зависимости интенсивности саморазогрева от HarIpR- 55 жения в материале.
Способ осуществляют следующим об-. разом.
462
Образцы исследуемого материала циклически нагружают в условиях известного деформирования при различных амплитудах деформаций, измеряют при этом изменение температуры материа-Ь в результате его саморазогрева и определяют интенсивность q саморазогрева на начальнои стадии процесса выделения тепла, когда доля теплопотерь в общем теплово балансе образца незначительна. По результатам циклических испытаний устанавливают зависимость интенсивности q от деформации Е. Пример таких эависимостей для двух материалов А и Б приведен на фиг. 1.
Кроме того, статически испытывают группу образцов исследуемого материала на растяжение или сжатие и устанавливают зависимость между деформацией Я материала и возникающим в нем напряжением 6 . Пример таких зависимостей для материалов А и Б приведен на фиг. 2.
Затем устанавливают зависимость интенсивности q саморазогрева от напряжения<> . Для этого по результатам циклических испытаний для различных значени" q определяют амплитуды дефорчаций E. согласно зависимости, приведенной на фиг. 1, а для найденных значений б устанавливают соответствующие им значения 0 согласно зависимости, приведенной на фиг. 2.
Пример изменения интенсивностей саморазогрева от напряжения для материалов А и Б, установленных по результатам циклических и статических испытаний, приведен на фиг . 3.
Теперь, зная напряжения, возникающие в реальных изделиях (например, в резиновых протекторах шин крупногабаритных машин, строительно-дорож- ных устройст.вах и др.), по результатам испытаний выбирают материал, который при эксплуатации иэделий имеет меньший саморазогрев.
Например, по результатам только циклических испытаний (фиг. 1) можно сделать неправильный вывод, что материал Б испольэовать целесообразнее. Однако в учетом результатов статического испытания (фиг. 3) видно, что .при нагружении резиновых протекторов шин эксплуатационной нагрузкой меньшим тепловыделением обладает
3 и материал А. Это повышает точность определения теплообразования в ма ериале и дает возможность выбрать
1035462 тот или иной материал для изготовления конструктивных элементов шин, 0
1035462
Р 5
4%
ФАР
20 Ж
ВНИИПИ Заказ 5818/43
Тираж 873 Подписное
Филиал ППП "Патент", г.Ужгород,ул.Проектная,4