Электропривод постоянного тока
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ЭЛЕКТРОПРИВОД ПОСТОЯННОГО ТОКА, соавржашяй электроцвигатель независимого возбужаеняя, якорная o6MOTJca которого поаключека через силовой тиристор с блоком управления JK: источнику питания, послеаовательно связанные тиристор и резистор аинамвческо го то{пложения, поаключенные к suEOptoB. цепи электродвигателя, разделительный лМ аиод, включенный между блоком управления и тиристором динамического торможения , и коммути1члощий элемент, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности и повышения эффективности торможения, в него дополнительно едены последовательно соединенщле резистор и стабилитрон и два разделительных анода, включенные всТречно, аноды которых подключены соответственно к вы водам oGMOTKvi возбуждения и резистора динамического торможения, a объединенвые катоаы - к аноду тиристора аина-ч мического горможения, управляющий электрод которого через последовательно соединенные резистор и стабилитрон соеа динен с анодом силового тиртстора, щая точка указанных резистора и стабилитрсжа через коммутирующий элемент подключена к шине источника, питания. ро Q1 Ф
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
3ОЭЭ ЪЮП ЕСПУБЛИН ав а» эдр Н 02 P 3/12
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н ABTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3410120/24-07 (22} 23;03.82 (46) 15.08.83. Бюп. Ие 30 (72) В. М. Вассин, Н. П. Житников, Ю. Н. Смирнов, В. В.Сычев, А. Т. Цыбульский и B. А. Шушин (53) 621.316,718,5(088.8) (56) 1. Патент США М 3622854, кл. 318»468, 1976.
2. Авторское свидетельство СССР
Ж 797038, кл. Н 02 Р 3/12, 1981. (5.4) (57) ЭЛЕКТРОПРИВОД ПОСТОЯН
НОГО ТОКА, соцержаший электроцвига тель независимого воэбужцения, якорная обмотка которого подключена через силовой тиристор с блоком управления к источнику питания, последовательно связанные тиристор и резистор цииамическо го торможения, подключенные к якорной деди электродвигателя, разделительный диод, включенный между блоком управления и тиристором динамического торможе-ния, и коммутирующий элемент, о т л ичаюшийся тем,что,снельюповь шения надежности и повышения эффектив, ности торможения, в него цополнительно ввецены последовательно соединенные резистор и стабилитрон и два разделитель» ных цнода, включенные встречно, аноды которых подключены соответственно к выводам обмотки возбуждения и резистора с. е динамического торможения, а объединен.-ные. катоды — к аноду тиристора дина, мичесхого торможения, управляющий < которого через последовательно
Оъединенные резистор и стабилитрон сое» з динен с анодом силового тиристора, об шая точка указанных резистора и стабилитрона через коммутируюший элемент подключена к шине источника. питания.
1035760 не источника питания, Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для управления электропвигателями постоянного тока.
Известен электропривоп постоянного 5 тока, содержащий электродвигатель, якорная обмотка которого подключена к источнику питания, резистор динамическо. го торможения и ключ Г1) .
Недостатком известного устройства является невысокая надежность, поскольку в схеме используются контактные элементы, Наиболее близким к изобретению является электропривоп постоянного тока, содержащий электродвигатель независимого возбуждения, якорная обмотка которого подключена через силовой тиристор с блоком управления к источнику питания, послеповательно связанные тиристор и резистор,динамического тор можения, подключенные к якорной цепи электродвигателя, разделительный диод, включенный межпу блоком управления и тиристором динамического торможения, 25 и коммутирующий элемент 2) .
Однако для включения тиристора динамического торможения при работе пвигателя в аварийном режиме необходимо пос» таточно большое падение напряжения на резисторе динамического торможения.
Это напряжение, подвопимое к управляю шему электроду тиристора, ограничивает ся стабилитроном, входящим в блок измерения тока якоря. 35
Из уравнения равновесия двигателяЕ = R>+.I R> видно, что напряжение, достаточное пля включения тиристора, может быть получено либо при R, соизмеримом с Q, что ухудшает механичео 4О кие характеристики электропривопа, либо, при (%Q, но IIpH значительных TQKGx в цепй якоря, обеспечивающих требуемое падение напряжения Iq R,> . 5 этом случае имеет место зона нечувствительности 45 блока измерения якоря, определяемая соотношением R и Д, и соответственно соотношением напряжений, падающих на этих сопротивлениях, что снижает напеж-, ность устройства эа счет перегрузки 50 силового тиристора и тиристора динамического торможения. Если величина сопротивления резистора динамического тормо» жения соизмерима с сопротивлением якоря двигателя, эффективность динамического 55 торможения снижается эа счет увеличения постоянной времени цепи торможения.
Если й;э«1, то сопротивление проводов
2 и внутреннее сопротивление элементов цепи также способствует недостаточной эффективности динамического торможения.
К недостаткам устройства следует отнести также подключение тирйстора динамического торможения к коммутирующему элементу посрепством делителя напряжения, выполненного на резисторах.
П,ри разомкнутом коммутирующем элементе управляющий электрод тиристора соединен с отрицательной шиной источника питания через резистор. Поп воздействием помех на укаэанном резисторе возможно появление потенциала, достаточного для включения тиристора динамического торможения, В таком случае происходит сбой в работе электропривопа.
Е1ель изобретения - повышение напежности работы электропривопа и эффективности динамического торможения.
Поставленная цель достигается тем, что в электропривод постоянного тока, содержащий электродвигатель независимого возбуждения, якорная обмотка которого . ,подключена через, силовой тиристор,q бло ком управления к источнику питания, последовательно связанные тиристор и резистор динамического торможения, под ключенные к якорной цепи электродвигателя, разделительный диод, включенный между блоком управления и тиристором динамического торможения, и коммутируюший элемент, дополнительно введены последовательно соединенные резистор и стабилитрон и пва разделительных диода, включенные встречно, аноды которых подключены соответственно к выводам об» мотки возбуждения и резистора пинамического торможения, а объепиненные катоды - к аноду тиристора динамического торможенгя, управляющий электроп которого через последовательно соединенные резистор и стабилитрон соединены с анодом силового тиристора, общая точка указанных резистора и стабилитрона через коммутирующий элемент подключена к ши»
На чертеже грепставлена схема пред лагаемого электропривода.
Электропривод содержит электродвигатель 1 постоянного тока с обмоткой 2 независимого возбуждения, якорная обмотка электродвигателя 1 подключена через сиnosoN тиристор 3 с блоком 4 управления к источнику 5 питания, последовательно связанные тиристор 6 динамического торможения и резистор 7 динамического торможения, подключенные к якорной
760
3 1035 пепи электродвигателя 1, разделительный диод.8, включенный между блоком 4 управления и таристором 6 динамического торможения.
Кроме того, устройство содержит последовательно соециненные резистор 9 и стабилитрон 10 и два разцелительных циоца 11 и 12, включенные встречно, аноцы xoTopblx подключены соответственно к выводам обмотки 2 возбуждения и 10 резистора 7 динамического торможения, а обьециненные катоды к аноду тири стора 6 динамического торможения, управляющий электрод которого через последовательйо соединенные резис- t5 тор 9 и стабилитрон 10 соецинен с анодом силового тиристора 3. Общая точка резистора 9 и стабилитрона 10 через коммутирующий элемент 13 подключена к шине источника 5 питания.. — 2g
Якорная обмотка электродвига геля 1 шунтирована обратным диоцом 14, а обмотка 2 возбуждения подключена z источнику 5 питания через цополнительный резистор 15. 25
Электропривоц работает слецующим образом.
В исходном положении коммутирующий млемент 13 разомкнут. При этом тиристор 6 открыт током, поступающим íà gp его управляющий электрод через стабилитрок 10 и резистор 9. При замыкании коммутирующего элемента 3,3 общая точка стабилитрона 10 и резисто ра 9 оказывается подключенной к катоду тиристора 6, вслецствие чего данный тиристор теряет управление и выключаеъ» ся. Тиристор 3 открывается и цвигатель 1 получает питание от источника 5 пита ния. При этом в обмотке 2 возбуждения течет ток, ограниченный резистором 15.
При размыкании коммутирующего элемента 13 тиристор 6 открывается, отключая от питания блок 4 управления, выключая тем самым тиристор 3. Одно» временно с этим происхоцит торможение цвигателя 1 по. цепи:.резистор 7 динамического торможения - раэцелительный ди оц 12 -. тиристор 6. При этом резис тор 15 шунтируется тиристором 6 через разделительный диоц 11, ток. через обмотку 2 возбуждения увеличивается, усиливая эффект торможения. В том
l случае, когда вследствие асинхронного размыкания коммутирующего элемента 13 тиристор 3 и тиристор 6 оказываются включенными одновременно, ток в цепи их основных переходов ограничивается резистором 7;динамического торможения исключая тем самым короткое замыкание в этой цепи. Таким образом, применение предлагае мого устройства позволяет повысить эффективность торможения и обеспечить надежную работу привода.
Составитель М. Кряхнутова
Редактор M. Петрова Техред Г.Маточка . Корректор А. Дзятко
Заказ 5851/57 Тираж 687 Поцписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССр по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4