Способ и приспособление для проверки правильности взаимного положения двигателя и выносной коробки агрегатов

Реферат

 

1. Способ проверки правильности взаимного положения двигателя и выносной коробки агрегатов, основанный на контроле радиального и торцового биения фланцев в местах расположения выходных валов выносной коробки агрегатов и редуктора двигателя и измерении расстояния между ними путем крепления промежуточной штанги на одном из фланцев, отличающийся тем, что, с целью уменьшения трудоемкости и повышения удобства проверки, промежуточную штангу раздвигают до упора контрольного фланга штанги в выносную коробку агрегатов, затем фиксируют ее и при фиксированном положении штанги определяют степень несоосности фланцев редуктора двигателя и выносной коробки агрегатов по наличию контакта торцовых поверхностей фланцев, а по величине клиновой щели между фланцами контролируют угол между выходными валами двигателя и выносной коробки агрегатов.

2. Приспособление для проверки правильности взаимного положения двигателя и выносной коробки агрегатов, содержащее промежуточную штангу с узлом крепления и устройство для контроля радиального и торцового биения и расстояния между фланцем редуктора двигателя и фланцем выносной коробки агрегатов, выполненным с центрирующим выступом, отличающееся тем, что, с целью уменьшения трудоемкости и повышения удобства проверки, устройство для контроля радиального и торцового биения фланцев редуктора двигателя и выносной коробки агрегатов выполнено в виде цилиндрической проставки, которая заключена в промежуточную штангу с образованием раздвижной телескопической трубы, и снабжена контрольным фланцем, укрепленным на свободном конце проставки и выполненным с диаметром, равным диаметру фланца выносной коробки агрегатов, и центральным отверстием с диаметром, превышающим диаметр центрирующего выступа фланца выносной коробки агрегатов. Изобретение относится к средствам обеспечения эксплуатации и ремонта самолетов при замене двигателя. Известен способ проверки правильности взаимного положения агрегатов, основанный на контроле радиального и торцового биения, и приспособление того же назначения,содержащее промежуточную штангу с узлом крепления и контрольные устройства [1] Известный способ и приспособление для его осуществления сложны и не обеспечивают получения всей необходимой информации. Наиболее близкими техническими решениями являются способ проверки правильности взаимного положения двигателя и выносной коробки агрегатов, основанный на контроле радиального и торцового биения фланцев в местах расположения выходных валов выносной коробки агрегатов и редуктора двигателя и измерении расстояния между ними путем крепления промежуточной штанги на одном из фланцев, и приспособление для реализации этого способа, содержащее промежуточную штангу с узлом крепления и устройства для контроля радиального и торцового биения и расстояния между фланцем редуктора двигателя и фланцем выносной коробки агрегатов, выполненным с центрирующим выступом [2] Способ и устройство прототип весьма трудоемки и недостаточно удобны в эксплуатации. Целью изобретения является уменьшение трудоемкости и повышение удобства проверки. Для достижения поставленной цели в способе проверки правильности взаимного положения двигателя и выносной коробки агрегатов, основанном на контроле радиального и торцового биения фланцев в местах расположения выходных валов выносной коробки агрегатов и редуктора двигателя и измерении расстояния между ними путем крепления промежуточной штанги на одном из фланцев, промежуточную штангу раздвигают до упора контрольного фланца штанги в выносную коробку агрегатов, затем фиксируют ее и при фиксированном положении штанги определяют степень несоосности фланцев редуктора двигателя и выносной коробки агрегатов по наличию контакта торцовых поверхностей фланцев, а по величине клиновидной щели между фланцами контролируют угол между выходными валами двигателя и выносной коробки агрегатов. Для достижения поставленной цели в приспособлении для проверки правильности взаимного положения двигателя и выносной коробки агрегатов, содержащем промежуточную штангу с узлом крепления и устройства для контроля радиального и торцового биения и расстояния между фланцем редуктора двигателя и фланцем выносной коробки агрегатов, выполненной с центрирующим выступом, устройство для контроля радиального и торцового биения фланцев редуктора двигателя и выносной коробки агрегатов выполнено в виде цилиндрической проставки, которая заключена в промежуточную штангу с образованием раздвижной телескопической трубы, и снабжена контрольным фланцем, укрепленным на свободном конце проставки и выполненным с диаметром, равным диаметру фланца выносной коробки агрегатов, и центральным отверстием с диаметром, превышающим диаметр центрирующего выступа фланца выносной коробки агрегатов. На фиг.1 и 2 показано взаимное расположение выносной коробки агрегатов, редуктора двигателя и приспособления. На фиг. 3 показано устройство приспособления (узел 1 на фиг.1). Приспособление включает в себя телескопически соединенные друг с другом промежуточную штангу 1 и цилиндрическую проставку 2. Приспособление закрепляется на редукторе 3 двигателя 4 и располагается между редуктором и выносной коробкой агрегатов 5, положение которой регулируется при помощи тяг 6. Штанга 1 и цилиндрическая проставка 2 имеют соответственно контрольные фланцы 7 и 8. Для закрепления штанги 1 и проставки 2 в определенном положении относительно друг друга имеется фиксатор 9. Цилиндрическая проставка 2 имеет градуировку в миллиметрах для замера расстояния между фланцами выносной коробки агрегатов и редуктора двигателя, линией отсчета является торец штанги 1. Фланец 7 штанги 1 имеет внутреннюю расточку для точной посадки на центрирующий выступ фланга подвижного хвостовика при помощи болтов 10, одновременно закрепляющих подвижный хвостовик на неподвижном фланце 11 редуктора 3 двигателя. Фланец 8 проставки 2 имеет внутреннюю расточку,превышающую по диаметру диаметр выступа фланца 12 выносной коробки агрегатов 5 на величину допустимого радиального биения фланца 12 относительно фланца хвостовика редуктора 3 двигателя. Торцовое биение фланца 12 выносной коробки агрегатов 5 относительно фланца редуктора 3 определяется по максимальной величине клиновидной щелки между фланцем 8 проставки 2 и фланцем 12 выносной коробки агрегатов 5 при подведенном до упора во фланец 12 фланца 8 проставки 2 (замеряется на периферии фланцев). Посадочные и торцовые поверхности деталей приспособления выполнены с учетом обеспечения необходимой точности замеров. Подход к приспособлению производится через люк 13. Применяется следующий порядок проверки установки выносной коробки агрегатов. После того, как установлен и закреплен новый двигатель при неизменном положении выносной коробки агрегатов, до установки соединительного гибкого вала, приспособление, закрепленное фиксатором 9 в сдвинутом положении, устанавливается фланцем 7 на фланец подвижного хвостовика редуктора двигателя и совместно с ним закрепляется на неподвижном фланце 11 двумя болтами 10. Затем раскрепляется фиксатор 9, приспособление раздвигается до соприкосновения фланца 8 с фланцем 12 выносной коробки агрегатов. При этом буртик фланца 12 должен зайти в центральное отверстие фланца 8. Приспособление в этом положении закрепляется фиксатором 9. Затем проверяется по шкале размер между фланцами 7 и 8, а щупом определяется размер щели между фланцами 8 и 12, чем определяется степень несоосности фланцев редуктора двигателя и выносной коробки агрегатов по торцовому биению. Щуп предельно-допустимого размера используется как непроходной калибр если щуп не входит в щель, торцовое биение находится в пределах допуска. Таким образом, монтаж приспособления и проверка установки выносной коробки агрегатов предельно просты. Способ позволяет одновременно контролировать все параметры. Время проверки сокращается до 5-6 мин. Приспособление используется также при необходимости подрегулировании положения выносной коробки агрегатов при помощи тяг 6. При этом перемещение фланца 12 выносной коробки агрегатов 5 относительно фланца 8 проставки 2 наглядно показывает изменение их взаимного расположения, что облегчает регулировку (операция производится при раскрепленном фиксаторе 9). Описанные способ и приспособление могут также применяться при цеховой установке выносной коробки агрегатов. Таким образом, использование данного способа, реализуемого с помощью описанного приспособления, обеспечивает получение следующих преимуществ: значительно упрощается подрегулировка положения выносной коробки агрегатов в силу наглядности ее перемещения, сокращается время проверки с 25-30 мин до 5-6 мин; упрощается монтаж приспособления и собственно операция проверки, т.к. все элементы приспособления монтируются только на один фланец.

Формула изобретения

1. Способ проверки правильности взаимного положения двигателя и выносной коробки агрегатов, основанный на контроле радиального и торцового биения фланцев в местах расположения выходных валов выносной коробки агрегатов и редуктора двигателя и измерении расстояния между ними путем крепления промежуточной штанги на одном из фланцев, отличающийся тем, что, с целью уменьшения трудоемкости и повышения удобства проверки, промежуточную штангу раздвигают до упора контрольного фланга штанги в выносную коробку агрегатов, затем фиксируют ее и при фиксированном положении штанги определяют степень несоосности фланцев редуктора двигателя и выносной коробки агрегатов по наличию контакта торцовых поверхностей фланцев, а по величине клиновой щели между фланцами контролируют угол между выходными валами двигателя и выносной коробки агрегатов. 2. Приспособление для проверки правильности взаимного положения двигателя и выносной коробки агрегатов, содержащее промежуточную штангу с узлом крепления и устройство для контроля радиального и торцового биения и расстояния между фланцем редуктора двигателя и фланцем выносной коробки агрегатов, выполненным с центрирующим выступом, отличающееся тем, что, с целью уменьшения трудоемкости и повышения удобства проверки, устройство для контроля радиального и торцового биения фланцев редуктора двигателя и выносной коробки агрегатов выполнено в виде цилиндрической проставки, которая заключена в промежуточную штангу с образованием раздвижной телескопической трубы, и снабжена контрольным фланцем, укрепленным на свободном конце проставки и выполненным с диаметром, равным диаметру фланца выносной коробки агрегатов, и центральным отверстием с диаметром, превышающим диаметр центрирующего выступа фланца выносной коробки агрегатов.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3

MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Номер и год публикации бюллетеня: 29-2002

Извещение опубликовано: 20.10.2002