Гайковерт

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

Мц В 25 В 21/00

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР по делАм изОБРетений и ОтнР1=>Гп4Й (21) 3360706 /25-28 (22) 10,12.81 (46) 23.08.83. Бюл. 0 31 (72) О.Б,Кудин и Б.Д.Кудин (71) Специализированное проектноконструкторское бюро Донецкого областного управления грузового автотранспорта (53) 621, 883(088. 8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР

Н 264242, кл. В 25 В 21/00, 1967.

2, Авторское свидетельство СССР

4 682359 > кл. В 25 В 21 /00 1979 (прототип). (5") (57) 1. ГАЙКОВЕРТ,содержащий последовательно соединенные асинхронный электродвигатель, редуктор,кулачковую муфту, шпиндель.со сменным рабочим органом, цепи управления и питания с трансформаторами сетевого напряжения и тока, переменный делитель напряжения и узел контроля крутящего момента, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что, с целью повышения надежности работы за счет ограничения нагрузкй электродвигателя, узел контроля крутящего момента выполнен в виде тиристорного реле, цепь питания которого связана с вторичной обмоткой трансформатора напряжения, цепь управления - с вторичной обмоткой трансформатора тока, параллельно которой подключен переменный делитель напряжения, а управляющий контакт реле включен в цепь управления электродвигателем.

2. Гайковерт по и. 1, о т л и ч аю шийся тем, что тиристорное реле имеет два дополнительных переменных делителя напряжения, диод, конденсатор, тиристор и электромагнитное реле, цепь питания тиристорного реле включает в себя последовательно соединенные один из двух дополнительных переменных делителей напряжения, диод и конденсатор, зашунтированный последовательно соединенными намагничивающей обмоткой электромагнитного реле и анод-катодным промежутком тиристора, а цепь управления - последовательно соеди" ненные управляющий электрод-катодный промежуток тиристора и другой дополнительный переменный делитель напряжения.

3. Гайковерт по пп. 1 и 2, о тл и ч а ю шийся тем, что, с целью обеспечения защиты цепй управления тиристорного реле, в цепь вторичной обмотки трансформатора тока включен второй управляющий контакт реле, а в цепь управления реле дополнительно введен стабилитрон, включенный через дополнительный переменный делитель напряжения встречно-параллельно управляющему электродкатодному промежутку тиристора.

1036У4

ГlocTB Bne>I>4a л тем, что в гайко пОследОва ГBЛ ьнО ронный электрсдв кулачковую муфту рабочим Органом„ и питания с тран цель достигается верте, содержащем 50 соединенные асинхигатель,, редуктор,,ШЦИНДЕЛЬ СО СМЕННЫМ цеГ!и управле>4ил сформаторами сетево- 5 т О Ка., ЦЕРЕМЕ Н НЫй ДЕ. я I! узел контрОля

B,,,О".ОСГ!едний Быполго нацря>-,ения и

Литепь напряжени

К Г> У T > li l B >- Г «, Г> М Е >гл Г

Изобре гение О !.-.Ос гол к механизированнсму инстоумен гу, а именно к гайкове, TB«c pel-ул:-руемым круТЯЩИМ МОМЕНT!?i4,, ПРИМЕНЯЕМЫМ ДЛЯ разборки :;;.áîðки резьбовых ссединений рессор или .:.Ол=ñ :,— pB,,:-;спортных сре!!ст;, i;pI; Ii ущес гвег Hc) автомобилей, при техни >=.ñêî, Обслужива1->>Л!Л И РЕ IO;iт Е.

Известо>4 гзйковер> . содержащий узел контроля кру гящего момен.га с ограни:,-=-нием IýãpóBê 1 электродвига-геля цс T0;, 4 айковерте евеличина кругл>!Ilего момента регулируется с псмсцью репе максимального тока, вкг!ючеl-:Ilîãî в цепь питания электрод в!л гата ля, 1 >, гНедссгаток указанного гайковерта заключается в том, что большие колебания o(!Оминала сетевого напряжения, характерные для большинства автотранспортных предприятий, приводят к:-!сто 4ности работы гайковерта, К"î,ìå того, гайковерт обладаеТ узким диапазоном регулирования крутящего момента, Наиболее близким к изобретению является гайковерт, содержащий последовательно соеди -;енныс асинхронНЫй ЭЛЕКгРОДВИ>-атЕЛЬ,. РЕДУКТОР, кулачковую муфту, шпиндель со смен-. ным рабоч>!и г>ргансм „цец!л управления и питания с трачсформаторами сетевого напряжения и тока, пере— меннь!й делитель напряжения и узел контроля крутящего номе 4TB (2). г ДОС тат КОМ ИЗ ВЕ Ст НОГ-С;-ай О г>ЕР = та является то,, ч, .> 0>ранич,!тель крутящего момента г!ишь груб цриближенНО у-:ить!вае > колеб- лия От чсминала сетевогo н,г>ряжения., что снижает точность II н::де>инг>сть рабс I I! гайковерта.

Цель изобретения - повышение наде>кности раооть! за счет сграничения нагрузки элек1 родвигателя а также обеспечение защиты цепи управления ти ри I:Top>io>-o реле, >О

40 нен в виде тиристорного реле, цепь питания которого связана с вторичной

Обмоткой трансформатора напряжения, цепь управления - с вторичной обмоткой т ра нсформатора тока, параллельно которой подключен переменный делитель . напряжения, а управляющий контакт реле включен в цепь управления электродвигателемм.

Кроме того, тиристорное реле имеет два дополни тел ьнь>х переменных делителя напряжения, диод, конденсатор, тиристор и электромагнитное реле, цепь питания тиристорного реле включает в себя последовательно соединенные один из двух дополнительных переменных делителей напряжения, диод и конденсатор, зашунтированный последовательно соединенными намагничиваюц!ей обмоткой электромагнит— ного реле и анод-катодным промежутком тиристора, а цепь управления последовательно соединенные управляющий электрод-катодный промежуток тиристора и другой дополнительный переменный делитель напряжения..

При этом в цепь вторичной обмот" ки трансформатора тока включен второй управляющий контакт реле, а в цепь управления реле дополнительно введен стабилитрон, включенный через дополнительный переменный делитель напряжения встречно-параллельно управляющему электрод-катодному промежутку тиристора.

На чертеже изображена принципиальная схема электрической части: гай коверт"-..

Гайковерт содержит последовательно механически соединенные асинхронный электродвигатель 1, редуктор, кулачковую муфту, шпиндель со сменным рабочим органом (не показаны) и электрически через силовой кабель 2 соединен с электроблоком 3 управления и контроля.

Электроблок 3 содержит трансформатор 4 напряжения, трансформатор 5 тока, электромагнитные контакторы б и 7 с замыкающими контактами 8" 10 и 11- !3 и замыкающими блок-контактами 14 и >, размыкающими блокконтактами 16 и 17 и намагничивающими катушками 18 и 19, кнопки 20 и

21 управления с замыкающими контактами 22 и 23 и раэмыкающими контактами 24 и 25, кнопку 26 управления с размыкающим контактом, переменый делитель 27 напряжения и ти3 103651 ристорное реле 28, состоящее из переменных делителей 29 и 30 напряжения, диода 31., конденсатора 32, тиристора 33 (его анод 34, катод 35 и управляющий электрод 36), стабилитрон 37 (его анод 38 и катод 39) и промежуточное. электромагнитное реле 40 (его размыкающие контакты

41 и 42, а намагничивающая катушка 43) °

Цепь питания тиристорного реле от вторичной обмотки трансформатора

4 напряжения образуют последователь" но. соединенные делитель 29 напряжения, диод 31 и конденсатор 32, зашунтированный последовательно соединенными намагничивающей катушкой

43 электромагнитного реле 40 и анод-катодньМ промежутком 34-35 тиристора 33, Цепь управления тиристорного реле от падения напряжения на делителе 27 напряжения в цепи вторичной обмотки трансформатора 5 тока образуют последовательно соединенные управляющий электрод-катодный промежуток 36-35 тиристора и делитель 30 напряжения, и встречнопараллельно им включенный стабилитро 37.

Размыкающий контакт 41 электромагнитного реле включен в цепь на" магничивающих катушек 18 и 19 контакторов 6 и 7, а размыкающий контакт

42 - в цепь вторичной обмотки трансформатора 5 тока. Контактор 6 служит для включения электродвигателя на завертывание гайки с правой или отвертывание гайки с левой нарезкой.

Контактор 7 служит для включения электродвигателя на отвертывание

4О гайки с правои или завертывачие гаики с левой нарезкой.

Блок-контакты 16 и 17 осуществляют взаимную электрическую блокировку от одновременного включения контакторов 6 и 7. Контакт 22 кнопки 45

20 включен в цепь управления контактора.6, а контакт 23 кнопки 21 " в цепь управления контактора 7. Указанные контакты шунтированы блок"кон0 тактами 14 и 15 контакторов, Контакты 50

24 и 25 кнопок 20 и 21 управления вклюиены последовательно в цепь вторичной обмотки трансформатора тока.

Контакт кнопки 26 включен в общую цепь управления контакторов 6 и 7, 55 контакты 8-10 и 11-13 которых включены в силовые цепи питания электродвигателя 1.

4

Переменный делитель 27 напряжения служит задатчиком-ограничителем, величины крутящего момента затяжки резьбового соединения. Чем больше снимаемое с делителя напряжение для, цепи управления, тем при меньшем крутящем моменте срабатывает тирис" торное реле и выключает контактор в цепи питания электродвигателя. Величина тока управления, соответствующего отпиранию тиристора 33, находится в обратной зависимости от ве" личины напряжения, приложенного к

его анод-катодному промежутку 34-35.

Поэтому тиристорное реле срабатывает при тем большем (меньшем) токе нагрузки электродвигателя, чем меньше (больше) сетевое напряжение, т,е. осуществляет ограничение нагрузки электродвигателя по току и напря" жению, В исходном для последующего рассмотрения состоянии конденсатор 32 через делитель 29 напряжения и диод

31 заряжен до почти амплитудного значения величины напряжения вторичной обмотки (на 36 В) трансформатора 4 напряжения, и в нем аккумулирована соответствующая электрическая энергия.

Работа гайковерта по завертыва-. нию гайки с правой нарезкой, например стремянки рессоры автомоби" ля, осуществляется следующим образом ° е

После надевания рабочего органа (ключа} на гайку, наживленную на стремянку, устанавливают на шкале делителя 27 напряжения соответству ющую предельную величину крутящего момента. Нажимают кнопку 20 управления. При этом замыкание ее кон" такта 22 в цепи намагничиеающей катушки 18 вызывает включение контактора 6, т.е, замыкание его контакторов 8-10 в силовой цепи пита" ния электродвигателя 1, а блок-контакт 14 шунтирует контакт 22 кноп ки управления. В свою очередь контакт 24 кнопки 20 управления размыкает цепь вторичной обмотки трансформатора 5 тока для исключения ложного срабатывания тиристорного реле от пускового тока электродвигателя.

После разгона ротора электродвигателя 1 его крутящий момент растет по мере увеличения сопротивления затяжке резьбового соединения, Гоответ1036514 ственно растет и ток через управляющий электрод-катодный промежуток 36-35 тиристора 33, Как только крутящий момент электродвигателя 1 достигает заданного предельного значения, отпирается анод- катодный промежуток 34- 35 тиристора 33.

Через указанный промежуток тиристора происходит импульсный разряд конденсатора 32 на намагничивающую катушку 43 промежуточного реле 40.

Осуществляется быстрое (около 0,01 с срабатывание тиристорного реле 28.

Er о управляющий контакт 41 размыкается в цепи намагничивающей катушки 18, что вызывает выключение контактора 6, контакты 8-10 которого размыкаются в силовой цепи питания электродвигателя 1, вызывая его остановку, После размыкания управляющего контакта 4? промежуточное реле 40 остается включенным, получая необходимую ему энергию за счет подзарядки конденсатора 32 от вторичной обмотки трансформатора 4 н,— пряжения через делитель ?9 напряжения и диод 31. Для возврата тиристорного реле в исходное состояние, когда анод-катодный промежуток 3435 тиристора 33 заперт, нажимают кнопку 26 управления, что, прерывая цепь подзарядки конденсатора

32, вызывает выключение промежуточного реле 40.

Работа гайковерта по завертыванию гайки с левой нарезкой, например колеса автомобиля, осуществляется аналогично, но электро" двигатель включают контактором 7 при нажатии кнопки ?1 управления, Работа гайковерта по отвертыванию гаек осуществляется с блокировкой тиристорного реле 28 путем увеличения сверх необходимого предельного крутящего момента по шкале делителя 27 напряжения, Если при отвертывании закипев— шей гайки большого „,диаметра требуется импульсное приложение нагрузки, то до надевания рабочего органа на гайку, кратковременно включая элек родвигатель в обратном направлении, обеспечивают такое исходное положение кулачковой муфты, чтобы разгон ротора электродвигателя происходим вхолостую. После окончания отвертывания гайки включение электродвигателя осуществляется пукем кратковременного нажатия кнопки 26 управленияя в общей цепи намагничиваю10 щих катушек контакторов 6 и 7.

Быстрое (около 0,01 с) размыка ние контактом 42 цепи вторичной обмотки трансформатора тока обеспечивает защиту цепи управления тирис15 торного реле при аварийных токах в силовой цепи питания электродвигателя, Еще более быстродействующую защиту цепи управления тиристорного реле при особенно больших

20 аварииных токах в силовой цепи питания электродвигателя осуществляет стабилитрон 37, время срабатывания которого исчисляется микросекундами.

Предлагаемое изобретение по сравнению с известным имеет следующие тех нические преимущества, вытекающие из выполнения узла контроля (ограничителя) крутящего момента в виде тиристорного реле, реагирующего одновременно на ток нагрузки и напряжение питания элек гродвигателя: большая точность ограничения крутящего момента по двум параметрам (току и напряжению) вместо практически одного параметра (тока); меньшая схемная и конструктивная сложность узла — ограничителя крутящего момента, Ожидаемый эффект, который может быть получен в результате использования изобретения, по сравнению с известным устройством состоит в слйдующем: меньшая стоимость изготовления, благодаря использованию электрической части гайковерта только унифицированных и стандартных элементов; лучшая затяжка ревьбовых соединений рессор и колес автомобиля, что является обязательным условием долговечной и безаварийной работы транспортных средств.

1036514

Составитель Л,Лихачев

Редактор О.Бугир Техред И.Гергель Корректор Г.Решетник

Заказ. 5903/13 Тираж 1081 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Рауаская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент" г. Ужгород, ул. Проектная, 4