Мотор-колесо транспортного средства

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

COOS СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК

09) (И) уд) В 0 К 7/00

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

IlO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3378868/27-1 1 (22) 06.01.82 (46) 23.08.83. Бюп. % 31 (72) П.И.Мохов, В.Г. Выборнов и А.И.Яковлев (71) Центральный ордена Трудового

Красного Знамени научно-исспедоватепьокий автомобильный и автомоторный институт (53) 629.113«59:62-592 (088.8) (56) 1. Патент США ) э 3055448, кл. 180-10, 1962.

2. Авторское свидетепьство СССР

)э 371104, кп. В 60 К 7/00, 1973 (прототип) . (54)(57) 1. NOTOP-КОЛЕСО ТРАНС -, ПОРТНОГО СРЕДСТВА, соцержащее уста новленный в колесе эпектродвигатепь, вап которого через торсион связан с солнечной шестерней первого планетарного ряда, с воципом которого соецинена и зафиксирована от осевого перемещения солнечная шестерня второго планетарного ряца, одно из звеньев которого соединено с ободом и ступицей копеса, смонтированной на поц° шкцппнх на непоцвижной попой оси, о тл.и ч а ю щ е е с я тем, что, с цепью повышения надежности и упучшения ремонтопригоцности, оно снабжено подвижным захватом, установленным в сопнечной шестерне второго планетарного ряца .к имеющим возможность фиксации отнэсительно нее,взаимоцействующим с ним неподвижным захватом, связанным с сопнечной шестерней первого планетарного

: ряда, зафиксированной от осевого перемещения по отношению к солнечной шестерне вто рого планетарного ряца,и тормозом, установпенным на валу эпектроцвигатепя.

2. Мотор-колесо по п. 1, о т п и ч аю щ е е с я тем, что поцвижный захват прецставпяет собой патрон с установпенным в нем резьбовым стержнем, у которого на одном резьбовом конце, имеющем отверстия цпя установки шппинта, установнена гайка с прорезями цпя него, при этом на другом конце стержня выполнено. резьбовое гнездо, резьба которого оцииакова с наружной резьбой, выпопненной на неподвИжном захвате, на котором уста- у,ущ новпен поцшипник, опертый на пружинный 1б эпемент и зафискироинный в-сопнечной шестерне второго ппаввтарного рада.

3.. Мотор-колесо по п. 2, о т л и ч а- Я ю m е е с я тем, что резьбовой стержень поцпружинен относительно патрона.

4. Мотор-колесо norm. 2 и 3, о т— лича ющее ся тем, что подвижный захват допопнитепьно снабжен пружинным усипитепем, опертым на патрон и стержень, а мотор-колесо снабжено упругими элементами, установпенными межцу соп, нечными шестернями, сопнечной шестерней второго ряца.и звеном, связанным с обоцом и ступицей копеса.

Конструкция этого мотор-колеса Не обеспечивает стояночного торможения транспортного средства при выходе ив строя стояночного тормоза, торсиона и его соединения с валом электродвигателя ипи солнечной шестерней первого ряда.

Жесткая, консольная установка солнечных шестерен первого и второго рядов приводит к увеличению неравномерности распределения нагрузки по ширине их зубчатых венцов, снижает несущую способ ность шестерен редуктора, требует увеличения жесткости торсиона, увеличивает интенсивность шума и виброактивность звеньев редуктора, снижает надежность работы мотор-колеса. Отсутствует фиксация положений звеньев от перемещения относительно друг друга, что усложняет разборку и сборку мотор-колеса при. техническом обслуживании и ремонте.

Так, дпя проведения регулировки ипи . замены подшипников ступицы колеса, замены солнечной, промежуточных шестерен второго ряда и шестерни внутреннего зацепления необходима частично подетапь-. ная ипи полная разборка мотор-колеса.

Последующая установка звеньев, не зафиксированных относительно друг друга, усложняет сборку мотор-колеса, приводит к изменению взаимного положения контактирующих поверхностей зубьев шестерен относительно друг друга. При дальнейшей эксплуатации осуществляется приработка вновь совмещенных поверхностей, вызывающая их интенсивный износ, увеличение зазоров в сопряжениях, снижение надежности мотор-колеса. Затруднен демонтаж (монтаж) торсиона при его замене, связанный с отсоединением моторколеса от транспортного средства, частичной разборкой редуктора, отсоединения тормозных трубопроводов и эпектродвигаЦепью изобретения является повышение надежности и улучшение ремонтопригодности, Укаэанная цель достигается тем, что мотор-колесо, содержащее установленный в колесе электродвигатель, вап которого через торсион связан с солнечной шеотерней первого планетарного рада, с водипом которого соединена и эафиксироваю от осевого перемещения солнечная шестерня второго планетарного ряда, одно из звеньев которого соединено с ободом и ступицей колеса, смонтированной на под шипниках на неподвижной попой оси, снаб1 1 038580 2

Изобретение относится к транспортным средствам и прежде всего к расположению электродвигателя в его ведущих колесах.

Известно мотор-колесо транспортного средства, содержащее установленный в колесе электродвигатель, вап которого через торсион связан с сЬпнечной шестерней первого ряда, водило которого соединено с солнечной шестерней второго 10 ряда, одно из звеньев которого соединено с ободом и ступицей колеса, смонтированной на подшипниках на неподвижной полой оси (1).

КоНструкция этого мотор-колеса Не 15 обеспечивает стояночного торможения транспортного средства. Солнечная шеотерня второго ряда не зафиксирована от осевого перемещения относительно водила, солнечной шестерни первого ряда и звена, gp связанного с ободом и ступицей колеса.

Консольное распопожение солнечных шес терен и их подвижность в осевом направлении снижает несущую. способность соединений солнечной шестерни второго patta 25 с водипом первого ряда и торсиона с валом электродвигателя, увеличивает размеры деталей этих соединений, увеличивает неравномерность распределения нагруз: ки по ширине зубчатых венцов шестеренЗ0 увеличивает шумность работы редуктора, тем самым снижает надежность моторкопеса. В мотор-колесе отсутствует фиксация положений звеньев. от перемещения относительно друг друга, что усложняет разборку и сборку, не позволяет быстро провести техническое обслуживание, контроль технического состояния и замену

4 вышедших иэ строя звеньев мотор-колеса.

Так, дпя замены солнечной шестерни первого ряда, сателлитов, торсиона, подшип40 ников ступицы . колеса и электродвигателя нео ходима частично-подетапьная ипи тети, Спожю замена электродвигателя

6 полная разборка мотор-колеса. Не обес-, мотор-колеса. печена регутпчювка подшипников ступицы колеса, что снижает их работоспособность

45 и тем самым надежность мотор-колеса.

Известно также мотор-колесо транс портного средства, содержащее установленный s колесе электродвигатель, вап которого через. торсион связан с солнечной шестерней планетарного ряда, ° с водипом которого соединена и зафиксирована от осевого перемещения солнечная шестерни второго планетарного ряда одно иэ звеньев которого соединено 55 с ободом и ступицей колеса, смонтирован ной HR Подшипника на неподвижной ПОпой оси f23.

6580 4 ней 7 внутреннего aarrerrrreHHrr, установленной неподвижно относитепьно .водила

1 1 второго ряда с помощью зубчатой:. муфты 12. Воцино 11 соединено с ободом 13 н ступицей 14 колеса. Ступица

14 смонтирована на подшипниках 15 и

16 на неподвижной полой оси 17. Регулировка подшипников 15 и 16 обеспечена гайкой 1 8.

В солнечной шестерне 8 установпен подвижный захват 19. Подвижный захват 19 имеет возможность фиксации относитепью солнечной шестерни 8 и вэаимоцействия с неподвижным захватом.

20. Неподвижный захват 20 соединен с торсионом 3, связанным с сопнечной . шестерней 4 первого ряца. Соянечная шестерня 4 первого ряда зафиксирована от осевого перемещения относитепьно сопнечной шестерни 8 второго ряда. На вапу 2 эпектродвигатепя 1 установпен тормоз 21 с пружинным энергоаккуму пятором 22. Тормоз 21 выпопняет porrr стояночного тормоза.

Подвижный захват 19 (фиг.2) выпоннен в вице патрона 23 с установпенным

-в нем реэьбовым стержнем 24. Резьбовой стержень 24 имеет воэможность фиксации от перемещения и поворота, относительно сопнечной шестерни 8 второго ряда, гайкой 25 и шппинтом 26. Для установки шплинта 26, резьбовой.конец

27 стержня 24- имеет отверстия 28 и

29 (фиг,3) соответственно, гайки 25прорези 30. На другом конце 31 рез бового стержня 24 выполнено реэьбовое

rrreerro 32, резьба которого одинакова с наружной резьбой 33, выполненной на неподвижном захвате 20. На неподвин ном захвате 20 установлен подшипник

34. Поцшипник 34 оперт на пружинный эпемент 35 и зафиксирован копьцом 36 в солнечной шестерне 8 второго ряда.

Доступ к резьбовому концу 27 стержня

24 обеспечен через попость 37, при съеме крышки 38. Между сопнечной шестерней 4 первого ряда и солнечной шестерней 8 второго ряда на йеподвиж-. ном захвате 20 установпен упругий элемент 39. Между солнечной шестерней 8 второго ряца и водипом tl нв патроне 23 установлен упругий эпе-мент 40.

Такое выпопнение мотор-колесе поэвопит повысить его надежность и унрос тить разборку и сборку.

Пружина 41 (фиг.4) соединена концом 42 с патроном 23 и конном 43 с резьбовым стержнем 24. Пружин 41

3 103 жено подвижным захватом, установпенным в сопнечной шестерне второго планетарного ряда и имеющим возможность фиксации относитепьно нее, вэаимодействую щим с ним неподвижным захватом, связанным с солнечной шестерней первого планетарного ряда, зафиксированной от осевого перемещения по отношению к сопнечной шестерне второго планетарного ряда, и тормозом, установпенным на валу 10 эпектродвигатепя.

Кроме того, подвижный захват представляет собой патрон с установпенным в нем резьбовым стержнем, у которого на одном резьбовом конце, имеющем отверстия для установки шппинта, установлена гайка с прорезями для него, при этом на другом конце стержня выпопнено резьбовое гнездо, резьба которого одинакова с наружной резьбой, выпопненной на неподвижном захвате, на котором установпен подшипник, спертый на пружинный элемент и зафиксированный в сопнечной шестерне второго планетарного ряда. 25

При этом резьбовой стержень ггоггггружинен относитепьно патрона.

Подвижный захват допопнитепьно снабжен пружинным усипитепем, опертым на патрбн и стержень, а мотор-копесо снаб- ЗО жено упругими элеМентами, установпеннымн между сопнечными шестернями, сопнечной шестерней второго ряда и зве- . ном, связанным с обоцом и ступицей колеса.

На фиг. 1 изображено мотор-копесо, продопьный разрез; н@ фиг. 2 - подвижный захват с приводом от руки, продоп ный разрез; на фиг. 3 - попожение звеньев мотор-колеса при взаимодействии захватов; на фиг. 4 - подвижный захват с

40 приводом от пружины, продольный разрез; на фиг. 5 - подвижный захват с приводом от пружины и пружинного усилителя, продольный разрез; на фиг. 6 - попожение эцементов подвижного захвата при фиксации звеньев мотор-колеса; на фиг.7узпы мотор-копеса при разборке.

Мотор-коцесо (фиг. 1) содержит электродвигатель 1, вап 2 которого соединен через торсион 3 с сопнечной шестерней

4 первого ряда. Сопнечная шестерня 4 через сатецпиты 5 связана с воципом 6 и шестерней 7 внутреннего зацепления.

Водипо 6 соединено с сопнечной шестер. ней 8 второго ряда, зафиксированной в нем от осевого перемещения ппастиной

9. Сопнечная шестерня 8 связана через промежуточные шестерни 10 с шестер-.

1036580 обеспечивает взаимодействие резьбового стержня 24 с неподвижным захватом 20.

В патроне 23 (фиг. 5) установлены резьбовой стержень 24, пружина 44 и пружинный усилитель 45 обеспечивают поворот, перемешение, и взаимодействие резьбового стержня 24 с неподвижным

/ захватом 20.

Обеспечение стоянки мотор-колеса в случае выхода иэ строя его звеньев осу 10 шествпяется следующим образом.

При съеме крышки 38 обеспечен доступ к резьбовому концу 27 стержня 24 (фиг.3), гайке 25 и шплинту 26, При 15 съеме шплинта 26 перемешают резьбовой стержень 24, ввинчивая его в патрон

23. Реэьбовое гнездо 32 стержня 24 взаимодействует с наружной резьбой .33: неподвижного захвата 20. Поворот и пе- 20 ремешение стержня 24 осуществляют до совмещения отверстия 28 (фиг.2) с прорезями 30 гайки 25. Далее, стержень

24 фиксируют шплинтом 26. В результате солнечная шестерня 8 второго ряда бло-25 кируется с торсионом 3, солнечной шес.терней 4 первого ряда и валом 2 электродвигателя 1. При неподвижной шестерне 7 внутреннего зацепления, блокировка солнечных шестерен 4 и 8 обеспечивает 50 торможение промежуточных шестерен 10 второго ряда и сателлитов 5 первого ряда. При фиксации солнечных шестерен 4 и и 9 относительно друг друга, мотор-колесо стоит.

Мотор-колесо работает следующим образом., Подвижный захват 19 (фиг.1) не взаимодействует с неподвижным захватом 20. Резьбовой стержень 24 зафик- 4 сирован от поворота и перемешения гайкой 25 и шплинтом 26. Пружинный энер гоаккумулятор 22 сжат, тормоз 21 расторможен. Момент с вала 2 электродвигателя 1 через торсион 3 передается соп 445 печной шестерней 4 первого ряда через сателлиты 5, при неподвижной шестерне

7 внутреннего зацепления, водилу 6 исолнечной шестерне 8 второго ряда, далее через промежуточные шестерни 10 водилу

11 второго ряда и ободу 13 колеса.

Фиксация попожений звеньев моторколеса при разборке и сборке, в случае привода подвижного захвата 1 9 от руки, осушествпяется аналогично, как при обеспечении стоянки мотор-колеса. Разборка сборка осуществляются при фиксирован» ном (расфиксированном) положении солнечной шестерни 8 второго ряда относительно водила 6 и фиксации вала 2 алек тродвигателя 1 действием пружинного энергоаккумулятора 22 тормоза 21.

Фиксация звеньев мотор-колеса при разборке и сборке, в случае подвижного . захвата 19 с приводом от пружины 44 и пружинного усилителя 45 осушествпяет ся следуюшим образом.

Вал 2 электродвигателя 1 (фиг.1) остановлен от поворота действием пружинного энергоаккумулятора 22 тормоза

21. Резьбовой стержень 24 (фиг.5) зафиксирован от поворота и перемешения в солнечной шестерне 8 второго ряда гайкой 25 .и шплинтом 26, Пружина 44

t заведена, пружинный усилитель 45 сжат.

Снимают шплинт 26 и перемешают гайку

25 до совмешения ее прорезей 30 с отверстием 28. В этом положении гайку

25 фиксируют шплинтом 26. Под действием пружинного усилителя 45 (фиг.6), резьбовой стержень 24 перемешается до неподвижного захвата 20. Под действием пружины1 44,,при ее раскручивании, резьбовой конец 27 стержня 24 ввинчивается в патрон 23, а резьбовое гнездо 32 взаимодействует с наружной резьбой ЗЗ неподвижного захвата 20. В результате солнечная шестерня 8 второго ряда, торсион 3 и солнечная шестерня

4 первого ряда фиксируются от взаимного углового перемещения относительно друг друга. Съем узла, состоящего из солнечных шестерен 4 и 8, и торсиона

3, осушествпяют при съеме пластины 9.

При этом солнечную шестерню 8 второго ряда можно переместить относительно водила 6. Съем узла, состоящего из солнечных шестерен 4,8 и торсиона 3, водип

6 и 11 с сателлитами 5 и.промежуточными шестернями 10 (фиг.7), осуществляют при флксированном положении солнечной-шестерни 8 относительно водила

6 и солнечной шестерни 4 первого ряда.

При этом подвижный захват 19, взаимодействуя с неподвижным захватом 20, фиксируют осевое и взаимное угловое положения солнечных. шестерен 4,8 и сателлитов 5 относительно друг друга.

Сборка мотор-колеса осуществляется в обратной последовательности. При этом установка узла, состоящего из солнечных шестерен 4,8 и торсиона 3, требует совмещения рисок, нанесенных на зубьях промежуточных шестерен 10, с рисками на впадинах солнечной шестерни 8 второ го ряда При установке узла, состоящего из сопнечных шестерен 4,8 .и торсиона

3, водип 6 и 11 с;сателлитами 5 и про1036580

7 межуточными шестернями 10 в сборе, . требует совмещения рисок на зубе промежуточной шестерни 10 с рисками на впадине шестерни 7 внутреннего зацеп пения. -5

Поскопьку осушествпены стоянка мо тор-колеса под действием привода, независимого, от основной и стояночной тормозных систем, в случае выхода из строя его звеньев, упругая установка его звеньев и фиксация их попожений при технИческом обспуживании и ремонте, повышена надежность и упрощена разборка и сборка мотор-копеса.

Обеспечение стоянки мотор-Korreca индивидуальным приводом, независимым от рабочей и стояночной тормозных сиотем, позволит повысить надежность Мо торколеса в спучае выхода из строя тор-, сиона 3 ипи солнечной шестерни 4 и . .; сателлитов 5 первого ряда, а также стоя ночного тормоза 21 и их соединений с валом 2 эпектродвигателя 1. Так, при выходе из строя сопнечной шестерни 4 первого ряда, взаимодействие подвижного

19 и неподвижного 20 захватов обеспечивает связь звеньев мотор колеса с тор мозом 21.

Фиксация осевого и радиального поле30 жений сопнечной шестерни 8 второго ряда относительно водипа 6, солнечной шес терни 4 первого ряда и водипа 11 втэ юго ряда позвонит повысить надежность рабаты мотор колеса, повысить несущую

8 способность, уменьшить интенсивность шума и виброактивность шестерен редуктора, повысить его срок службы.

Фиксация осевого и взаимного угпового положений сопнечных шестерен 4 и

8 относитепьно друг друга позволит упростить разборку и сборку мотор-колеса, обеспечить быстрый доступ к его звеньям при проведении технического обслуживания и ремонта. Так, дня проведения регулировки или замены подшипников 15 и 16 не требуется подетапьной разборки мото копеса. Дня

-этого необходимо снять зафиксированные относитепьно друг друга солнечные шеотерни 4,8 и торсион 3, ипи узел, состоящий из них и водип 6 и 11 с сатеппитами 5 и промежуточными шестернями

10 в сборе. Последующая установка этих узпов проста и не нарушает взаимного угпового попожения контактирукхиих поаерх.Hoñòåé шестерен относитепьно друг друга. Замена торсиона 3, сопнечных. шестерен 4,8 и сатеппитов 5, промежу точных шестерен 10 и шестерни 7 внут реннего зацепления не требует отсоединения мотор копеса от транспортного средства и его полной разборки. Завюна электродвигатепя 1 не требует частичной и понной разборки мото копеса, а топько его отсоединения от неподвижной попой оси 17 (фиг.7);

Предлагаемое изобретение позвоняет повысить надежность и ремонтопригод ность мотор-колеса.

1036580

1036580,103r>580

Фиг.5

1 03(3580

Фи У

ВНИИПИ Заказ 591 3/1 7 Тираж 675 Подписное .

Фнлнал ППП "Патент", г. Уигороп; ул. Проентная, 4