Устройство для регулирования скорости тяговых электродвигателей транспортного средства

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

УСТРОЙСТВО ДЛЯ РОГУЛИ-. РОВАНИЯ СКОРОСТИ ТЯГОВЫХ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, соаержашее тиристорный регулятор , подключенный опним входом к источнику питания, а выходом - к тяговым двигателям, датчик суммарного тока двигателей, соединенный с одним из вхЬд(Ж первого блока сравнения, другой вход которого связан с выходом второго блока сравнения, а выход соединен с входом блока управления, соединенным ЙдИОЗ-КАЯ Агагпк. .. ° тей й«1к: д5 Si « «Mktra выходом с другим входом регулятора, и датчик частоты вращения одного из двигателей, сочлененного с одним из передних колес транспортного средства, который подключен к одному из входов второго блока сравнения, вход которого соединен с задатчиком скорости , отличающееся тем, что, с целью повышения стабилизации скорости, оно снабжено согласующим делителем, датчиком частоты вращения другого двигателя, сочлененного с одним из задних колес транспортного средства, и дополнительными блоками сравнения, входы одного из которых подключены к датчикам частоты вращения двигателей, а выход через согласующий делитель - (Л к одному из входов второго дополнителЕ кого блока сравнения, другой вход которого подключен к выходу второго блока сравнения, а выход - к другому входу первого блока сравнения.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН (l% (11) у511 В 60 Ь 9/08

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3405804/27-11 (22) 02.03.82 (46) 23.08.83. Бюл. % 31 (72) А. Г. Буравлев, В. И.- Вершинин, П. И. Добрынин, С. А. Мартынов, B. В. Руцаков и В. А. Филиппов (53) 621.868.2(088.8) (56) 1. Авторское свицетельство СССР

34 709417, кл. В 60 4 15/20, 1977 (прототип). (54) (57) УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ СКОРОСТИ ТЯГОВЫХ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ ТРАНСПОРТНОГО

-CPELlCTBA, coneðæàøee тиристорный регулятор, подключенный одним входом к источнику питания, а выхоцом - х тяговым двигателям, цатчик суммарного то ка двигателей, соединенный с одним из входов первого блоха сравнения, другой вхоц котороцо связан с выходом второго блока сравнения, а выход соецинен с входом блока управления, соециненным выхоцом с другим входом регулятора, и датчик частоты врашения одного из двигателей, сочлененного с оцним из передних колес транспортного срецства, который подключен х оцному из входов второго блока сравнения, другой вход которого соединен с зацатчиком скорости, о т л и ч а ю ш е е с я тем, что, с целью повышения стабилизации скорости, оно снабжено согласуюшим целителем, цатчиком частоты врашения другого двигателя, сочлененного с оцним из задних колес транспортного средства, и дополнительными блоками- сравнения, вхоцы оцного из которых подключены к датчикам частоты врашения двигателей, а выход через согласуюший целительх оцному из входов второго дополнитель- ного блока сравнения, цругой вхоц котс рого поцключен к выхоцу второго блока С сравнения, а выход - к другому вхоцу первого блока сравнения.

Ф 1036

Изобретение относится к транспорту, в частности к устройствам для. регулиро вания скорости тяговых цвигателей транспортных средств, и может быть применено на транспортных средствах, к ко торым предъявляются жесткие требова ния по поддержанию постоянства скорости.

Известно устройство для регулирова ния скорости тяговых цвигателей транспортного средства, coneðæàøåå тиристор-10 ,ный регулятор, подключенный оцним вхоцом к источнику питания, а выхоцом к тяговым цвигателям, датчик суммарного тока двигателей, соединенный с одним иэ входов первого блока сравнения, другой вход которого связан с выходом второго блока сравнения, а выход соединен с вхо«, дом блока управления, соединенным выхоцом с другим входом регулятора> и датчик частоты вращения одного из дви- гателей, сочлененного с одним из перецних колес транспортного срецства, кото рый подключен к одному из вхоцов второго блока сравнения, другой вход которого соединен с зацатчиком скорос ти 1)

Недостаток известного устройства заключается в том, что при значитель ной неравномерности нагрузки тяговых цвигателей, возникающей в неблагоприят»- ЗО ных условиях сцепления колес с рельсом, и при большом циапазоне регулирования скорости разность частот вращения отдельных двигателей может достигнуть величины 20-80%, что снижает стабиль ность скорости движения транспортного

35 средства, Белью изобретения является повышение стабилизации скорости.

Поставленная цель достигается тем, что устройство цля регулирования скорости тяговых электродвигателей транспорт» ного средства, содержащее тиристорный регулятор, подключенный одним входом к источнику питания, а выходом - к . тяговым двигателям, датчик суммарного тока двигателей,, соединенный с одним из входов первого блока сравнечия, другой вход которого связан с выходом вто рого блока сравнения, а выхоц соединен с вхоцом блока управления, соединенным . ю.

ВыхОПОм с другим ВхОДОм регулятора, и датчик частоты вращения одного иэ двигателей, сочлененного с одним иэ передних колес транспортного средства, который подключен к оцному из входов второго блока сравнения, другой вход которого соединен с задатчиком скорости, снабжено согласующим делителем, - цатчиком частоты вращения другого дви гателя, сочлененного с одним иэ задних

zoIIec транспоряного средства, и дополни» тельными блоками сравнения, входы одного иэ которых подключены к цатчикам часто ты вращения двигателей, а выхоц через согласующий делитель к одному из входов второго дополнительного блока сравнения, другой вход которого подклю чен к выходу второго блока сравнения, а выхоц - к другому входу первого бло ка сравнения.

На чертеже пре дставлена блоксхема предлагаемого устройства для регулирования скорости тяговых цвигателей тран спортного срецства.

Устройство состоит из тиристорного регулятора 1, вход которого подключен к источнику 2 питания, а выхоц соединен с двигателями 3 передних колес транспорт» ного средства и двигателями 4 задних колес транспортного средства. Их обмот» ки 5 возбуждения подключены к независимому возбудителю 6. Датчик 7 суммар

1 ного тока соединен своим выходом с одним из вхоцов первого блока 8 сравнения. Его вьмоц через согласующий уси» литель 9 поцключен к вхоцу блока 10 управления тиристорным регулятором 1., Датчик 11 частоты вращения одного из двигателей 3 и цатчик 12 частоты вра щения одного из цвигателей 4 подключены к входам первого дополнительного блока 13 сравнения, выхоц которого через согласующий делитель 14 подключен к одному из входов второго дополнительного блока.15 сравнения. Датчик 11 частоты вращения двигателя 3 подключен к оцному из входов второго блока 16 сравнения, другой вход которого соецинен с эадатчиком 17 скорости, & выход - x другому входу второго дополнительного блока 15 сравнения. Вьмод блока 15 сравнения через другой согласующий уси- . литель 18 соединен с другим входом первого блока 8 сравнения. .Устройство для регулирования скороо ти тяговых . двигателей транспортного средства работает следующим образом.

В установившемся режиме движения обмотки 5 возбуждения тяговых 9JIexTpo» двигателей 3 и 4 получают питание от независимого возбудителя 6, а якорные обмотки тяговых электродвигателей 3 и 4 получают питание от тиристорного регулятора 1. 8 блоке 16 сравнения сравниваются сигналы зацания скорости от задатчика 17 скорости и теку щего значения скорости от датчика 11.

3 1036

Оцновременно в первом донолнительном .блоке 13 сравнения сравниваются сигналы, текущего значения скорости датчиков 11 и 12. Полученный на выхоце первого цополнительного блока M сравнения сигнал преобразуется в согласующем делителе 14. Полученные на выхоцах блока 16 сравнения и согласующего деаителя 14 разностные сигналы сравниваются во втором дополнительном блоке 15 сравне 10 ния, причем сигнал с выхоца блока 16 сравнения является основным, а сигнал . с выхоца согласующего целителя 14 яв— ляется корректирующим, учитывающим разность мгновенных значений перецних д5 и зацних колес транспортного средства, вызванную, например, пробуксовыванием . иэ-юа обледенения рельсового пути или .каким либо иным внешним фактором. По:лученный на выхоце второго цополнительного блока 15 сравнения скорректирован. ный сигнал поступает. на вход согласующего усилителя 18. Сигнал на выхоце усилителя 18 является задающим сигналом цля регулирования тока тиристорным регулягором 1. Этот сигнал сравнивается в блоке 8 сравнения с сигналом текущего значения тока, поступающего с цат чика 7 тока электроцвигателей 3 и 4.

Полученный на выхоце блока 8 сравнения разностный сигнал поступает на вход другого согласующего усилителя 9, на выхоце которого формируется сигнал управления, поступающий в блок 10 унр тиристориым регулятором 1.

Напряжение на выхоце тиристорного регулятора-1 изменяется, в результате чего изменяется частота вращения тяговых электроцвигателей 3 и 4, а слецовательно, и скорость ходовых колес. Влагоцаря введению корректирующей связи по скорости, точность отработки раэносьного сигнала на выходе блока 16 сравнения повышается, так как рассогласование межцу заданным значением скорости на выходе задатчнка 17 скорости и текущи» .5

: . ми значениями скорости на выхоце цат» чика 11 не, превышает половины разности мкновенных значений скорости передних m зацних хоцовых колес, снимаемого с выхода первого цополнительного блока 13 сравнения и преобразованного в, согласующем целителе 14. В nepeion кых режимах при пуске и остановке тя. говых электроцвигателей разностный сит

- нал на выхоце блока 16 сравнения межцу 3 сигналом зацания скорости от зацатчика 17 скорости и сигналом о текущем значении

; скорости от цатчика 11 резко возрастает

583 4 и становится несоизмеримо больше раэностного сигнала на выхоце согласующего делителя 14. В связи с этим сигнал на выхоце второго цопопнительного блока 15 сравнения. практически равен сигналу на выхоце блока 16 сравнения. То есть вве цение корректирующей связи по скорости на характер протекания переходных процессов влияния не оказывает.

Прецлагаемое изобретение позволяет повысить стабилизацию скорости цвиже-, ния железноцорожного транспортного срецства, что достигается благоцаря ввецению дополнительной корректирующей обратной связи по скорости. В предло женном устройстве .цля регулирования скорости тяговых электроцвигателей железноцорожного транспортного срецства система регулирования построена таким образом, что при рассогласовывании скорости вращения передних и задних хоцовых колес, вызванном, например, пробуксовкой из-за облеценения отцельных участков рельсового пути или какими-либо иными внешними факторами, допустимая величина отклонения скорости вращения от зацанной не превышает полови . ны разности мгновенных значений скоро » ти перецнего и эацнего хоцовых колес.

Предложенное устройство целесообразно использовать при построении схем электропривоца ходовых колес железноцорожнык транспортных срецств, работающих при низких температурах и повышенной влажности, при возможности попадания технических масел на отдельные учась ки рельсового пути и т,п., к которым прецьявляются повышенные требования по стабилизации скорости перецвижения. К таким транспортным срецствам можно. отнести, например, буксировочную железно цорожную тележку ледового опытного бассейна, рабочая температура в камере которого нахоцится в прецелах от -3050 С при влажности возцуха 90-95%.

Такая тележка прецназначена цля буксировки по акватории бассейна модели лец кола, причем цля провецения гицроцинами ческих и других исследований необхоцимо обеспечить поцдержание заданной скорости перемещения .моделей постоянной.

Достижение эффекта обосновано теоре тически. Действительно, пусть разностный сигналh(&g на выходе блока 16 сравнения равен о- = М, гце Ф - заданйое значение скорости на выходе зацатчнка 17 скорости;

1036583

Составитель Н. Лысяков

Редактор А. Шандор Техред,М.Костик Корректор Ю. Макаренко

Заказ 5913/17 Тираж 675 Поцписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., ц. 4/5

Филиал ППП "Патент", г.. Ужгород, ул. Проектная, 4 ц - текушее значение скорости на . 1 выходе цатчика 11, Разностный сигнал д(, на выходе первого дополнительного блока 13 сравнения равен 5 д =tm -® l, где щ — текушее значение скорости на выходе цатчика 12.

Разностный сигналдц. на выхоце второго дополнительного блока 15 сравнения равен дОИ ую - д и „+, 1 и (щ -а) )

rae 51 и(щ -Ю„) - функция знака разности скоростей переднего и заднего хоцовых ко» лес.