Движитель скважинного прибора
Иллюстрации
Показать всеРеферат
1. ДВИЖИТЕЛЬ СКВАЖИННОГО ПРИБОРА, содержащий Kopiiyc, привод, винт, опорные элементы, о т л и ч аю ад и и с я тем, что, с целью повышения надежности прохождения прибором наклонных, горизонтальных и врсстакяцих участков стволй скважины, опорные .элементы выполненыв виде тора, заполненного жидкостью и имеющего наружную резьбовую поверхность, соответствующую поверхности винта. 2. Движитель по п.1, о т л и ч аю щ и и с я тем, что винт выполнен полым с винтовой лопастью. - . W с 00 да со со
„„su„,. 1036913 A
СОЮЗ ООВЕТСНИХ ВЯВМ
РЕСПУБЛИК
3(5Р К 21 В 47 00
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К ABTOPCH0INV СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 2655752/22-03 .(22) 26.07.78 . (46) 23.08.83. Бюл. 9 31 (72) М.Г.Гуфранов, Р.М.Гуфранов и И.И.Букин (71 ) Всесоюзный научно-исследователь" ский институт нефтепромысловой геофизики (53) 622.241(088 ° 8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР
Р 333269, кл. E 21 В 47/00, 04.03.70.
2. Авторское свидетельство СССР
Р 415356, кл. E 21 В 47/02, 05.02.74. (54) (57) 1. ДВИЖИТЕЛЬ СКВЮКИИНОГО пРиБОРА, содержащий корпус, привод, винт, .ойорные элементы, о т л и ч аю ц и и с я тем, что, с целью повышения надежности прохождения прибором наклонных, горизонтальных и восстающих участков ствола скважины, опорные элементы выполнены в виде тора, заполненного жидкостью и имеющего наружную резьбовую поверхность, соответствующую поверхности винта.
2. Движитель по п.1, о т л и ч а-. ю шийся тем, что винт выполнен полым с винтовой лопастью.
1036913
Изобретение относится к исследованию скважин геофизическими методами и может быть использовано для принудительного перемещения (транспортирования ) вдоль ствола скважины глубинных приборов и грузов различно- 5 го назначения.
Известно устройство, содержащее набор секций, выполненных из вещества с высоким удельным весом, каждая из которых имеет на концах несъемные 10 замки (верхний и нижний ) для шарнирного сочленения секций между собой, причем каждая секция выполнена в виде трубы с пазом под кабЕль. После сочленения (сборки ) необходимого количества секций груз подсоединяет- . ся к глубинному прибору или каротажному кабелю. Наличие подвижных соч- ленений между секциями и достаточно высокий вес груза позволяют последнему преодолевать некоторые препятствия в стволе скваяины (1 ).
Однако при спуске ла забой не обеспечивается прохождение наклонных и горизонтальных участков ствола скважины из-эа эалипания груза к стенке ствола (движение груза на забой скважины обеспечивается только эа счет тангенциальной составляющей веса груза ). Наличие на стенках скважины глинистой корки увеличивает коэффициент сцепления груза со стенкой скважины. В связи с этим в нак- . лонных скважинах необходимо преодолевать значительное сопротивление прилипания как самого груза, так и 35 каротажного кабеля, на котором опускается груз.
Кроме того, при спуске и подъеме не обеспечивается прохождение грузом сальников и пробок даже в вертикаль - 40 ных скважинах. Образование сальников и пробок в стволе скважины.происходит за счет желатинизации — загустевания бурового раствора, что приводит к увеличению его вязкости и, как 45 следствие, к увеличению сопротивления движению груза. В ряде случаев процесс >келатиниэации происходит достаточно быстро даже за время нахождения прибора с грузом на забое скважины. В результате возникают определенные затруднения при подъеме груза. Ликвидация таких нежелательных явлений осуществляется за счет перемещения бурового раствора, промывки скважины, что требует спуска буро-55 вого инструмента и эадалживания времени скважины.
Известно устройство для транспортирования скважинного прибора, содержащее корпус, привод, винт, опорные 60 разжимные элементы (2 1.
Недостатками укаэанного устройства являются сложность конструкции и ненадежность работы устройства, особенно в случаях слабопрочных гор- 65 ных пород, слагающих ствол скважины (сыпучие пески, мягкие пластичные глины и т.п. ), и сложного строения профиля ствола скважины (резкое изменение углов наклона ствола, ка вернозность ствола и т.п,).
Кроме того, устройство перемешается по скважине лишь во время разжима стопорно-разяимных механизмов, т.е. с остановками на время сближения стопорно-газжимных механизмов, что снижает производительность работ;
Целью изобретения является повышение надежности прохождения прибором наклонных, горизонтальных и восстающих участков ствола.
Укаэанная цель достигается тем, что опорные разжимные элементы выполнены в виде тора, заполненного жидкостью и имеющего наружную реэьбовую поверхность, соответствующую поверхности винта.
Винт выполнен полым с винтовой лопастью внутри.
На фиг. 1 приведена принципиальная схема устройства; на фиг. 2 — положение тора при движении шнека вверх; на фиг. 3 — положение тора при движении шнека вниз.
Устройство содержит корпус 1 с центраторами 2 и 3. В корпусе размещены привод 4 и полый винт, выполненный в виде двух частей 5 и б, каждая из которых сочленена с приводом 4 через узел 7 сцепления. На каждую часть винта насажен полый тор 8 и 9 из эластичного материала.
Внутренняя поверхность торов 8 и 9 заполнена рабочей жидкостью a . Внешняя поверхность торов выполнена с резьбой, которая повторяет рисунок винта. Йа концах винта установлены ограничительные шайбы 10-13, в полости винта размещена винтовая Jro пасть 14 °
Устройство работает следующим образом.
При встрече с препятствием в стволе скважины (при затруднении прохождения глубинным прибором отдельных участков (ствола, скважины ) включают привод 4. Привод через узел 7 сочленения начинает вращать винт, причем каждая из двух его частей 5 и б вращаются в противоположные стороны. Вращающиеся части вин-а начинают выворачивать насаженные на них торы в виде эластичных мешков. Выво.рачивающиеся мешки, сжимаясь у ограничительных шайб 10-13, входят а соприкосновение со стенками скважины .и, взаимодействуя с последними, создают тяговое усилие устройства.
При вращении части б винта за счет сцепления ее с тором 9, а также учитывая, что тор,9 изготовлен из эластичных материалов, а перемещение тора по шнеку ограничивается налич.и1036913
Составитель И.Карбачинская
Редактор Т. Кугрыыева Техред О.Неце . Корректор С . Шекмар
Заказ 5965/33 Тираж 603 Подписное
BHHHIIH Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4 ем ограничительных шайб 12 и 13, тор
9 начинает сжиматься, увеличиваясь в поперечных размерах, и выворачи" ваться. Отсутствие шайб 12 и 13 привело бы к простому свинчиванию тора с винта. Увеличивающийся в попереч.ных размерах и выворачивающийся тор
9 приходит в соприкосновение и взаимодействие со стенками скважины Г (фиг. 2 ), что и обеспечивает поступательное движение по стволу скважины всего устройства.
Вращение обеих частей 5 и 6 винта приводит к тому, что оба тора 8 и 9 (верхний и нижний ), сжимаясь между ограничительными шайбами соответственно 10-11 и 12-13 поворачиваются и взаимодействуют со стенками скважины. Таким образом, оба тора, выворачиваясь и взаимодействуя со стенками скважины, создают тяговое усилие движителя в одном направлении.
В свою очередь, направление движения устройства (вперед-назад ) определяется направлением вращения шнека (фиг. 2 — прн движении вверх, фиг. 3 -. при движении вниз ).
При прохождении каверноэных участков ствола скважины с большими поперечными размерами, даже при полном сжатии одного из торов, последний не сможет войти во взаимодействие со стенками скважины. В этом случае надежнбе двйжение всего устройства обеспечивается за счет
10 второго тора (первый тор взаимодействует лишь с буровым раствором )до тех пор пока первый тор не пройдет каверну и опять не войдет в соприкосновение со стенкой скважины и т;д. За счет того, что торы выполнены из эластичных материалов, устройство проходит и места сужения в стволе скважины. Кроме того, винтовая . лопасть в полости винта обеспечивает прохождение через устройство бурово-го раствора, заполняющего ствол скважины, а также сальников, что предотвращает возникновение поршне-, вого эффекта B с воле.