Пневматический двухстороннего действия амортизатор
Иллюстрации
Показать всеРеферат
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
«««
РЕСПУБЛИК
g(sg F l6 F 902
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
AO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3306522/25-28 (22) 25.03.81 (56) 23.08.83. Бюл. ¹ 31 (72) А. В. Андрейчиков, В. А. Гришин, А. А. Камаев и С. В, Никитин (71) Производственное объединение Брянс- кого ордена Ленина н ордена Трудового
Красного Знамени машиностроительного завода им. В. И. Ленина и Брянский ордена
«Знак Почета» институт транспортного машиностроения (53) 62! -567.2 (088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР
)Чв 599109, кл. F 16 F 9/02, 1976.
2. Патент США № 37522?О, хл, F 16 F 9/18, 1973 (прототип). (54) (57) ПНЕВМАТИЧЕСКИЙ ДВУСТОРОННЕГО ДЕЙСТВИЯ АМОРТИЗАТОР, содержащий корпус, расположенные в. нем поршень со штоками, образующими надпоршневую и подпоршневую камеры, оболоч„,SUÄÄ 1036972 A кн, размещенные в каждой камере н зайолненные рабочей средой, трубопроводы, связывающие полости оболочек между собой, отличающийся тем, что, с целью расширения эксплуатационных возможностей, он снабжен упругими перегородками с кольцевыми отверстиями, жестко закрепленными ,внутри корпуса перпендикулярно к его оси, и шайбами, размещенными на перегородках ,.с возможностью перемещения в осевом и
: радиальном направлениях, оболочки выполнены в виде тороидов, последовательно расположенных между шайбами, один из штоков выполнен с упорами, взаимодей-, ствующими с шайбами, а другой — ступенчатым и взаимодействующим с оболочками, поршень выполнен в виде кольца и диска, между которыми расположен тороидальный упругий элемент, а диаметры трубопроводов, соединяющие оболочки надпоршневой -и подпоршневой камер, выполнены с соотношением 1:2:3.
1036972
Изобретение относится к машиностроению, а именно к виброзащитным устройст.вам, и может быть использовано для гашения колебаний надрессорного строения транс. портных средств.
Известен пневматический амортизатор, содержащий цилиндр с уплотнением на конце, расположенный в цилиндре поршень, поршневой шток с кольцевой канавкой и проушиной 11).
Недостаток данного пневматического амортизатора состоит в том, что при длительной работе пневмоамортизатора уплотнение изнашивается, а это приводит к увеличению утечек, рабочей среды. Кроме того, не обеспечивается демпфирование вертикальных и горизонтальных колебаний в широком диапазоне частот.
Наиболее близким к изобретению по техническои сущности и достигаемому результату является пневматический двустороннего действия амортизатор, содержащий корпус, расположенныб в нем поршень со штоками, образующими надпоршневую и подпоршневую камеры, оболочки, размещенные в каждой камере и заполненные рабочей средой, трубопроводы, связывающие полости оболочек между собой !2}.
Недостаток известного устройства состоит в том, что оно не обеспечивает эффективного демпфирования вертикальных и горизонтальных колебаний в широком диапазоне частот, так как в нем ие предусмотрена возможность регулирования проходного сечения трубопровода при работе амортизатора в широком диапазоне частот, что снижает эксплуатационные возможности.
Целью изобретения является расширение эксплуатационйых возможностей амортизатора.
Указанная цель достигается тЬм, что1тневматический двустороннего действия амортизатор, содержащий корпус, рзсположенйые в нем поршень со штоками, образующими надпоршневую и подпоршиевую камеры, оболочки, размещенные в каждой камере и заполненные рабочей средой, трубопроводы, связывающие полосы оболочек между собой. снабжен упругими перегород. ками с кольцевыми отверстиями, жестко закрепленными внутри корпуса нерпендику: урно к его оси, и шайбами, размещенными на перегородках с возможностью перемещения в осевом и радиальном направлениях
Оболочки выполнены в виде тороидов, пс следовательно расположенных между шай бами, один из штоков выполнен с упорами, взаимодействующими с шайбами, а другой — ступенчатым и взаимодействующим е оболочками, порщень выполнен в виде коль; ца и диска, между которыми расположе! тороидальный упругий элемент, а диаметрь трубопроводов, соединяющие оболочки иад поршневой и гюдпоршневой камер, выполнены с соотношением 1:2:3.
На чертеже изображен пневматический амортизатор, продольный разрез.
Пневматический амортизатор двустороннего действия содержит корпус I, расположенные в нем поршень 2 со штоками 3 и 4; образовывая надпоршневую 5 и подпоршне,вую 6 камеры, оболочки 7, размещенные в каждой камере и заполненные рабочей средой, трубопроводы 8 — 10, связывающие ползсти оболочек 7 между собой. Кроме того, он снабжен упругими перегородками 11 с кольцевыми отверстиями !2, жестко закрепленными внутри корпуса перпендикулярно. его оси, и шайбами 13, размещенными на перегородках 11 с возможностью перемещения в осевом и радиальном направлениях, оболочки 7 выполнены в виде тороидов, последовательно расположенных между шайбамИ 13, один из штоков выполнен с упорами 14, взаимодействующими с шайбами
13, а другой шток 4 выполнен ступенчатым и взаимодействующим с оболочками 7, поршень 2 выполнен в виде кольца 15 и диска
l6, между которыми расположен тороидаль25 ный упругий элемент 17. а диаметры трубопроводов 8 — 10, соединяющие оболочки- 7. надпоршневой 5 и подпоршневой 6 камер выполнены с соотношением 1:2:3.
Амортизатор работает следующим образом.
При вертикальных колебаниях амортизируемого объекта (не показан) поршень 2 со штоками 3 и 4 перемещается относительно корпуса 1 в осевом направлении.
Низкочастотные дорезонансные и высокочастотные зарезонансные вертикальные колебания сопровождаются небольшими ам-.
«литудами перемещений. Амортизация объекга в этом случае осуществляется только оболочками 7. При этом на прямом ходе поршня 2 вследствие увеличения давления в обо40 почках 7 надпоршневой камеры 5 рабочая среда вытесняется по трубопроводам 10 в оболочки 7 подпоршневой камеры 6, а на ходе отдачи происходит перетекание раббчей среды в обратном направлении. Проходное сечение трубопроводов 10 подбирается таким, чтобы обеспечить требуемое демпфирование вертикальных колебаний в дорезонансной и зарезонансной частотных зонах.
При колебаниях амортизируемого объек50 та с частотой, близкой к резонансной амплитуды перемещений возрастают. В этъм случае торец первой ступени штока 4 упирается на ходе сжатия в шайбу 13 и перемещает ее в осевом направлении, при этом деформируется упругая перегородка 11 с
, кольцевым отверстием 12, а упругая среда» вытесняется через трубопровод 9. На ходе отдачи нижний упор 14 штока 3 упирается в шайбу 13 и переместит ее в осевом направ !036972
6 ленин вверх, при этом деформируется упругая перегородка Il с кольцевым отверстием
12 надпоршневой камеры, 5, а рабочая сре да станет аытесняться из надпоршневой .
«амеры 6 в надпоршневую камеру 5. Демп- 5
-фирующая способность амортизатора опт деляется в этом случае .величиной проход.- . ного трубопровода 9; который подбирается таким, чтобй обеспечить требуемое демпфирование в зоне частот, близких к резонанс- ным.
При резонансных колебаниях амплиту ды перемещений возрастут до такой степени, что в работу включаются торец второй ступени штока 4 м трубопровод 8, проходйым сечением которого обеспечивается тре- буемая демпфирующая способность амортизатора при колебаниях амортизируемого объекта в области резонанса.
При горизонтальных колебаниях амор-тизируемого объекта поршень 2 со штоками
3 и 4 перемещается относительно корпуса 1.. о
В радиальном направлении. Эти, перемещения возможны из-за наличия оболочек .7..
Горизонтальные колебания амортизи руемого объекта в низкочастотной (дорезонансной) и высокочастотной (зарезонансной) зонах сопровождаются незначительными амплитудами перемещений и аморти.. зация объекта в вышеуказанных,частот.ных зонах осуществляется. оболочками. 7., соединенными трубопроводом 10, Когда частота колебаний амортизируемого объекта приближается к резонансной, то. уже вторая ступень штока 4 будет периодически сжимать оболочку 7, а величина демпфирования- будет определяться величиной проходного сечения трубопровода 9.
Резонансные горизонтальные колебания сопровождаются максимальными амплитудами перемещений и в работу включаются оболочки 7, соединенные трубопроводом 8; через который туда и обратно дросселирует:рабочая среда..
Таким образом,.снабжение амортизатора упругими перегородками, жестко,закрепленными внутри корпуса, и шайбами, между которыми последовательно расположены оболочки, и выполнение одного нз штоков с упорами, взаимодействующими с шайбами,. а другого — ступенчатым и взаимодействующим с оболочками, а диаметров трубопроволов, соединяющих оболочки надпоршневой и подпоршневой камер, с соотношением 1:2:3 позволяет расширить эксплуатационные возможности а мортизатора.
ВН КИПИ Заказ 5974/Зб
Тираж 925 Подписное
Филиал ППП лПатента, г. Ужгород, ул. Проектная, 4.