Цилиндрическая прямозубая передача
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ЦИЛИНДРИЧЕСКАЯ ПРЯМОЗУБАЯ ПЕРЕДАЧА, содержащая зацепляющиеся зубчатые колеса с параллельным расположением осей и взаимобгибаемыми профилями зубьев, отличающаяся тем, что, с цел1)Ю повышения долговечности, торцовые боковые профили зубьев описаны кривыми, определяемыми зависимостями: -r jtfjCosiiCg ( .со5об„ , (« xsfnlarccos е -r jtfjCOSO O I :.. ycosotp j4jcosof -,). xswloiV4icfts e диаметры впадин зубьев колес делены по формуле 2-.г2 fjTWJ О I - координаты торцовых профи где }У лей зубьев в системах отсчета, жестко связанных с колесами; j - индекс зубчатого колеса; (П г,- радиус начального цилиндра j-ro колеса; Vj - угловая косчрднната j-ro колеса; в 0расстояние от точки касания: начсшьных цилиндров до точки начального контакта на профиле зуба;/ oL(j- угол между общей касатель00 О) ной начальных цилиндров и Го; 6 - основание натурального .ло (;о гарифма. 00
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
NVNOIW
РЕСПУБЛИК
З(59 F 16 Н 1/06
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ. КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЬП"ИЙ
ОПИСАНИЕ ИЗОбРЕТЕНИЯ
И АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ Ф
wj г о .SIDED.- е
0 о х. =r .соз в
j Ф3 j сов о(о - r 9. cosa
ЧЩ о
wsfn агеоeз в (21) 3399492/25-28 (22) 22.02.82 (46) 23.08. 83 Бюл. и 31 (72) В.П . Прохоров и Н.И. Прохорова (71) Всесоюзный заочный машиностроительный институт (53) 621.831(088.8)
{56) 1. Гавриленко В.A. Зубчатые передачи в машиностроении. И, MamГиэ, 1964 с. 71.
2. Теория передач в машинах. М., ГНТИИЛ< 1960, с. 15-20 (прототип). (54)(57) ЦИЛИНДРИЧЕСКАЯ ПРЯИОЗУБАЯ
ПЕРЕДАЧА, содержащая зацепляющиеся зубчатые колеса с параллельным расположением осей и взаимоогибаемыки профилями зубьев, о т л и ч а ю щ ая с я тем, что, с целью повышения долговечности, торцовые боковые профили зубьев описаны кривыми, определяемыми зависимостями:
„„SU„„1036980 А
У го
Х Sill ORCUS В ) > а диаметры впадин зубьев колес определены по формуле
"о
2 2 щ о где х у - координаты торцовых профиj лей зубьев в системах отсчета, жестко связанных с колесами; С2
-. индекс зубчатого колеса; г„„ - радиус начального цилиндра J -го колеса;
Ч) - угловая координата 1-ro колеса; - е го- расстояние от точки каса- ния. начальных цилиндров до точки начального кон- ЬшВ такта на профиле зуба1 о(о- угол между общей касатель- ной начальных цилиндров ©Д
"o >
В - основание натурального лоz арифма. (:О
ОО
103б980
Йзобретение относится к машиностроению, в. частности к цилиндрическим зубчатым передачам с параллельными, осями вращения колес.
Известны цилиндрические прямоэубые передачи с эв ольвентным з ацеп- 5 лением и параллельным расположением осей fl).
Недостатком этих передач являетсй невысокая долговечность вследствие неравномерного износа от истирания эвольвентнык профилей зубьев.
Наиболее близкой к .изобретению по технической сущности и достигаемому результату является цилиндрическая прямоэубая передача, содержащая эацепляющиеся зубчатые колеса с паралt лельным расположением осей и взаимооГИбаемыми Профилями зубьев. Извест-. ная передача имеет выровненный износ
rr начале и конце зацепления (2 j..
Недостатками . известной передачи являются т акже невысок ая дол говечность вследствие неравномерного износа от .истирания профилей зубьев и
Йепостоянства передаточного отношения 25
Целью иэобретения явлйется повышение долговечности. указанная цель достигается тем, что в цилиндрической прямоэубой пе-. редаче, содержащей эацепляющиеся зубчатые колеса с параллельным расположением осей и взаимоогибаемыми про-. филями зубьев, торцовые боковые ггрофили зубьев описаны кривыми, опреде- . ляемыми зависимостями
35
Я. cos Ыо чч) j
40 о — М.
-г . Созе о
X SI О ОЦ c,þÎБ р
4 ., Выполнение вэаимоогибаемых профи. лей зубьев в прямозубой передаче
rr0 указанным зависимостям в любой точке их контакта обеспечивает постоянство мощности трения в зацеплении за период зацепления. одной пары
50,зубьев. Вследствие этого нормальный износ,от истирания взаимоогибаемых
:профилей будет близок к равномерному, что. увеличивает их долговечность.
2 „2
3 .=,2 v .-r
Ц 9 о
Предлагаемая прямоэубая цилиндрическая передача Может быть изготовлена на существующем зубореэном .оборудовании любым из применяемых н
60 настоящее время методов..ч озо
j о
Х) = err j co 9 "о
y.---y .s)n®- е к
Г: bvi j сов Ыо ) Ч3 сОэйо
ro
xsil1 arcco9 6 -Ч (/ а диаметры впадин зубьев колес опре--. делены по формуле где х З - координаты торцовых профи4 3 лей зубьев в системах отсчета, жестко связанных с колесами;
- индекс зубчатого колеса . .- радиус начального цилиндра -го колеса
У - угловая координата - g--го, колеса;
v расстояние от точки каса ния начальных цилиндров до точки начального контакта на профиле зуба! о о- угол между общей касательной начальных цилиндров
B "о е - основание натурального логарифма .
На чертеже предст авл ены торцовые профили,зубьев описываемой передачи . Профили 1 и 2 зубьев колес имеют центры вращения 0 1 и 0 2 . Линия зацепке ния профилей очерчена и о дуге окружности радиуса р с центром в точ. K e А, касающейся межос евой линии
0 „ - О 2 и полюсе Р э ацепл ени я, Р адиус окружности выбирается в э ависимости от принятого постоянного значения . мощности трения и момента сопротив ления М 2 на ведомом колесе 2 иэ соотношения: p= 0,5.СЯ2 (л) м ) М«
: где (Я2 г ), С - постоянйая за вреМя зацеплення одной пары зубЬев мощность трения.
Торцовый профиль 1 представляет собой вогнутую кривую, а профиль 2 выпуклую кривую, вэаимоогибаемую
С кривой профиля 1. MP — линия зацепления взаимодействующих профилей.
При работе передачи торцовые профили 1 и 2 зубьев колес вращаются вокрУг центров 0 и 0>. Точка контакта M этих профилей перемещается по линии зацепления МР, представляющей собой дугу окружности радиуса р 0, 5 C8 2 (w„- ur> ) M < касающейся межцентровой линии 0 0> в полюсе Р зацепленияя.
10.36 980
Составитель А. Верховский
Редактор И. Шулла Техред B.далекарей Корректор Г. Огар
Заказ 5975/37 Тираи 925 Подписное
BHHHOH Государственного ковытета СССР по делам изобретений н открытий
113035у Москва, Ж-35, Рауйская наб., д. 4/5
Филиал ППП Патент, z . Уигород, ул. Проектная, 4