Способ изготовления образца с трещиной

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ОБРАЗЦА С ТРЕЩИНОЙ, эаклкгчанвдийся , .что ,на поверхности образца наносят надрез , нагружают образец до образования и прорастания трещин в глубь образца, ;а затем удаляют материал образца на глубину, не меньшую чем глубина надреза , отличающийся вем, что,.с делью расширения возможностей способа путем получения тупиковой эллиптической трещины, используют призматический образец с продольным прямоугольным выступом на его грани, надрез наносят .на выступе перпендикулярно его ребрам, прорастание трещины осуществляют за пределы выступа и удаляют последний. (Л с ю

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЯИН

3©9 G 01 Н 3/00

|, (g

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н ABT0PGH05AV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3454749/25-28 (22) 17.06.82 (46) 23 ° 08 ° 83 ° Bea. Ф 31 (72) О.Н.Романив, A.Н.Ткач И В.Н.Симинькович .(71) Физико-механический институт им Г.В.Карпенко (53) 620.115.84(088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР

9 750324, кл. G 01 И 1/28, 1978 (прототип). (54)(57) СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ОБРАЭЦА

С ТРЕЩИНОЙ, эаключакщийся в том, что,SU„„, 7127 А на поверхности образца наносят над рез, нагружают образец до образования и прорастания трещин в глубь образца, :а затем удаляют материал образца на глубину, не меньшую чем глубина надреза, отличающийся еем, что,.с .целью расширения возможностей способа путем -получения тупиксвой эллиптической трещины, используют призматический образец с продольным

- прямоугольнюе выступом на его грани, надрез наносят на выступе перпенди кулярно его ребрам, прорастание трещины осуществляют за пределы выступа и удаляют последний.

1037127

Составитель И.Кузьмйн

Редактор С.Патрушева Техред В.Далекорей Корректор й.Тяско

Заказ 5996/44., Тираж 873 Подписное

BHHHIIH Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП Патент, г.ужгород, ул.Проектная, 4

Изобретение относится к исследованию прочностных свойств материала, а именно к способам изготовления образца с трещиной-.

Иэвестен способ изготовления образца с трещиной, заключающийся в том, что на поверхности образца нано- сят надрез, нагружают образец до об.разования и прорастания трещины в глубь образца, а затем удаляют материал образца на глубину, не меньшую 19 чем глубина надреза. В известном спо собе фронт трещины развивается вдоль всей ликии надреза fl).

Недостатком известного способа является невозможность получения тупиковой эллиптической трещины с поверхности образца.

Целью изобретения является расширение возможностей способа путем получения тупиковой эллиптической трещины.

Укаэанная цель достигается тем, что согласно способу изготовления образца с трещиной, заключающемуся в том, что на поверхности образца наносят надрез, нагружают образец до образования и прорастания трещины в глубь образца, а затем удаляют материал образца на глубину, не меньшую чем глубина. надреза, используют призматический образец с продольным прямоугольным выступом на его грани, надрез наносят на выступе перпенди, кулярно его ребрам, прорастание тре щины осуществляют за пределы выступа и удаляют. последний.

На фиг. 1 изображен образец с выс-. тупом на фиг. 2 - образец с трещиной после удаления выступа.

Способ осуществляют следук<аим образом.

На поверхности призматического об разца 1 с продольным прямоугольным выступом 2 на его грани 3 наносят надрез 4, глубина h которого меньше высоты Н выступа 2. Надрез 4 выполняют, например, V-образным перпендикулярно ребрам выступа 2. Образец 1 с надрезом 4 нагружают до образования в вершине 5 надреза 4 трещины б и прорастания ее в глубь образца 1.

При прорастании трещины б в утолщен" ную часть 7 образца 1 трещина принимает форму эллипса. Затем удаляют выступ 2 образца 1 . После удаления выступа получают образец с трещиной

8, имеющей форму тупиковой эллиптической трещины.

Изобретение позволяет оценить способность материалов и иэделий сопротивляться развитию поверхностных. эллиптических трещин, моделирукщих наиболее часто встречакщиеся при эксплуатации дефекты и повреждения деталей машин и элементов конструкций.