Ледобур альпинистский

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

АЛЬПИНИСТСКИЙ ЛЕДОБУР, содержавши полую трубку с винтовой нарезкой и режущими кромками на одном ее конце, катушку с тросиком, закрепленную на другом конце трубки , и свободно установленный на трубке под катушкой держатель грузовой веревки, .о т л. ti ч а ю ц и йс я тем,что, с целью повышения безопасности , он имеет ограничитель осевого перемещения держателя грузовой веревки, закрепленный на трубке под ним, и плоскую пружину, расположенную между катушкой и держателем , при этом держатель имеет выступ на конце, противоположном месту, крепления грузовой веревки, а фланец катушки, обращенный к держателю , и плоская пружина имеют прорези под выступ держателя. . 9 СО 1 о ю

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

О,В ЭО

РЕСПУБЛИК

3() A 63 В 29/04!

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ н авто Сномм СИИДатИЛБСтвм ОСУДАРСТВЕННЬ9 КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЯ (21) 3423855/28-12 (22) 16.04.82 (46) 30.08.83. Вюл. 9 32 (72) d. С. Кирпичев (53) 685..722 (088.8) (56) 1. Авторское свидетельство

СССР 9 963531, кл. A 63 В 29/04,:

1979. (54)(57) AJ1bIIHHHCTCKHA JKQOBVP, содержащий полую трубку с винтовой нарезкой и . режущими кромками на одном ее конце, катушку с тросиком, закрепленную на другом конце труб: ки, и свободно установленный на

„„SU<»> A трубке под катушкой держатель грузовой веревки, о т л и ч а ю щ и йс я тем,что, с целью повышения безопасности, он имеет ограничитель осевого перемещения держателя грузоной веревки, закрепленный на трубке под ним, и плоскую пружину, расположенную между катушкой и держателем, при этом держатель имеет выступ на конце, противоположном месту крепления грузовой веревки, а фланец катушки, обращениый к держателю, и плоская пружина имеют прорези под выступ держателя.

1037921

Изобретение относится к альпинистскому и горнотуристскому снаряжению,в частности к ледобурам.

Йэвестен альпинистский ледобур, содержащий полую трубку с винтовой нарезкой и режущими кромками на од- 5 ном ее конце, катушку с тросиком, закрепленную на другом конце трубки, и свободно установленный на трубке под катушкой держатель грузовой веревки { 1 ).

Недостатком известного ледобура, является воэможность вывинчивания ледобура иэо льда при случайном натяжении тросика, что может привести к падению альпиниста. 15

Цель изобретения — повышение безопасности.

Укаэанная цель достигается тем, что альпинистский ледобур, содержащий полую трубку с винтовой нарезкой и режущйми кромкаиь на одном ее конце, катушку с тросиком, заккрепленную на другом конце трубки, и свободно установленный на трубке под катушкой держатель грузовой ве ревки, имеет ограничитель осевого перемещения держателя грузовой веревки, закрепленный на трубке под ним,и плоскую пружину, расположен-. ную между катушкой и держателем, при этом держатель имеет выступ на ° 30 конце, противоположном месту крепления грузовой веревки, а фланец катушки, обращенный к держателю, и плоская пружина имеют прорези под выступ держателя. 35

На фиг. 1 изображен ледобур, общий вид с местными вырезами; на фиг. 2 - вид по стрелке А на фиг.l: на фиг.3 - плоская пружина.

Ледобур включает полую трубку 1, 40 имеющую наружную винтовую резьбу 2 и режущие кромки 3. В верхней части, полой трубки 1 неподвижно закреплена катушка 4 с намотанным на нее тросиком 5. Соединение полой трубки 1 с катушкой может быть осуществлено винтом б (как показано на фиг. 1) или применена фиксация другого рода, неподвижно соединяющая катушку 4 с полой, трубкой 1. Конец тросика 5 может быть закреплен к головке винта б или в специальных отверстиях катушки 4.

Верхний фланец 7 катушки выполнен крестообразной формы (фиг.2) для .удобства заворачивания ледобура, а в нижнем фланце 8 имеются радиально расположенные овальные прорези 9.

Под катушкой 4 установлен свободно вращающийся держатель 10 грузовой веревки 11> с выступом 12, который мо жет заходить в отверстия 9 нижнего фланца 8 катушки. Выступ может быть выполнен за одно целое с держателем.

Для этого нужно загнуть его конец в Я зоне радиально расположенных прорезей 9. для предотвращения осевого перемещения держателя 10 вниз на трубке

1 закреплен под ним ограничитеЛь, выполненный в виде буртика 13.

Плоская пружина 14 (фиг. 3) расположена между держателем 10 и нижним фланцем 8 катушкк. Плоская пружина 14 имеет отверстия 15 для крепления ее заклепками 16 к держателю 10..

Чтобы выступ 12 мог беспрепятственно заходить в прорези 9 нижнего фланца катушки при прогибе плоской пружины 14, в ней выполнена прорезь 17.

К свободному концу тросика 5 крепится вспомогательная веревка 18", равная по длине основной (грузовой) веревке 11.

Предлагаемая конструкция ледобура наиболее эффективна при спуске по крутому ледовому склону. При этом альпинист, спускающийся в группе последним, закрепляет на свободном кон« це тросика 5, намотанного на катушку 4, вспомогательную веревку 18 (тесьма, тросик, репшнур) и спускается вниз, нагружая основную веревку 11.

Под действием веса опускающего происходит натяжение основной веревки ll, закрепленной на держателе 10 ледобура °

Держатель 10 работает как рычаг: при натяжении основной веревки 1-1 его конец, к которому прикреплена основная веревка, перемещается вниз, тогда другой более короткий конец с выступом 12 перемещается вверх, преодолевая сопротивление плоской рружины 14,которая прогибается и дает возможность выступу 12 войти s зацепление с одним кз радиально расположенных прорезей 9 в нижнем фланце 8 катушки.

Таким образом, держатель 10 фиксируется и не дает возможность выкрутиться изо льда даже прй случайном натяжении вспомогательной веревки 18 во время спуска, что повышает безопасность спускающегося последним в группе альпиниста.

После спуска и освобождения основной веревки ll от нагрузки на иее спускающегося альпиниста прекратится дейстЪие силы на держатель 10 и плоскую пружину 14 ° Пружина 14 распрямится и выведет кэ прорези 9 в нижнем фланце катушки выступ 12.

Теперь, при натяжении вспомогательной веревки 18 ледобур сможет -выворачиваться изо льда, а держатель 10 с основной веревкой будет оставаться неподвижным. Длина тросика 5 иа катушке 4 должна быть такой, чтобы обеспечить полное выворачивание ледобура изо льда. После того, как ледобур выйдет иэо льда, он вместе с основ10379 авиа.3

Составитель Н. Володина

Редактор С. Пекарь Техред И.Метелева Корректор А.Ференц

Заказ 6080/4 Тирам 401 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, З-35, Раушская наб., д.4/5

Филиал ППП Патент, r. Уигород, ул. Проектная, 4 ной 11 и вспомогательной 18 веревкаии падает вниз. Затем вся описанная операция повторяется до полного прохоидения всего ледового склона.

Таким образом, спуск всех участ- 5 ников группы осуществляется только с верхней страховкой, которая обеспечивает быстроту и безопасность спуска, необходимых при прохокденим кам21 ! йе- и лавино опасных крутых ледовых склонов. Кроме того; после прохоидения слоиного маршрута резервы нервных и физических сил истощаются и по статистике на спуске происходит большее количество несчастных случаев,а наличие верхней страховки на опасных участках снимает нервные и физические напряжения, благодаря этому повышается безопасноть прохождения маршрута.