Антифрикционный материал

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

1. АНТИФРИКЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ содержащий матрицу из сплава на основе меди и наполнитель в виде шариков, отличающийся тем, что, с целью повышения износостойкости при работе с .агрессивными и абразивными средами, он дополнительно содержит дисульфид молибдена , а в качестве наполнителя - шарики базальта при следующем соотношении компонентов,вес.%: Дисульфид молибдена5-10 Шарики базальта 30-55 Сплав на основе меди Остальное 2. Материал поп.1, отличающийся тем, что шарики базальта выполнены диаметром, соиз- , меримым с размерами зерен сплава меди. §

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

00UHMH

РЕСПУБЛИК,SU„„1038374 А з @ С 22 С 1/10; F 16 С 33/12

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЙ

К ABTOPCHOhtIV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ГЮ ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 2968223/25-27 (22) 06.08.80 (46) 30.08.83. Бюл. 9. 32 (72) P.A. Бычков, С.З. Сапожников и Я.И; Шумов (71) Нраснодарский политехнический институт и Всесоюзный научно-исследовательский институт риса (53) 669.018.25(088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР

9 623397, кл. С 22 С 38/16, 1976 (прототип). (54) (57) 1. АНУИФРИКЦИОННЫИ МАТЕРИАЛ содержащий матрицу ив сплава на основе меди и наполнитель в виде шариков, отличающийся тем, что, с целью повышения износостойкости при работе с .агрессивнымн и абразивными средами, он дополнительно содержит дисульфид мслиб" дена, а в качестве наполнителя - шарики базальта ри следующем соотношении компонентов,:вес.Ъ:

Дисульфид молибдена 5-10

Шарики базальта 30- 55

Сплав на основе меди Остальное

2. Материал по п. 1, о т л и— ч а ю шийся тем, что шарики базальта выполнены диаметром, соиз-, меримям с размераьаю зерен сплава меди. Pg.

1038374

5-10

В исходную металлическую основу при постоянном перемешивании вводят порошок дисульфида молибдена и базальтовые микрошарики. Полученную смесь разливают в формы, где она затвердевает при температуре окружающей среды и атмосферном дав60

Изобретение относится к машиностроению, в частности к антифрикцион ным материалам, применяемым во вкладышах подшипников скольжения, уплотнениях и т.п., и может быть использовано в судостроении, дорожно-строительных машинах, в сельскохозяйственном машиностроении, а также в устройствах, работающих в агрессивных средах в условиях высокого абразивного износа. 1О

Известен антифрикционный материал P1), содержащий медь или сплав на основе меди и наполнитель, при этом в качестве наполнителя взята чугунная дрббь при следующем соотношении компонентов, вес.Ъ:

Чугунная дробь 55-75

Сплав меди 45-25

Известный антифрикционный материал обладает недостаточной износостойкостью при работе с агрессивными и абразивными средами.

Цель изобретения « повышение износостойкости материала при работе с агрессивными и абразивными средаПоставленная цель достигается тем, что антифрикционный материал, содержащий матрицу из сплава на оснбве меди и наполнитель в виде шариков, дополнительно содержит дисуль- 30. фид молибдена, а в качестве.наполнителя — шарики базальта при следующем соотношении компонентов, вес.В:

Ди сул ьфид моли бде н а 35

Шарики базальта 30-55

Сплав на основе меди Остальное

При этом шаРики базальта выпол- 4О иены диаметром, соизмеримым с размерами зерен сплава меди.

Базальт, входящий в состав антифрикционного материала, является сравнительно дешевым износостойким (особенно в агрессивной и абразивной средах) минералом.. Частицы базальта, имеющие шаровидную форму с диаметром соизмеримым с размерами зерен сплава меди, обладая высокой прочностью, не являются концентраторами напря- 50 жейий в данном антифрикционном материале.

Пример. Для испытания данного материала готовят три расплава, точка ликвидус которых лежит ниже 55 точки солидус базальта (1400-1500OC), Составы расплавов представлены в табл. 1. ленин. Отливки подвергают последующей механической обработке для получения готовых. иэделий.

В табл. 2 приведены результаты испытаний антифрикционных материалов

Полученный антифрикционный материал на металлической основе иэ, цветных металлов наиболее целесообразно испольэовать в условиях агрессивных или абразивных сред, в частности, в судостроении, химическом, нефтяном,-сельскохозяйственном машиностроении и других отраслях техники.

Преимуществами предлагаемого материала являются невысокая стоимость базальтовых микрошариков, использование которых позволяет экономить деФицитную бронзу, относительная про стота технологии изготовления, улучшенные физико-механические свойстh8 °

Та блица1

Содержание, вес.% компоненты плав

Металлическая основа (Бр. ОФ-10-0,5) 60,0

Дисульфид молибдена

5,0

Базальтовые микрошарики диаметром 20-100 мкм

35,0

Металлическая основа (БР. ОС 10-6 )

50 дисульфид мо- либдена

7,5

Базальтовые микрошарики диаметром

20-100 мкм

42,5

Металлическая основа (Бр. ОС 10-6) 40

Ди сул ь фид молибдена

10,0

Базальтовые микрошарики диаметром

10-100 мкм

50,0

1038374

Та.блица 2

Расплав

3,6

О, 15

1 3,4

2 . 2,1

0,16

3,9

0,17

4,0

3 1,6

Составитель Н. Галкина

Редактор H. Кешеля Техред К.Мыцьо Корректор В. Бутяга

Заказ 6147/27 Тираж 627 .. Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий .

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Скорость износа после приработки, г/ч .10 I

Период обра-. ботки, ч

Установившееся значениекоэффициента трения после приработки