Лопастной насос

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ЛОПАСТНОЙ НАСОС, содержащий корпус и размещенное в нем рабочее колесо с валом, установленным в подшипнике , опирающемся на подпятник, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности , корпус снабжен хвостовиком, расположенным с осевым зазором относительно торца вала, равным допустнмому смещению последиего от номинального положения , причем между корпусом н подпятником установлена прокладка, выпол ненная из материала, обладающего памятью формы. (Л 00 00 Ot OD СИ

,SU„„1038585

y(58 F 04 0 1 00; F 04 D 29/04

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

ГОСУДМ СТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

FIO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ

Н ASVENKHOMV СЕИДатеаатву (21) 3357499/25-06 (22) 25.11.81 (46} 30.06.83. Бюл. ¹ 32

f72} А.А. Лященко, И.М. Гольдман и Д;И. Вербицкий (71) Специальное конструкторско-технологическое бюро герметичных и скважинных насосов (56) 1. Авторское свидетельство СССР

¹ 255777, кл. F 04 0 29/20, 1960(54) (57) ЛОПАСТНОЙ НАСОС, содержащий корпус и размещенное в нем рабочее колесо с валом, установленным в подшипнике, опирающемся на поднятннк, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности, корпус снабжен хвостовиком, расположенным с осевым зазором относительно торца вала, равным допустимому смещению последнего от номинального положения, нрнчем между корпусом н подпятннком установлена прокладка, выполненная из материала, обладающего памятью формы.

1038585

Изобретение относится к гидромашиностроению и может быть использовано в лопастных насосах.

Известен лопастный насос, содержащий корпус и размещенное в нем рабочее колесо с валом, установленным в подшипнике, опирающемся на подпятник (! j.

Недостатком известного насоса являетс» его низкая надежность. Эт.. вызвано тем, что в процессе работы осевой подшипник и подпятник изнашиваются, так как подшипник вращается вместе с валом, а подпятник неподвижен, и они трутся друг о друга. При этом вал проседает, рабочее колесо смещается относительно своего номинального положения, минимальный зазор между торцами лопастей и корпусом уменьшается, и появляется опасность затирания рабочего колеса о корпус, что может привести к поломке насоса.

Цель изобретения — повышение надежности.

Указанная цель достигается тем, что в лопастном насосе, содержащем корпус. и размещенное в нем рабочее колесо с валом, установленным в подшипнике, опираюгцемся на подпятник, корпус снабжен хвостовиком, расположенным с осевым зазором относительно торца вала, равным допустимому смещению последнего от номинального положения, причем между корпусом и подпятником установлена прокладка, выполненная из материала, обладающего памятью формы.

На фиг. I изображен насос с узлом подшипника в исходном положении, общий вид;на фиг. 2 — узел подшипника в момент первого соприкосновения торцов вала и хвостовика; на фиг. 3 — узел подшипника после того, как прокладка увеличила свою толщину в первый раз; на фиг. 4 узел подшипника в. момент второго соприкосновения торцов вала и хвостовика; на фиг. 5 — узел подшипника после того, как прокладка увеличила свою толщину во второй раз; на фиг. 6 — характеристика изменения толщины прокладки в зависимости от температуры.

Устройство содержит корпус 1 и размещенное в нем рабочее колесо 2 с валом

3, установленным в подшипнике 4, опирающемся на подпятник 5, причем корпус 1 снабжен хвостовиком 6, расположенным с осевым зазором 6 относительно торца 7 вала 3, равным допустимому смещению последнего от номинального положения, причем между корпусом 1 и подпятником 5 установлена прокладка 8, выполненная из материала, обладающего памятью формы.

Насос работает следующим образом.

Вал 3 вместе с рабочим колесом 2 выставляют в номинальное положение колег са 2 и корпуса 1. Между торцом 7 вала

3 и хвостовиком 6 выставляют зазоро, равный допустимому смещению вала 3 от своего номинального положения. В процессе работы в результате взаимного трения подшипника 4 о подпятник 5, последние изнашиваются. При этом вал 3 вместе с колесом 2 и подшипником 4 проседает вниз. Уменьшается эффект разгрузки колеса 2, нагрузка на осевой подшипник 4 увеличивается и, если бы вал сместился на величину, превышающую допустимую (задаваемую зазором о, то увеличение нагрузки на подшипник 4 привело бы к снижению ее долговечности и надежности, так как материал осевого подшип; ника 4 способен нормально работать лишь в определенном диапазоне нагрузок. Когда зазор д исчезает и торец 7 вала 3 входит в контакт с хвостовиком 6, при трении выделяется тепло. При этом хвостовик 6 и прикрепленная к нему прокладка 8 нагре20 ваются, и прокладка изменяет свою форму, увеличив свою толгцину благодаря свойству памяти формы материала прокладки 8.

Увеличение толщины прокладки вызывает подъем подпятника 5 и опирающегося HB него подшипником 4 вала 3 вместе с колесом 2 на величину. равную разности высот прокладки 8 после нагрева и до него. Рабочее колесо 2 перемещается в свое номинальное положение, эффект разгрузки восстанавливается, и осевая нагрузка»а 0 подшипник 4 уменьшается. Одновременно при подъеме вала 3 его торец также поднимается, вновь образуя исходный зазор д,и трение торца 7 вала 3 о хвостовик 6 прекращается. Хвостовик 6 и прокладка 8 при этом охлаждаются. Благодаря тому, з что характеристика (фиг. 6) материала с памятью формы необратимая (это достигается специальной термообработкой), то после охлаждения толщина прокладки не уменьшается до первоначальной, а остается равной толщине после ее нагрева. В даль40 нейшем аналогичный цикл повторяется: вал 3 по мере дальнейшего износа подшипника 4 снова начинает проседать и при уменьшении зазора д до нуля торец вала 3 и хвостовик 6 начинают тереться, выделяется

4S тепло. Трение продолжается до тех пор, пока прокладка не нагревается. Затем прокладка 8 вновь изменяет свою форму, ее толщина увеличивается, подпятник 5, подшипник 4 и вал 3 с колесом 2 вновь поднпмакутся вверх, и далее циклы повторяют50 сЯ.

Использование предлагаемого изобретения позволит повысить надежность и долговечность работы подшипников, что увеличивает ресурс работы предлагаемого насоса в целом и повыц ает экономичность его

5s обслуживания.

Фиг..б

Составитель Т. Куликова

Редактор Ю. Середа Техред И. Верес . Корректор А. Ференц

Заказ 6182/37 Тираж 665 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам Изобретений н открытий! l3035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4I5

Филиал ППП «Патент>, г. Ужгород, ул. Проектная, 4