Тренажер операторов систем управления

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ТРЕНАЖЕР ОПЕРАТОРОВ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ, содержащий пульт обучаемого , соедияемный с блоком управления , подключенным к логическому блоку , блоку регистрации вььюднения задания, олоку генерации Импульсов и блоку задания длительности сигнала , связанному с пультс м обучаемого , блоком управления, блокт генерации импульсов и блоком регистрации В1Ыполнения задания, о т л и ч а ю щи и с я тем, что, jc целью повышения эффективности тренажа, он имеет блок задания интервалов длительности импульсов, включающий в себя генератор импульсов, триггер, элемент И, элемент ИЛИ и делитель импульсов, приэтом выход генератора импульсов соединен с первым входом элемента И., второй вхрд которого соединен с выходом триггера, выход элемента И poewiHeH с входом делителя импульсов, выход которого подключен к первому входу элемента ИЛИ и первс 1У .входу триггера, второй вход которого подключен к синхровходу пульта обучаемого и второму входу элемента ИЛИ, соединенного выходом с управляющим входом блока генерации импульсов и синхровходом блока управления.

ССЮЭ СОВЕТСНИХ ,СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

PECflYSËÈК

09) (И) (д) С 09 В 9/00

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ : "„

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21 ) 3418161/18-12 (22) 06.04 ° 82 (46) 30.08.83. Бюл. 9 32 (72) Н.И.Кудряшов, А.К.Соколенко . и А.IO.Чижов (53 ) 681. 136. 51 (088. 8 ) (56) 1. Авторское свидетельство СССР по .заявке Р 3248521/18-12, . кл..С 09 В 9/00, 1981. . (54) (57) ТРЕНАЖЕР ОПЕРАТОРОВ СИСТЕМ

УПРАВЛЕНИЯ, содержащий пульт обучаемого, соединенный с блоком управления, подключенным к логическому блоку, блоку регистрации выполнения задания, блоку генерации импульсов и блоку задания длительности сигнала, связанному с пультом обучаемого, блоком управления, блоком генера ции импульсов и блоком регистрации выполнения задания, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью повышения эффективности тренажа, он имеет блок задания интервалов длительности импульсов, включающий в себя генератор импульсов, триггер, элемент И, элемент ИЛИ и делитель импульсов, при этом выход генератора импульсов соединен с первым входом элемента И., второй вход которого соединен с.выходом триггера, выход элемента И соединен с входом делителя импульсов, выход которого подключен к первому входу элемента ИЛИ и первому .входу триггера, второй вход которого подключен к синхровходу пульта обучаемого и второму входу элемента ИЛИ, соединенного выходом с управляющим входом блока генерации импульсов и синхровходом блока управления.

1038962

Изобретение относится к тренажерам операторов систем управления.

Известен тренажер операторов систем управления, содержащий пульт обучаемого, соединенный с блоком управления, подключенным к лбгическому блоку, блоку регистрации выполнения задания, блоку генерации импульсов и блоку задания длительности сигнала, связанному с пультом обучаемого, блоком управления, блоком 10 генерации импульсов и блоком регистрации выполнения задания (1) .

Недостаток известного тренажера невысокая эффективность тренажа. Цель изобретения — повышение эф- 5 фективности тренажа.

Поставленная цель достигается тем, что тренажер операторов систем управления, содержащий пульт обучаемого, соединенный с блоком управле- ния, подключенным к логическому блоку, блоку регистрации выполнения задания, блоку генерации импульсов и блоку задания длительности сигнала, связанному с пультом обучаемого, блоком управления, блоком генерации импульсов и блоком регистрации выполнения задания, имеет блок зада ния интервалов длительности импульсов, включающий в себя генератор импульсов, триггер, элемент И, 30 элемент ИЛИ, и делитель импульсов, при этом выход генератора импульсов соединен с первым входом элемента И, второй вход которого соединен с выходом триггера, выход элемента И З5 .соединен с входом делителя импульсов, выход которого подключен к первому входу элемента ИЛИ и первому входу .триггера, второй вход которого подключен к синхровыходу пульта 40 обучаемого и второму входу элемента

ИЛИ, соединенного выходом с управляюцим входом блока генерации импульсов и синхровходом блока управления.

На чеРтеже изображена функцио- . 45 нальная схема тренажера.

Тренажер операторов систем управ ления содержит пульт 1,обучаемого, связанный первым входом блока 2 задания интервалов длительности им- gp пульсов, а вторым выходом - с вторым входом блока 3 управления и первыми входами блока 4 задания длительности сигнала и блока 5 регистрации выполнения задания, блок 6 генерации импульсов, первый вход которого соединен с выходом блока 2 задания интервалов, соединенным так,же с первым входом блока 3 управления, и логический блок 7, выход которого подключен к третьему входу блока 3 управления, к второму входу блока б и к пятому входу блока 4 задания длительности сигналов, третий и четвертый входы которого соединены с выходами блока 2 управ- 65 ления, связанного с пультом 1 обучаемого, второй вход — с блоком б, первый выход - с вторым входом блока S регистрации и с первым входом логического блока 7, а второй выход — с вторым входом логического блока 7.

Пульт 1 обучаемого имеет кнопку

8 "Пуск", кнопку 9 "Ответ", индикатор 10,звучания первого. сигнала пары, индикатор 11 звучания второго сигнала этой же пары и звуковой раздражитель 12.

Блок 2 задания. интервалов длительности импульсов содержит триггер

13, генератор 14 импульсов, элемент

И 15, делитель 16 импульсов с изменяемым коэффициентом деления и элемент ИЛИ 17.

Блок 3 управления состоит из триггера 18 и триггера 19.

Блок 4 задания длительности сигналою содержит первый сдвигающий регистр 20, имеющий от одного до цвыходов, второй .сдвигающий регистр

21, имеющий от одного до и -1 выходов, и узел логических совпадений, состоящий из двухвходовых элементов И 22.

Логический блок 7 имеет элемент

ИЛИ 23 и многовходовой элемент

ИЛИ 24.

Тренажер работает следующим образом..

При включении питания в исходное положение ус>танавливаются триггеры

13,18,19 и сдвигающие регистры 20 и 21.

В соответствии с инструкцией испытуемый нажимает кнопку 8 "Пуск" на пульт 1 обучаемого. Импульс с выхода кнопки 8 поступает через элемент ИЛИ 17 блока 2 задания интервалов длительности импульсов на первый вход блока б и включает его, обеспечив подачу импульсов от блока

6 генерации импульсов на управляющий вход сдвигающего регистра 20.

Одновременно импульс с выхода элемента ИЛИ 17 поступает на счетный вход триггера 19 и на единичный вход триггера 18, переводя их в состояние, при котором на выходе триггеров

19, соединенном с индикатором 10 . звучания первого сигнала и с вторым входом элемента И 22, узла логичес-, ких совпадений 22, появится высокий потенциал. На выходе триггера 18 также появится высокий потенциал, обеспечивающий включение звукового раздражителя 12.

Испытуемому предъявляется первый звуковой сигнал, при этом горит индикатор 10, предупреждающий о подаче первого (контрольного) сигнала, и на вход элемента И 22 подан высокий потенциал. Через времй <, равное длительности первого сигнала, им1038962

55 ульс с первого выхода регистра первого) 20 поступает на первый, вход элемента И 22, с выхода которого проходит через элемент ИЛИ 23 логического блока 7 и, воздействуя на второй (управляющий)вход блока 6, отключает его, воздействуя на нулевой вход триггера 18, и перево-. дит его в нулевое состояние. Триггер

18 сформирует задний фронт импульса, определяющего длительность сигнала, 10 и прекратит предъявление сигнала звуковым раздражителем 12, а воздействуя на пятый вход регистра 20, установит его в исходное состояние.

Кроме того, импульс с выхода кноп-15 ки 8 пульта 1 обучаемого поступает на единичный вход триггера 13 блока

2 задания и переводит его в состояние, при котором на его выходе, соединенном с первым входбм элемента

И 15, появляется высокий потенциал, разрешающий прохождение импульсов через элемент И 15 с выхода генератора 14 импульсов в делитель 16..

Делитель 16 импульсов сформирует л импульс через время ст,равное интервалу между импульсами в паре, определяемое коэффициентом деления делителя 16, установленного перед началом работы по входу . С выхода делителя 16 импульс устанавливает

R5-триггер 13 в исходное состояние.

На выходе триггера 13 появляется низкий потенциал, который запрещает прохождение импульсов через элемент

И 15, 35

Одновременно импульс с выхода элемента ИЛИ 17 поступает на первый вход блока 6, определяя тем самым начало второго импульса, и включает его. Импульсы с его выхода посту- 40 лают на вход сдвигающего регистра

20. Кроме того, импульс с выхода элемента ИЛИ 17 поступает на счетный вход триггера 19, переводя его в состояние, при котором на .его 45 выходе, соединенном с индикатором

11 звучания второго сигнала и с управляющим входом сдвигающего регистра 21, появляется высокий потенциал. Йа выходе триггера 18 высокий потенциал обеспечивает включение звукового раздражителя 12. Высокий потенциал, приложенный к входу сдвигающего регистра 21, переводит его в первое состояние, и на его первом выходе появляется потенциал, который, поступая .на второй вход одного из элементов И 22 узда логических совпадений, открывает

его и обеспечивает прохождение импульсов с второго выхода сдвигаю- 60 щего регистра 20 через первый вход данного элемента И 22.

Через время 2 +dt, равное длительности второго сигнала данной пары, на втором выходе сдвигающе- 65 го регистра 20 появляется импульс, который поступает через открытый элемент И 22 на первый вход блока

5 регистрации, где будет зафиксирована h" (приращение длительности), на вхоп многовходсюого .элемента

ИЛИ 24, соединенного с элементом

ИЛИ 23. Импульс с выхода элемента

ИЛИ 23 включает блок 6, перебрасывает триггер 18, прекращает предъявление сигнала и устанавливает сдвигающий регистр 20 в исходное состояние.

Если испытуемый решит, что длительность первого и второго сигналов одинакова, то он переходит к прослушиванию второй пары сигналов нажатием кнопки 8, и процесс повторяется аналогично описанному выше. Длительность второго сигнала второй пары увеличивается еще на т.е. будет равна. + 2 7.

Если же испытуемый решит, что длительность первого и второго сигналов разная, он нажимает кнопку 9

"Ответ". Импульс с выхода кнопки

9 поступает на второй вход триггера

19 и -первый вход сдвигающего регистра 21, установив последние в исходном положении, и на первый вход .блока 5 регистрации, на табло которого высвечено значение длительности минимальной заметности, различенное испытуемым.

После снятия показаний тренажер готов к проведению испытаний очередного испытуемого.

Использование предлагаемого изобретения в устройствах для трени-, ровки и профессионального отбора опй" раторов систем управления и радиооператоров позволяет повысить точность отбора за счет определения дифференциального порога слухового восприятия и исключения влияния процессов забывания при измерении ,дифференциальной .чувствительности.

Это достигается предъявлением ис! пытуемому пары сигналов, причем длительность одного сигнала отли.чается от длительности другого сиг.нала на Ь а, которое является фиксированным интервалом, изменяемым ступенчато (малыми приращениями) °

Более точное определение дифференциального порога слухового восприятия дает возможность при профессиональном отборе операторов систем управления формировать группы с примерно одинаковыми параметрами дифференциального порога чувствительности, определять и применять оптимальные темп и тональность предъявления звуковой информации при их обучении (тренировках), что сокра5

1038962

Составитель С.алексанов

Редактор И. Ковальчук Техрад Т.Маточка Корректор С.Шекмар

Тираж 488 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Заказ 6234/56

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4 щает время на подготовку операторов и обеспечивает максимальную производительность системы человек-маши-. на-среда при возможно меньшем психическом напряжении операторов, эксплуатирующих эту систему.

Использование изобретения повышает эффективность тренажа .