Устройство для определения координат асинхронного двигателя в регулируемом электроприводе
Иллюстрации
Показать всеРеферат
1. УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КООРДИНАТ АСИНХРОННОГО ДВИГАТЕЛЯ, Б РЕГУЛИРУЕМОМ ЭЛЕКТРОПРИВОДЕ, содержащее датчики фазных токов статора, подключенные к блоку преобразования; токов, два выхода которого соединены с первыми двумя входами блока вычисления составляющих вектора потокосцепления ротора,и датчики фазных напря-, женин статора, подключенные к блоку преобразования напряжений, о т л и- :л а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения точности в статических и диг намических режимах работы, введены два элемента сравнения, два релейных ; - элемента, блок вычисления составляющих вектора тока статора и логичесjкий блок, первый вход которого через Ч. ;последовательно соединенные первый : реле1йный элемент и первый элемент .. . сравнения подключен к одному из выходов блока преобразования токов, второй вход через последовательно соединённые второй релейный элемент и второй элемент сравнения - к другому выходу блока преобразования токов, третий и четвертый входы соединены с выходами блока вычисления составляющих вектора потокосцепления ротрра, а выходы логического блока подключены к дополнительным входам блока вычисления составляющих вектора потокосцепления ротора и к первой паре бходов блока вычисления составляющих вектора тока статора, вторая пара входов которого подключена к выходам блока вычисления составляющих вектора потокосцепления ротора, третья пара входов - к выходам блока преобразования напряжений, а каждый из выходов - к второму входу соответствующего элемента сравнения 2, Устройство по п. 1, ® т л и чающееся тем, что логический блок содержит два релейных элемента, дв,а сумматора и распределитель им:пульсных сигналов, первый и.второй ОР входы которого образуют соответственсо но первый и второй входы логического блока, третий вход подключен через первый релейный элемент к выходу первого сумматора, четвертый вход через .второй релейный элемент - к вьЬсоду .второго сумматора, при этом первые и вторые входы сумматоров попарно объединены и образуют соответственно третий и четвертый входы логического блока, выходы Которого являются-выходами распределителя импульсных сигналов . . .
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
hNllllOI
РЕСПУБЛИК
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н ASTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ЙВУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
OO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОЧНРЫТИЙ (21) 3390729/24-07 (22) 29 ° 01.82 (46) 30.08.83. Бюл. М 32 (72) В.И.Уткин, Д.В.Изосимов, Н.Л.Архангельский, С.А.Анисимов, С.К.Лебедев, Б.С.Курнышев, С.А.Казарин, Э;Ф.Шадрин и-Л.Н.Коноплев (71) Ивановский ордена Знак Почета энергетический институт им. В.И.Ленина и ордена Ленина Институт проблем управления (53) 621 ° 316.7(088.8) (56) 1. Вродовский В.Н..й др. Асинхронные приводы с чгстотнотоковым уп" равлением, Известия АН СССР, Энер.гетика и транспорт", 1974, 9 2.
2 ° Патент Швейцарии 9 472146 кл, Н 02 P 5/40, 1969. (54)(57) 1. УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КООРДИНАТ АСИНХРОННОГО ДВИГАТЕЛЯ, В РЕГУЛИРУЕМОМ ЭЛЕКТРОПРИВОДЕ, содержащее датчики фазних токов статора, подключенные к блоку преобразования
° токов, два выхода которого соединены с первыми двумя входами блока вычисления составляющих вектора потокосценления ротора, и датчики фазных напря- .. жения сТатора, подключенные к блоку преобразования напряжений, о т л и" . М а ю щ е е с я тем, что, с целью по- вышения точности в статических и ди» намических режимах работы, введены два элемента сравнения, два релейных;
-элемента, блок вычисления составляющих вектора тока статора и логичес, кий блок, первый вход которого через последовательно соединенные первый ,релейный элемент и первый элемент
„.SU„„1039011
3(Я) Н 02 Р 5 40ó Н 02 P 5/34, сравнения подключен к одному из выходов блока преобразования токов, второй вход через последовательно соединенные второй релейный элемент и второй элемент сравнения - к другому выходу блока преобразования токов, третий и четвертый входы соединены с выходами блока вычисления составляющих вектора потокосцепления ротора, а выходы логического блока подключены к дополнительным входам блока вычисления составляющих вектора потокосцепления ротора и к первой паре входов блока вычисления составляющих вектора тока статора, вторая пара входов которого подключена к выходам блока вычисления составляющих векто- Е ,ра потокосцепления ротора, третья пара входов - к выходам блока преобразования напряжений, а каждый из выходов " к второму входу соответствую- ( щего элемента сравнения.
2. Устройство по п. 1, о т л и - Я ч а ю щ е е е я тем, что логический блок содержит два релейных элемента, два сумматора и распределитель им. пульсных сигналов, первый и.второй входы которого образуют соответственно первый и второй входы логического блока, третий вход подключен через первый репейный элемент к выходу первого сумматора, четвертый вход через второй релейный элемент — к выходу 1ив4 .второго сумматора, при этом первые и вторые входы сумматоров попарно объе.- . динены и образуют соответственно третий и четвертый входы логического блока, выходы которого являются. выхо- р дами распределителя импульсных.сигналов .
103901).
Изобретение относится к электро= технике и может быть использовано в регулируемом асинхронном электроприводе общепромышленного назначения.
Известно устройство для определе, ния одной из координат асинхронного двигателя — скорости вращения, содержащее электромеханический датчик, установленный на валу двигателя.
Известны также устройства для определения координат асинхронного дви- 10 гателя — составлякщих векторе потокосцепления ротора, содержащие датчики магнитного потока - датчики Холла) и датчики ЭДС в виде измерительных обмоток (1). 15
Недостатком известных устройств является конструктивная сложность|
Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности являеТся уст" 2О ройство для определения координат аоинхронного двигателя в регулируемом электроприводе, содержащее датчи- ки фазных токов статора, подключенные через блок преобразования токов . 25 к входам блока вычисления составляю щих вектора потокосцепления ротора, и датчики фазных напряжений, подклю-. ченные к блоку преобразования напря.жений ° (2).
Недостатком являетая то, что дан-, ЗО ное устройство не содержит электромеханического датчика скорости, датчиков потока и ЭДС, усложняющих конструкцию. Кроме того, недостатком является то, что определение коорди" З5 нат асинхронного двигателя - скорости вращения и составляющих вектора потокосцепления ротора производится здесь по информации о фаэных токах и напряжениях в разомкнутом контуре, 4() и это не позволяет получить высокую точность, особенно в динамических ре жимах.
Цель изобретения - повышение точности определения .координат асинхрон-4 ного двигателя в статических и динамических режимах работы.
Указанная цель достигается тем, что s устройство для определения координат асинхронного двигателя в ре- " гулируемом электроприводе, содержащее датчики фазных токов статора, подключенные к блоку преобразования токов, два выхода которого соединены с первыми двумя входами блока вы числения составлякицих вектора потоко-55 сцепления ротора, и датчики фазных напряжений статора, подключенные к блоку преобразования напряжений, введены два элемента сравнения, два релейных элемента, блок вычисления 60 составляющих вектора тока статора и .логический блок, первый вход которого через последовательно,.соединенные первый релейный элемент и,первый элемент сравнения подключен к одному из выходов блока преобразования токов, второй вход через последовательно соединенные второй релейный элемент и второй элемент сравнения — к другому выходу блока преобразования
1 токов, третий и четвертый входы соединены с выходами блока вычисления составляющих вектора потокосцепления ротора, а выходы логического блока подключены к дополнительным входам блока вычисления составлянщих вектора потокосцепления ротора и к первой паре входов блока вычисления состаэ-. ляющих вектора тока статора, вторая пара входов которого подключена к выходам блока вычисления составляю- щих вектора потокосцепления ротора, третья пара входов - к выходам блока преобразсвания напряжений, а каждый из выходов " к второму входу соответ" ствующего элемента сравнения.
Кроме того, логический блок содержит два релейных элемента, два сумма гора и распределитель импульснЫх сигналов, первый и второй входы которого образуют соответственно первый и второй входы логического блока, третий вход подключен через первый релейный элемент к выходу первого сумматора, четвертый вход через второй релейный элемент - к выходу второго сумматора, при этом первые и вторые входы сумматоров попарно,объеди" иены и образуют соответственно третий и четвертый входы логического блока, выходы которого являются выходами распределителя импульсных сигналов .
На фиг. 1 представлена структурная схема предлагаемого устройства; на фиг. 2 — структурная схема блока
,вычисления составлякицих вектора то ка статорау на фиг. 3 - структурная схема блока вычисления составляющих вектора потокосцецления ротора ° на фиг. 4 - структурная схема логическоГо блока; на фиг. 5 - диаграмма ра" боты логического блока.
Устройство для определения координат асинхронного двигателя в регулируемом элвктроприводе содержит датчи-, ки 1(фиг.. 1) фазных токов статора, подключенные к блоку 2 преобразования токов два выхода которого соединены с первыми двумя входами блока 3 вычисления составлякщих вектора потокосцеплення ротора.
Устройство содержит также датчики
4 фазных:напряжений статора, подключеиные-к блоку 5 преобразования на,пряжений. Датчики 2 фазных токов и датчики 4 фазных напряжений включены в цепь статора асинхронного двигате. ля 4..
Кроме того, устройстэо содержит также два элемента 7 и 8 сравнения дэа релейных элемента 9 и 10, блок
ll вычисления составлякщих вектора дока статора и логический блок 12,,1039011
3 первый вход которого через последовательно соединенные релейный элемент
9 и элемент 7 сравнения подключен к одному из входов блока 2 преобразования токов, второй вход логического блока 12 через последовательно сое» диненнме релейный элемент 10 и эле мент 8 сравнения подключен к другому выходу блока 2 преобразования токов.
Третий к четвертый входы логического блока 12 соединены с выходами блока
3 вычисления составляющих вектора потокосцепления ротора. Выходы логического блока 12 подключены g дополнительным входам блока 3 вычисления составлякщих вектора потокосцепления 15 ротора и к первой паре входов блоха
11 вычисления составляющих вектора тока статора, вторая пара входов ко. торого подключена к выходам блока 3 .. вычисления составлякщих-вектора 0020-у0 косцеплення ротора, третья пара вхо-: дов - к выходам блока 5 преобразова.ния напряжений, а каждый из выходов к второму входу ооответствукицего экие: мента 7 и 8 сравнения.
Блок ° 11 вычисления составлякщкх вектора тока статора содержит уьщо» жители 13 — 16 (фкг. 2), сумматоры ,17 к 18, масштабные элементы 19-22 . и апериодичвские звенья 23 и 24. Пер-. вые входы умножителей 13 - .16 соединены попарно между собой и образуют, первую пару входов блока 11 вычисления ссставлякщих вектора тока стато- ра. Вторые-входы умножителей 15, 14и 13, 16 соединены попарно меяду со. З бой и образуют вторую пару входов блока 11 вычисления, составляющих век-. тора тока статора. Выходы умножителей 13 и 15 соединены с входами сумматора 17, к которому подключены так 40 же вторые входы умножнтвлвй .15 и 24;, через масштабнык элемент 19. Выходы умножителей 14 и 16.ñîåäèíàíû с входамк сумматора 18, к которому под« нлючены также вторые в"-,ъды умножите-.45 ,лей 13 и 16 через масштабный элемент, 20. Третью пару входов блока ll вы- .. числения вектора тока статора образуют входы масштабных элементов 21 и
22 выходы .которых подключены к сум- . О маторам 17 и 18 соответственно. Выходы сумматоров 17 и 18 соединены с входами апериодических звеньев 23 и-:
24 соответственно, выходы которых. образуют выходы блока ll вычисления составляющих вектора тока статора. входы умножителей 25, 26 и 27, 28 соединены попарно между собой и образуют дополнительные входы блока 3 вычисления составлякщих вектора потокосцеплвния;ротора. Выход умножителя
25 соединен с входами сумматоров 29 и 31, выход умножителя 26 - с входами сумматоров 30 и 32, выход умножителя 27 - с вторым входом сумматора
31, выход умножитвля 28 — с вторым входом сумматора 32. Выходы сумматоров 29 и 30 подключены к вторым входам умножителей 27 и 28 соответственно, выходы сумматоров 31 и 32 " к входам апериодических звеньев 37 и
38 соответственно. Выходы масштабных элементов 35 и 36 подключены к третьим входам сумматоров 31 и 32 соответственно, а-выходы масштабных элементов 33 и 34 - к третьим входам сумма-. торов 29 и 30 соответственно. Выход апериодкческого звена.соединен с вхо" дом масштабного элемента 33 и вторым входом умножнтеля 26, а выход аперио-. дического.звена 38 — с входом масштабного элемента 34 и вторым входом ум" ножителя 25. Выходы апериодических звеньев 37 и 38 образуют выходы бло.ка 3 вычисления составляющих векто ра тока статора., Логический блок 12 содержит два релейных элемента 39 и 40 (фиг.4), два сумматора 4.1 н 42 и распределитель 43 импульсных сигналов, первый н второй входы которого образуют соответственно первый и второй входы логического блока 12, третий вход подключен через первый релейный элемент 39 к выходу первого сумматора
41, а четвертый вход через второй релейный элемент 40 — к выходу второго сумматора 42. Первые и вторые нходы сумматоров 41 и 42 попарно объединены и образуют соответственно.третий н четвертый входы логического блока
12, выходы которого являются выходами распределителя 43 импульсных сигналов.
Устройство работает следующим образом.
Блоки -2 преобразования токов и блок 5 преобразования напряжений осуществляют преобразование фазных токов и напряжений соответственно в. составляющие обобщенных векторов тока 1, I> и напряжения U, Up статс. ра в декартовой системе координат с, Р нвп6движной относительно статора асинхронного двигателя.
Блок 3 вычисления составляющих вектора потокосцеплеккя ротора содер-. жит умножители 25 - 28 (фиг. 3), сулю" .маторы 29-32 масштабные элементы 60
„33 - 36 и апериодические звенья 37 и 38. Входы масштабных элементов.
35 и 36 образуют первые входы блока Э вычисления составляющих вектора йотокосцепления ротора, Первые устройство представляет собой замкнутый контур регулирования в ко- . тором задающей ввличиной является вектор тока статора, представляемый в вотще проекций на неподвижные оси
Ц,, f3, в блоке 11 вычисления составляю" щих вектора тока статора осуществля1039011 ется решение следукщей системы уравнений статорной цепи асинхронного двигателя а „а я
Р Р 12 Р— и+ 4I» + - 5
О(1 2 R+ 12 6L„Sat
s и S, R —,42У @,,У- Р R 1 2 Р и, я„,» а, и б
s и 5 R
Ф Ф проекции вычисленного
5Р обобщенного вектора тока статора; 20
У,Ч - проекции вычисленного вектора потокосцепле-, нияу
U+, U - проекции обобщенного вектора напряжения 25 статора
lR — индуктивность статора, R R, 6 индуктивность цепи намагничивания, приведенная индуктивность 30 ротора, активное со-. противление ротора, коэффициент рассеяния!
Я - скорость вращения асинхронного двигате ля у
- фиктивная переменная.
В блоке 3 вычисления составляющих вектора потокосцепления ротора осуществляется решение системы дифференциальных уравнений роторной цепи 40 асинхронного двигателя относительно проекций вектора потокосцепления ротора на оси@,р, 4QaC а + RR1 д " + 45
Н . КЫ 1,„ж Rp а + (. йо К
Д » R 1 . 50 Р Ф() щ я
% R гл
dt 1, RP 1. 9 R +
Иа яр йы
Величины Я, с, модулированные во; времени, на выходе логического блока
12 выполняют роль управлякщих возцействий в контуре регулирования.
Среднее значение Я определяет, 60 частоту вращения вала двигателя. Величина > введена для исключения неопределенностей, появлякщихся при перемножении Я и составлякщих потокосцепления ротора. Причем в установившемся режиме работы устройства, когда его свободное движение закончено, среднее значение и равно нулю.
Иными словами, величины Я, и создают такой BBKTQp .управления движением устройства, чтобы слежение за вектором тока статора осуществлялось во всех режимах работы реального двигателя.
Составлякщие тока «статора Хб, полученные в блоке 2 преобразования токов, и составлякщие IS+, Ig, вычисленные в блоке ll, сравниваются с помощью элементов 7 и 8 сравнения.
Результаты сравнения воздействуют на .релейные элементы 9 и 10 с выхода ке» торых получают импульсные сигналы, определяющие. знак рассогласования.
Указанные импульсные сигналы распре,целяют в логическом блоке 12 на вы ходы, на которых сигналы 5?,р устанавливаются в зависимости от положения вектора потокосцепления ротора на \ плоскости o(. таким образом, чтобы знаки ошибок производных составляющих статора всегда были отри" цательны, т.е. чтобы в каждом канале обратная связь была бы отрицательной в любой момент времени.
Алгоритм распределения сигналов определяют, исходя из того, что сигналы управления Я,ра изменяются с частотой много большей, чем напряжение и ток асинхронного двигателя.
Практически выбрав частоту переключений Я, р- на уровне 50 кГц - 100 .кГц, это условие можно выполнять для любо
ro современного регулируемого электропривода. Кроме этого, высокая частота переключений .обеспечивает малое свободное время движения системы.
Производные ошибок по времени можно представить в вйде, аб Э, а, а Э,"„
1, щ a35JK ВВ- I, ° аа ж: Ю б aR R
„, % а где С и D - члены уравнений с медлен- но менякщимися величийами. С учетом тОРОр что I Rg= )9JA358 jVя = )9! 5jn 9 и заменив
1 1Е .
>SR получим дбЭ
= С+ icos 9 р-Esin 8Q
М вЂ” =2+6 sir д к+ЕсозОЯ
1039011
= щ+Ч QS„< Ч,,&5аЬ(4S ÜÑ+ ð&SÌ,„8ËdÝ & ЧУ+Чр Ж-ЧФ .С SVdii4I344K ЧЬЯ ЬЭР
45 " 5лЭ 45
Я=5Ч,,(+Ч, &5щЧ, 45й „„4 5Ч,(+Ч 45Ч,1+Ч чздэ14 5,„ф5дЭ 4 5„Ц Ч 43ЩЧг(454 (,, I которые реализует логический распре- ронного двигателя блока вычисления .делитель 43 логического блока 12 с составляющих вектора тока статора, помощью стандартных логических эле- 3() элементов сравнения, релейных элеменментов тов и логического блока, с помощью
Замкнутая система регулирования которых образуется замкнутый контур составляющих вектора статора, реалы- регулирования составлякщих вектора эованная в устройстве, позволяет тока статора, позволяет обеспечить обеспечить высокую точность определе-35 определение скорости вращения и сос. ния таких координат асинхронного дви" тавлянхцнх потокосцепления ротора, негателя каи скорость вращения Я и обходимых в системе регулирования составляющие вектора потокосцепления асинхронным электроприводом, с
Ротора Ч,, Ч @. более высокой точностью
Таки обРазом введение в устрой- сравнению с известным устройФ
«40 ство для определения координат асинх- ством.
Поскольку система координат неподвижная, а вектор потокосцеплення ротора вращается, то меняется и угол 8, т.е. меняются и коэффициенты при сигналах управления S2, р, как по величине, так и по знаку.
Для обеспечения условий скользящего режима (слежения) выделяют 4
:,квадранта (фиг. 5) . В первом ква ран-!
recos6)sln8,cos8) 0. Поэтому для того, чтобы связи .были отрицательными, уп- 10 равляющим сигналам присваивают значе.ния /=Mian Ы9,,Я= sill d3gy. Во ВтоРом квадранте sin 8>cps 8, Фпд>0, поэтому,са =
=- Sign 439@, %=Sign Ь 35, . РассУждая аналогично, получают для третье- )5.8 го квадранта/я.=зкрьэ,@=s nd3, для четвертого pa,=sicp d39, Я=-siped, Квадранты вьщеляют по определенным знакам разности и суммы составляющих вектора потокосцепления ротора.
Обозначив через щ.gp (» gg+ „ ) 4ы-vp "< (еж "ap)
S = sign 135» ; S =si nd3 и . управлякщие воздействия Я, м. форми- . руют по следующим логическим функци,ям:
1039011
@ ly zjg фиа 5
ВНИИПИ Заказ 6240/59 Тираж 687 Подписное ю
Филиал ППП "Патент", r. Уагород, ул. Проектная,4