Способ получения деталей из высокохромистых чугунов
Иллюстрации
Показать всеРеферат
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ДЕТАЛЕЙ ИЗ ВЫСОКОХРОМИСТЫХ ЧУГУНОВ с карбида ми и мартенситной структурой металлической основы, включающий заливку в литейную форму легированного чугуна и последующее охлаждение до полного затвердевания, о тличающийся тем, что, с целью повыше ния ударно-абразивной стойкости и механических свойств деТсшей без проведения термической обработки, охлгикдение залитого чугуна осуществляют со скоростью 1501000 С/С . (Л
СОЮЗ GOBETCHHX
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИН
Э(5П В 22 D 27/04
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н ABTOPCHOIVIY СВИДЕТЕЛЬСТВУ (2 1) 3378311/22-02 (22) 05.01.82
1 . (46) 07.09. 83. Бюл. 9 33 (72) О.N. Романов, Е.В. Рожкова, Л.М. Романов и Л.Я. Козлов (7l) Всесоюзный научно-исследовательский и проектно-технологический институт угольного машиностроения и
Московский ордена Октябрьской Революции и ордена Трудового Красного
Знамени институт стали и сплавов (53) 621.746 ° 58(088.8) (56) 1. Бунин К.П. и др. Основы металлографии чугуна. М., Металлургия, 1969, с. 415.
2. Авторское свидетельство СССР
Р 348294, кл. В 22 D 27/04, 1971, 3. Гарбер М.E. Отливки из белыи износостойких чугунов. М., Машиностроение, 1972, с. 112...SU„„ А (54) (57) СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ДЕТАЛЕЙ
ИЗ ВЫСОКОХРОМИСТЫХ ЧУГУНОВ с карбида ми Cr C> и мартенситной структурой металлической основы, включающий заливку в литейную форму легированного чугуна и последующее охлаждение до полного затвердевания,.о тл и ч а ю шийся тем, что, с целью повышения ударно-абразивной стойкости и механических свойств деталей без проведения термической обработки, охлаждение залитого чугуна осуществляют со скоростью 1501000 С/с.
1.039644
Изобретение относится к металлургии, в частности к разработке cnocoeon получения отливок нз иэносостойких чугунов с .высокими механическими свойствами.
В ряде агрегатов, предназначенных для подачи и переработки минерального сырья, отдельные узлы и детали подвергаются абразивному износу, сопровождаемому значительными ударами (зубья и ковши экскаваторов, шаровые мельницы и т.д.).
Известны высокохромистые чугуны, которые обладают высокой стойкостью к абразивному износу, благодаря наличию в структуре большого количест- 15 ва карбидов хрома. Карбидная фаза в хромистых чугунах в продольных разрезах эвтектических колоний представлена пучком ответвлений от базового стержня, а в поперечных имеет форму либо розетки, либо многочисленных полнэдров jl) .
Это приводит к охрупчиванию материала и снижению ударной вязкости и ударно-абразивной стойкости. Ударная вязкость этих сплавов обычно составляет 0,5-0,8 кгм/см, а ударно-абра2 эивная стойкость при больших углах атаки (80-9-0 ) равна или. ниже, чем о у стали 110Г1ЛЗ, и в 20 раэ меньше, чем у сплава ВК-15.
При .заливке высокохромистых чугунов в стальной кокиль скорость охлаждения, по сравнению с заливкой в песчано-глинистую форму, растет от 1,05 до 32 C/ìèí. Это приводит к измельчению карбидной фазы, но морфология ее не меняется.
В этих условиях успевают образоваться крупные включения карбидов . (преимущественно CrTC ), приводящие 40 к охрупчиванию отливки и снижению ее механических свойств. Структура металлической основы представляет собой аустенит (НЗ -500 кгс/мм ) и перлит (Н о -350 кгс/мм ) . 45
Известен способ повышения механических свойств модифицированных чугунов за счет охлаждения отливок в интервале кристаллизации от 1 до
14 С/с (2).
Однако эти скорости применительно
50 к белым хромистым чугунам не приводят к значительному повышению механических свойств.
Наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому результату является способ, заклю чающийся в расплавлении шихты, легировании, заливке в стальную форму и охлаждении расплавленного чугуна в форме (скорость 35 C/ìèí) до пол- 60 ного затвердевания (31 .
Однако укаэанный способ не позволяет изменять морфологию карбидов.
Целью изобретения -является повышение ударно-абразивной стойкости и. g5 механических свойств деталей иэ высокохромистых чугунов беэ применения термической обработки.
Поставленная цель достигается тем, что согласно способу получения деталей иэ высокохромистых чугунов с карбидами Cr> С и мартенситной структурой металлической основы, включающему заливку в литейную форму легированного чугуна и последующее охлаждение расплава чугуна в форме до полного затвердевания, расплав охлаждают со скоростью 150-1000 С/с.
При использовании в шихте углеродистого феррохрома или отходов высокохромистого чугуна расплав перед охлаждением разогревают до 15501700 С, выдерживают в течение 10о
15 мин и заливают в форму.
При охлаждении жидкого высокохромистого чугуна со скоростью менее
150 С/с компактные карбиды Cr3Cg о превращаются в соединения Cr7C ., которые успевают в процессе эатвердевания заметно увеличить размеры и образовать крупные включения разветвленной формы в аустенитно-перлитной основе. В результате этого происходит охрупчивание отливок и снижение их механических свойств.
Проведение дополнительной термической обработки (закалки), с целью получения мартенситной структуры основы, не приводит к существенному увеличению служебных характеристик.
Охлаждение расплавленного высоко-. хромистого чугуна со скоростью 1501000 С/с позволяет подавить реакцию превращения карбидов Cr9C .в Cr C3 и образование больших карбидных включений. Одновременно с этим происходит резкое уменьшение интервала кристаллизации (практически до нуля), благодаря чему высокохромистые чугуны независимо от состава имеют структуру, близкую к эвтектической, состоящую иэ искаженного мартенсита и впервые полученных в .сплавах данного состава равномерно распределенных мелкодисперсных карбидов Cr C . Это обеспечивает наилучшую ударно-абразивную стойкость.
Способ обеспечивает получение мартенситной основы без дополнительной термической обработки.
Охлаждение расплава в форме со скоростью свыше 1000 С/с приводит к полному подавлению реакции образования карбидов в жидком состоянии, появлению аморфных фаэ.
Структура чугуна (1,6-2,2% углерода, 7-30% хрома) в литом состоянии представляет собой чистую )1 -фазу (аустенит). В процессе термической обработки в сплаве, полученном таким способом (Vz < 1000 C/с), по границам зерен аустенита выделяются;
1039644
4 карбиды Cr>C, что резко ухудшает пребывания расплава в форме до полсвойства чугунов. ного затвердевания, и следовательно, В тех случаях, когда легнрование происходит укрупнение карбидных хромом производят с помощью углеро-,включений и понижение уровня механидистого феррохрома нли отходов высо- . ческих свойств. Попадание в изложникохромистых чугунов, в расплав из з цу сильно перегретого металла вызышихты переходит большое количество вает подплавление .поверхностных слоев крупных карбидных включений. формы, приваривание отливки к стенРазогрев расплава высокохромис- ке изложницы. В результате этого того чугуна до температуры 1550о происходит разрушение кокиля и на1700 С обеспечивает, согласно термо-. 10 рушение геометрии отливки и однодинамике, смещение равновесия кар- временно замедление скорости охлажде. бида Cr7Cy в сторону более полного ния. превращения его в соединение Сг С, Кроме того, разогрев металла бокоторое в виде мелких частиц равно- лее 1700 С связан с дополнительными мерно распределяется по всему объему 5 затратами электроэнергии и увеличеметалла. кием продолжительности плавки и
Кроме того, повышение температуры быстрым изиашиванием;огнеупорной приводит к ускорению диффузионных . футеровки плавильных агрегатов. .процессов, протекающих при растворе-. Пример. Проводят обработку нии карбида Cr7C в жидком металле ® высокохромнстых чугунов, содержащих, Выдержка расплава в течение 5-15 мин Ъ хром 131 молибден 11 марганец 1,8; при температуре 1550-1700оС способ- .. кремний 0,6, .и имеющих .различные ствует полному превращению карбидов концентрации углерода от 2 до 4%.
Сг С g . Температура расплава перед заливкой
При температурах ниже 1550 С в . в медный кокиль 1600 С, время выжидком металле диффузионные процессы . держки 10 мин. Отливки имеют форму растворения карбидов протекают мед- прямоугольных пластин 120х30х20 мм. ленно, что требует значительного Охлаждение расплава в форме до затвремени выдержки, увеличивает расход вердевания осуществляют со скоростью электроэнергии и резко снижает произ- . 500-700 С/с. водительность плавильных агрегатов. .З Сравнительная характеристика
Температуры заливки свыше 1700 С .свойств деталей, полученных по предявляются нецелесообразными, посколь« лагаемому и известному способам ку при этом увеличивается время представлена в таблице. б х х
С4
3 о бб и
+ х
Н 9 х а х Э ф Л н
o Z
> 9 ю
1
1
Ю 1
a in
С б in
t
I
1
1
I
1 н
X х
Э н о
>I ю
СО
in
Г и
1»
11
+ н х х
9 н о й3
+ н х !
Э а
+ н х х
Э н о
> п3
+ н
fJ
9V
Н 3Q. aa
9V
+ ф к о
CO м1
Ю
Ю
v
1-
+ н х о х
Э н а аа3
С)
34
Ф н х о х
Э н а аа3
l Ф
CO м и
4б
+ н х
v х
Э н а
Е
v бб и
+ н х о х.
Э н а аа3 и (О
ЧР
EO
M сб и и и
+ н х о х
Э н а
X и бб
+ и х о х
Э б б ни а
9 3 б
1 (I
I
1
1
I
1
1
1 9
1 133 н ! o.
1 CC ! о
1 lat
I V
1 !
Ф а
И сб
Ю
CV
1О
CO
I к и о и хи
К 3Х м
М м х нх ох ох
ct o ан
9V
N О е о
9
9 а аo о но
3С 3 ь а а Ф о оэх ак Ic х он
3 2е ф с к х ох он
3:O
А 9 на ое оо
Qa X м. о ф ILV
333 Э Рб яб н а
Э X
3 м в 3
Q в
333 ео
Х IC х х
ЦЮ
Ф а а 9
v ы
9 а х
w x н х о ан н о оо о о
0 х 3 хо х н
1 I ! 1
I, I
1 l
1 I
1 1
1 1
l 1 ! о!
I Ю I ! Ю
I л 1
1 1
l ф
1 Э !.
l К 1 о
1 О
1 1
1 1
1 1
I I
1 ! I ! 1
1 1
3 1
I 1
I I
1 Ю
I с
1 1
I ф I
1 9 1
l Х I
Э 1
I 3 1
I .
1 г ! I
Ю
Ю
a I л I
I I
Ю I !
Ю!
I CO 1
I 1 б 1
3 1
1 1
1 1
I I
1 1
1 1
1 . 1
I Ю! !
Ю!
111
l 3 1 !
Ю!
1 Ю
V an
1 1
V 1 о Š— — 3
I
I
I
3 1
1Ю
1 3 1
I б 1
1 1 ! Ю
1 an
I б I
1 I
1 I
I
1
I
1
1
1 ! б
I !
Ъ
1 I
1 !
1 I
I 1
1 1
I. u
1 I V
1О! 1
1 1
I Х х! 1 9
1 ° 1 Ct
1 33
1 1 9
I 1 К
1 I IC о
1 I Я
1 1 0
1 Н о о
I 1 04 о
l Ы о! 1
3 O о
1 1 с
1 Х! 3
I x н
1 I ф
l I ббб
1 1 я
1 l
1 I
1 с
I Х
1 Х х
1 Э
1 О 1 Ц
3ol33
О!9 о !!
v! o
1 I Я
I 1 Ф
I 1 Н
I 0
1 а о
1 Х
1 V
1 I
I O
1 O
1 с
3О .ЗГ !
Ь о
Х1Н
НЭО оао
Н Э:В о
9 33I Н
goo
Ы ХЗХ х 33 3Х вко вфх
aaI t оххLC О б 3 34
I 1 оо! х х:х н а.о
О 9 Н цо
Н 3 о
9eOуо хи
Х 33 Х С вкех
ВЭЭН э н ао
ОХа0О
LC V aat 3C
I
1
I
1
Ю I
Ю сч 1
I
I
1.
1
I
1
I
6 Q I бЛ. 1
<ч
I
1 о сч 1 сч 1
I
1
Х 9 1
Н х 1 о ох х1
O9
Qa Н 3б 1
g)X ко
ЭХО 1
Ц g I ф g Ia I
Qi Qa Iaa 1
ЕЛЯХ 1
1039644
Составитель T. Королева
Редактор Л. Повхан Техред Т.Маточка Корректор Ю. Макаренко
Заказ 6793/10
Тираж 813 Подписное
BHHHIIH Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, X-35, Раушекая наб., д. 4/5
Филиал ППП Патеит, r. Ужгород, ул. Проектная, 4
Детали иэ высокохромистого чугуна, полученные по предложенному способу, имеют ударную вязкость в 8-10 раз .выше, чем иэ чугуна того же способа, но полученного по известному способУ.
5 ударно-абразивная стойкость деталей из высокохромистого чугуна, полученных по предложенному способу, при углах атаки 60-90О в 2 раза вы,ше, чем у cwiàâà ВК-15, и в 60 раз чем у стали 110Г13Л.