Гидромеханическая передача транспортного средства
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ГИДРОМЕХАНИЧЕСКАЯ ПЕРБДАЧА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащая картер, в котором распопожены блокируемый гидротрансформатор в коробка передач с выходным валом, поцдон с рабочей жидкостью, механизм . равпешш передачей с подведенной к нему главной гидромагнстрапью управпення, гидравлически связанный с механизмом блокировки гидротрансформатора, гидроципиндрами 4ЧЭИКЦИОННЫХ элементов коробки передач и напорной гидролинией насоса гидротрансфор атора, приводимого в движение от входного вала передачи/ первый и второй гидронасосы, получак шве вращение соответственно от входного и выходного валов передачи и соединеввые всасывающими гидролиниями с поддо . ном, при этом второй насос напорной гидропвнвей через трехлинейный двухпозицвонный клапан разгрузки в обратный клапан связан с напорной гвдролинвэй первого васоса, а клапан разгрузки сое двнен гвдролинией с входом эжектора. - - устройства осушения полости картера гВдротрансфоуматора, выходной канал которого соединен со сливной гвдролинией рёРулятог давления, а всасывающей камерой - с осушаемой полостью картера гидротрансформатора, причем вход регулятора давления соединен с главной магвстралыо , двухсекционный теплоо «(евник , коробочная секция которого совяанена со сливной гидролинвей регулятора давления и поддоном, а трансформаторнаяс напорной гидропинией tstcoca гидротрансформатора и рабочей полостью гидротрансформатора , отлвчающаяс я тем, что, с целью расширения ее функциональных возможностей путем обеопечения режима гидроторможения, она снабжена утфешляемым трехлинейным двухпозиционкым распределителем, один вход и выход которбгю связаны соответст венно с насосом гидротрансформатора в всасывающим каналом эжектора, а дрУг гой вход - с полостью картере гидротрансформатора , при этом орган управления распределителя связан с механиэ мом управлений. 00 2. Передача по п. 1, о т л в ч д ю -. ;о щ а я с я тем, что, с целью увеличения тормозного момента путем повышения ч il СП уровня рабочей жвдкости в полости карт&ра гидротрансформатора, последний соаержит -образованный задней стенкой ка{ тера порог, расстояние от оси передачи до верхней точкн которого меньше актв вого радиуса гвдротрансфор тора.
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (19) (И) эх В 60 К 17/10
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ " ..
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ .
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И OTHPblTHA (21) 3438868/27-11, . устройства осушения полости картера (22) 17.05.82 гидротрансформатора, выходной канал ко(46) 07.09.83. Бюп. М 33 торого соединен со сливной гидроцинией (72) А.H.Ìèrÿíåíêo и Б.Ф.Доронин реЧ"упятора давления, а всасывающей ка,(71) Минский дважды ордена Ленина и мерой - c осушаемой полостью картера
opge8a Октябрьской Революции автомо- гидротрансформатора, причем вход регубильный aasog цятора давления соединен с главной ма(53) 629.113.585,2 (088.8) гистралью, двухсекционный теплообмвн(56) 1. Авторское свидетельство СССР . ник, коробочная секция которого соеди-
% 482333, кп. В 60 К 17/10, 1975.. непа со спивной гидропинией регулятора (прототип) . давления и поддоном, а трансформаторная(54)(57) гидрОМЕХАНИЧЕСКАя ПЕРЕ» c напорной гидролинией насоса гидро
ДАЧА ТРАНСПОР ГНОГО СРЕДСТВА, трансформатора и рабочей полостью гидсодержащая картер, в котором распопо- ротрансформатора, о т п и ч а ю щ а яжены бпокируемый гидротрансформатор и, с я тем, что, с цепью расширения ве коробка передач с выходным валом, под- функциональных воэможностей путем обесдон с рабочей жидкостью, механизм уп- - печения режима гидроторможення, osa равлвния передачей с подведенной к нему снабжена управляемым трехлинейным главной гидромагистрапью управления, двухпозиционным распределителем, один гидравлически связанный с механизмом - вход и выход которого связаны соответст блокировки гидротрансформатора, гидро- ванно с насосом гидротрансформатора и цилиндрами фрикционных элементов короб- всасывающим каналом эжектора, а дру ки передач и напорной гидропинией на- гой вход — с полостью картера гидрососа гидротрансформатора, приводимого" в трансформатора, при этом орган управпедвижение от входного sana передачи,, - -, ния распределителя связан с механиз»первый и второй гидронасосы, получаю- мом управления. шив вращение соответственно or входного 2. Передача по и. 1, o r л и ч а юи выходного валов передачи и соединен- щ а я с я тем, что, с цепью увеличения
Ные всасывающими гидропиниями с поддо-::," тормозного момента путем повышения ном, при этом второй насос напорной -. уровня рабочей жидкости в полости кар гидропинией через трехлинейный двуивз)в тера гидротрансформатора, последний соционный клапан разгрузки и обратный:.:держит образованный задней стенкой карклапан связан с напорной гидролинивй .- тера порог, расстояние от оси передачи первого насоса, а клапан разгрузки сов, до верхней точки которого меньше активдинен гидролинией с входом эжектора, " ного радиуса гидротрансформатора.
103
Кроме того, с цепью увепичения тор-. мозного момента путем повышения уровня рабочей жидкости в полости каргера гидротрансформатора, гидротранс-!
Изобретение относится к транспортному машиностроению и касается конструкции гидромеханических передач.
Известна гидромеханическая передача транспортного средства, содержащая картер, в котором расположены бпокируемый гидротрансформатор и коробка передач с выходным валом, поддон с рабочей жидкостью, механизм управпения передачей с подведенной к нему главной гидромагист- 10 рапью управпения гидравпически связанный с механизмом бнокировки гидротрансформатора, гидроципиндрами фрикционных эпементов коробки передач и напорной гидропинией насоса гидротранс-, 15 форматора, приводимого в движение от входного вана перецачи, первый и второй гидронасосы, попучающие вращение соответственно от вхоцного и выходного валов передачи и соединенные всасываюшими щ гидролиниями с поддоном, при этом вт орой на- . сосс напорной гидролинией через трехлинейный цвухпозиционный кпапан разгрузки и обратный клапан связан с напорной гидропи-, нией первого насоса, а кпапан разгрузки 25 соединен гидропинией с входом эжектора, устройства осушения полости картера гидротрансформатора, выходной канап которого соединен со спивной гидропинией регулятора цавпения, а всасывающей камерой - с осушаемой попостью картера гидротрансформатора, причем вход регу пятора давпения соединен с главной магистралью, двухсекционный теппообменник, коробочная секция которого соецинена со спивной гицропинией регулятора
35 давления и поддоном, а трансформаторная - с напорной гидролинией насоса гидротрансформатора и рабочей полостью гидротра нсформатора tl) .
Цепью изобретения является расширение функциональных воэможностей гидромеханической передачи путем обеспечения режима гидроторможения.
Цель достигается тем, что гидромеха-.45 ническая передача снабжена управпяемым трехпинейным двухпоэициониым распреде:лителем, один вход и выход которого связаны соответственно с насосом гидротрансформатора и всасываюшим каналом эжектора, а другой вход - с полостью картера гидротрансформатора, при .этом орган управления распредепитепя связан. с механизмом управления. форматер содержит образованный задней стенкой картера порог, расстояние or оси передачи до верхней точки которого меньше активного радиуса гидротра нсформатора.
На чертеже показана схема гидромеханической передачи.
Гидромеханическая передача вкпючает гидротрансформатор, помещенный в картер
1, и коробку перемены передач 2 в картере 3 с поддоном 4 для рабочей жидкости
Гидротрансформатор состоит из входного вала 5, механизма 6 блокировки ,гидротрансформатора, кожуха 7, насосного 8 и турбинного 9 колес, реактора 10, турбинного вала 11. В задней стенке 12 картера 1 гидротрансформатора имеется окно 13 для прохода рабочей жидкости из попости картера 1 в поддон 4 передачи. Это окно расположено на некотором удалении от наружной стенки (на чертеже не обозначена) картера 1 гидротрансформатора так, что часть задней стенки
12 образует порог 14, определяющий уровень рабочей жидкости в попости карте,ра 1. Максимальный радиус К удаления порога 14 от оси гидротрансформатора (передачи) меньше активного радиуса
R самого гидротрансформатора.
Коробка перемены передач состоит из многочисленных зубчатых зацеппений и фрикционных элементов с гидроципинцрами (не показаны), а также выходного вала 15. Вхоцкой вал 5 соединен с двигателем (не показан).
Давпение в передаче создается двумя
A Ф гидронасосами, передним l 6 и задним .
1 7, имеющими механические приводы от входного 5 и выходного вапов.l 5 соогветственно, Из поддона 4 по всасывающим гидропиниям 18 и 19 рабочая жидкость поступает к переднему 16 и заднему 17 гидронасосам. Далее передний гидронасос
16 по напорной гидролинии 20, а задний гидронасос 17 по канапам 21 и 2.2 через нормально открытый клапан 23 разгрузки, обратный клапан 24 подают рабочую жидкость через фильтр 25 в гнавную гицромагистрапь 26, идущую к меха ииэму 27 управпения передачей. Максимальное давление в магистрапи 26 ограничивается регулятором 28 давления, иэ которого избыточная жидкость по спивной гидрапинии 29 направпяется в коробочную секцию 30 теппообменника 31.
От механизма 27 управления отводятся канин 32 подпитки гидротраисформатора, 9745
3 103 канал 33 управления механизмом 6 бпокировки гидротрансформатора, каналы 34, сообшаюшиеся с гидроцилиндрами фрикпионных эпементов коробки 2 перемены передач, а также канал 35 управпения двухпоэииионным трехлинейным распреде-. пителем 36 гидравпического тормозаэамедлителя.
Рабочая жидкость по каналам 37-39 через трансформаторную секщпо 40 теппо-10 обменника 31 прокачивается гидронасо-: сом 41 гидротрансформатора с приводом от вала 5.
Давление жидкости иэ напорной гидролинии 29 переднего гидронасоса 16 пою!5 ется к кпапану 23 разгрузки по канапу;.42 управления этим клапаном.
Каналом 43 клапан 23 разгрузки соединен со входом эжектора 4-4 устройст; ва осушения полости картера гидротранс>- 20 форматора. Всасывающая камера эжектора
44 соединена каналом 45 с попостью картера 1 гидротрансферматора через нормально открытый трехпинейный двухпоэиционный распределитель 36 тормоза- 25 замедпитепя. Выход эжектора 44 каналом
46 соединен со спивной гидролинией 29 перед входом поспедней в теппообменнйв
31. Из коробочной секции 30 теплооб- . менника 31 рабочая жидкость впивается у» в поддон 4 передачи по спивной гидропи-нии 47. К распределитепю 36 тормоза-., замедлитепя подводится канал 48, сое-диненный с выходяшим из трансформатор-.. ной секции 40 теплообменника 31 кана-- пом 39.
При работающем двигателе давление жидкости в передаче создается передним насосом 16. Задний насос 17 работает и на гпавную гидромагистраль 26 только
40 на очень малых оборотах двигатепя, когда давление в этой магистрали ниже, рабочей величины. В это время клапан
23 разгрузки сообщает между собой каналы 21 и 22. Рабочая жидкость от: . 45 заднего насоса 17 через кпапаны 23 и -.
24 и фипьтр 25 по канапам 21 и 22 и .. напорной гидропинии 20 подается в.гпав ную гидромагистрапь 26, способствуя быстрому созданию в ней рабочего дар .пения. Задний насос 17 предназначен так-,. же для запуска двигателя буксировкой ;
При работаюшем двигатепе и дости» женин в гпавной гидромагистрапи 26 yа бочего давпения, под воздействием дав .- 55 пения в канапе 42 управпения, клапан ..
23 разгрузки переключается, соединяя канап 21 с каналом 43 и закрывая канал 22. Жидкость от заднего гидронасоса 17 проходит через эжектор 44., направпяется по каналу 46 в коробочную секшпо 30 теппообменника 31 и дапее по,сливной гидролинии 47 поступает в поддон 4. Под воздействием разрежения жидкость из полости картера 1 гидротрансформатора отсасывается по канапу
45 через нормально открытый распределитель 36 в эжектор 44, а оттуда в канал 46. Таким образом происходит осу» шение попости картера 1 гидротрансфор-, матора и охлаждение рабочей жидкости.
Вкпючение режима гидроторможения производят механизмом 27 управпения, . при этом в коробке 2 перемены передач включается какая-либо ступень, а эопо ник распредепитепя 36 под воздействием управпяюшего давпения в канапе 35 перекпючается, соединяя полость картера
1 гидротрансформатора с канапом 39, при этом всасывающий канап 45 со стороны эжектора 44 закрывается. Рабочая жидкость из канапа 39 через распредепитепь 36 по канапу 45 поступает во внутреннюю полость картера 1 гидротрансформатора и эапопняет ее до предепа, ограничиваемого порогом 14. Изпишек жидкости из этой полости через окно 13 сливается в поддон 4 передачи. Тормозной момент на турбинном валу ll создается путем взаимодействия . наружных поверхностей вращающихся деталей (кожуха 7 и турбинного колеса 9) гидротрансформатора с рабочей жидкостью в попости картера 1 гидротрансформатора.
Чем выше будет порог 14, тем выше будет уровень жидкости в полости, тем бопьшей поверхностью врашаюшиеся детали гидротрансформатора будут взаимодействовать с жидкостью и тем больше будет тормозной момент на турбинном валу 11, с которого он через коробку 2 перемены передач и выходной вал 15 передается к колесам транспортного средства.
Тормозной момент. можно регулировать путем переключения ступеней в коробке
2 перемены передач,,изменением подачи топпива в двигатепе и изменением режима работы гидротрансформатора при помошй механизма 6 б»юкировки поспеднего.
Изобретение позвопяет повысить надежность и допговечность колесных тормозов и транспортного средства за счет попучения режима гидравпического торможения путем расширения функционапьных воэможностей гидромеханической. передачи.
1039745
СоставитепьД. Хабаров
Редактор М. Товтин Техред М.Тепер Корректор А. Дзятко
Заказ 6804/15 Тираж 675 . Подюасное ВНИИПИ ксвкитета СССР по деиам йзооретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушскан наб., д. 4/5
Фн нал ППП Патент", г. Ужгород, уи. Проектная, 4