Швартовое устройство разборного катамарана
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ШВЕРТОВОЕ УСТРОЙСТВО РАЗБОРНОГО КАТАМАРАНА, содержащее продольные балки, закрепленные на поплавках, отличающееся тем, что, с целью снижения массы и улучшения лавировочных качествкатамарана, продольные балки на поплавках снабжены жестко соединенными с ними направляющими, сопряженными с подвижной поперечной балкой со щвертом и имеющими возможность поворота относительно диаметральной плоскости катамарана. (Л 00 ;о 00 0г/е,/
СОНИ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
„„SU„„1039801 у511 В 63 В 39!06
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
P 4
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
IlO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 2984633I 27-11 (22) 18.09.80 (46) 07.09.83. Бюл. № ЗЗ (72) О. А. Мороцкий (53) 629.125.125 (088.8) (56) 1. Патент США № 4067280, кл. 114/128, опубли к. 10.01,78 (прототип) . (54) (57) ШВЕРТОВОЕ УСТРОЙСТВО
РАЗБОРНОГО КАТАМАРАНА, содержащее продольные балки, закрепленные на поплавках, отличающееся тем, что, с целью снижения массы и улучшения лавировочных качеств катамарана, продольные балки на поплавках снабжены жестко соединенными с ними направляющими, сопряженными с подвижной поперечной балкой со швертом и имеющими возможность поворота относительно диаметральной плоскости катамарана.
1039801
ВНИИПИ Заказ 6669/18 Тираж 460 Подписное
Филиал ППП <Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Изобретение относится к парусному судоходству, конкретно к конструкции швертового устройства разборного катамарана.
Известно швертовое устройство парусного судна, включающее откидывающийся к корме шверт с поворотным относительно
ДП (диаметральная плоскость) судна элементом, установленный в швертовом колодце (1) .
Однако такое устройство предполагает наличие швертового колодца, что увеличивает массу судна.
Целью изобретения является снижение массы и улучшение лавировочных качеств разборного катамарана.
Указанная цель достигается тем, что продольные балки на поплавках катамарана снабжены жестко соединенными с ними направляющими, сопряженными с подвижной поперечной балкой со швертом и имеющими возможность поворота относительно ДП катамарана.
Поскольку продольные балки на поплавках катамарана снабжены жестко соединенными с ними направляющими, сопряженными с подвижной поперечной балкой со швертом, то поперечная балка вместе со швертом могут поворачиваться на некоторый угол к ДП катамарана, ликвидировать остаточный дрейф последнего, улучшать лавировочные качества и увеличивать скорость разборного катамарана, при этом масса его снижается, так как отпадает необходимость в швертовом колодце.
На фиг. 1 изображен разборный катамаран со швертовым устройством, вид сверху; на фиг. 2 — сечение А-А на фиг. 1.
Предлагаемое устройство состоит из продольных балок 1, закрепленных на поплавках 2. Продольные балки 1 жестко соединены с направляющими 3, в данном случае выполненными в виде швеллеров, сопряженными с подвижной поперечной швертовой балкой 4, соединенной через шарнир 5 со швертом 6. Шверт 6 зафиксирован в вертикальном положении эластичной оттяжкой 7, соединенной с подмачтовой фермой 8, и стропом 9, соединенным с кормовой балкой 10. Направляющие 3 снабжены строповыми приспособлениями 11, фиксирующими швертовую балку 4 в нужных положениях.
Швертовое устройство эксплуатируют следующим образом.
При необходимости лавировки на разборном катамаране круто в ветру или в полветра швертовую балку 4 поворачивают на некоторый угол к ДП судна так, чтобы передняя кромка шверта 6 была развернута на ветер, и фиксируют стопорными приспособлениями 11. При этом набегающий поток воды обтекает поплавки катамарана параллельно им, а шверт под заданным углом
20 и создает на последнем дополнительную подъемную силу, ликвидирующую остаточный дрейф. При смене галса швертовую балку 4 перебрасывают на такой же угол к ДП судна так, чтобы передняя кромка шверта 6 была снова развернута на ветер, и характер обтекания водой поплавков катамарана и его шверта повторяется. При курсе полный бакштаг, когда остаточный дрейф незначителен, швертовую балку 4 ставят под прямым углом к ДП судна. При курсе фордевинд, когда остаточного дрейфа нет, шверт 6 вообще откидывают назад с по- мощью стропа 9 для уменьшения смоченной поверхности судна.
Применение предложенного швертового устройства исключает остаточный дрейф
35 и снижает массу разборного катамарана.
При этом разборный катамаран сможет лавировать круче к ветру, благодаря чему скорость его увеличивается.