Терморегулятор системы водяного охлаждения двигателя внутреннего сгорания

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

1.ТЕРМОРЕГУЛЯТОР СИСТЕМЫ ЮДЯНОГО ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ, содержащий корпус с входным и выходным отверстиями , перекрываемыми клапаном, и термочувствительный элемент, выполненный в виде спирали и соединенный клапаном, от л и чающийся тем, что, с целью повышения надежности и долговечности, спираль выполнена из материала с термомеханической памятью. 2. Терморегулятор. . по п.Д, о тл и чающийся тем, что в качестве Материала с термомеханической памятью использован никелид титана . -: ;о 00

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИН

3(5> г 01 Р 7/16.о

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСНОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЯОМИТЕТ СССР

l10 ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3231176/25-06 (22) 05 ° 01.81 (46) 07.09.83.. Бюл. Р 33 (72) Л.Л.Вержбицкий, Ф.В.Прудников,, П.Е.Вайтехович и В;П.Сивенков (71). Белорусский ордена Трудового

Красного Знамени технологический институт им. С.М.Кирова (53) 621.43-71(088.8) (56) 1. Попык К.Г. Конструирование и расчет автомобильных и транспортных двигателей. N. Машинострое ние, 1973, с. 364. (54)(57) 1.ТЕРМОРЕГУЛЯТОР СИСТЕМЫ

ВОДЯНОГО ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ

„„SU„„1040198 А

ВНУТРЕЙНЕГО СГОРАНИЯ, содержаший корпус с входным и выходным отверстиями, перекрываемыми клапаном, и термочувствительный элемент, выполненный в вида спирали и соединенный клапаном, о т л и ч а ю ц и и с я тем, что,с целью повышения надежности . и долговечности, спираль выполнена из материала с термомеханической памятью .

2. Терморегулятор по п.,l> о тл и ч а ю шийся тем, что в качестве материала с термомеханической памятью использован никелид титана..

1040198

Составитель A. Сайкин

Редактор В.Лазаренко Техред С.Мигунова Корректрр М.немчик

Заказ 6893/38 Тираж 535 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР

ll0. делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП Патент, г. Ужгород, ул, Проектная, 4

Изобретение относится к машиностроению, в частности двигателестроению,а именно к терморегуляторам систем охлаждения, Известны терморегуляторы систем водяного охлаждения двигателей внут- 5 реинего сгорания, содержащие корпус с входным и выходным отверстиями,. перекрываемыми клапаном, и термочувствительный элемент, выполненный

Э виде спирали и соединенный. с клапа- 10 ном 1).

Малые перестановочные усилия, развиваемые биметаллической спиралью, чувствительность к вибрациям и малая долговечность спирали в целом снижают надежность работы терморегулятора.

Цель .изобретения — повышение надежности и договечности работы терморегулятора.

Поставленная цель достигается тем, что в терморегуляторе системы водяного охлаждения двигателя внутреннего сгорания, содержащем кор-. пус с входным и выходным отверстиями, перекрываемыми клапанами, и термочувствительный элемент,выполненный в виде спирали и соедйненный . с клапаном, спираль выполнена из материала с термомеханической памятью 1, Причем в качестве материала с термомеханической памятью использован никелид титана.

На чертеже показан общий вид тер.морегулятора, разрез., .. 35

Он состоит из корпуса 1 с вход ным 2 и двумя выходными 3 и 4 отверстиями. Внутри корпуса установлен клапан 5,который. соединен с термо-. чувствительным элементом б, выпол-. 4() ненным в виде цилиндрической спи рали, в качестве материала которой использован никелид титана, имею щего точку мартенситного превращения 90 С. При температуре ниже 90 С 4 термочувствительному элементу б задана форма спирали с минимальной высотой, а при температуре выше .90 C с максимальной высотой. Выходное от. верстие 4 соединено с большим контуром охлаждения двигателя внутреннего сгорания (не показан), включающим " радиатор, а отверстие 3 †. с малым контуром охлаждения (не показан), в котором охлаждающая жидкость цир-, кулирует, минуя радиатор.

Терморегулятор работает следующим образом.

Во время прогрева двигателя внутреннего сгорания при температуре охлаждающей жидкости меньше 90 С термочувствительный элемент.б имеет заданную минимальную высоту и прижимает клапан 5 к выходному отверстию

4.

В результате охлаждающая жидкость входит в отверстие 2 корпуса 1 и выходит в отверстие 3, циркулируя по малому контуру мимо радиатора.

При достижении температуры охлаждающей жидкости 90 С никелид титана подвергается мартенситной трансформации термочувствительный элемент

6 изменяет свою форму, в результате чего он перемещает клапан 5 и плотно прижимает его к отверстию 3, открывая отверстие 4. В этом случае охлаждающая жидкость начинает циркулировать по большому контуру через радиатор, в результате этого осуществляется эффективный отвод тепла от двигателя внутреннего сгорания. При понижении температуры жидкости ниже 90 С порядок работы устройства изменяется на обратный, т.е. спираль б изменяет свою форму, клапан 5 прижимается к отверстию 4 и охлаждающая жидкость циркулирует по малому контуру охлаждения.

l.

Использование предлагаемого устройства позволит повысить надежность работы .терморегулятора вследствие увеличения пересгановочных усилий, развиваемых спиралью из никелида титана; .При этом терморегулятор становится нечувствительным к вибрациям, отличается простотой конструкции и обладает большой долговечностью.