Устройство для крепления центробежного рабочего колеса на валу
Иллюстрации
Показать всеРеферат
УСТРОЙСТВО ДЛЯ КРЕПЛЕНИЯ ЦЕНТРОБЕЖНОГО РАБОЧЕГО КОЛЕСА НА ВАЛУ, содержащее пшицевое соединение вала и рабочего колеса, прижимающий последнее к торцу вала фасонный болт и фасонный колпачковый фиксатор , контактирующий с одним торцом пружины и связанный при помощи шлицевых соединений с валом и болтом, причем фасонные поверхности болта и фиксатора образуют участок проточной части колеса, отл.ичающ ее с я тем, что, с целью повышения надежности крепления и упрощенй г технологии изготовления, другой торец пружины контактирует с болтом, a шлицевое соединение болта и фиксатора расположено со стороны про-, точной части колеса. о о 0 о ;о
(19) (И)
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
3(51) F .04 0 29 28
I !
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н ABTOPGHOIVIY СВИДЕТЕЛЬСТВУ.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ CCCP
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (54)(57) УСТРОЙСТВО ДЛЯ КРЕПЛЕНИЯ
ЦЕНТРОБЕЖНОГО РАБОЧЕГО КОЛЕСА НА
ВАЛУ, содержащее шлицевое соединение вала и рабочего колеса, прижиР С
Фб
О °
ММ (21) 3428742/25-06 (22) 22.04.82 (46) 07.09.83. Бюл. )) 33 (72) А.Л. Новиков (71) Институт ядерной энергетики
АН Белоруссиой ССР (53) 621.635(088.8) (56) 1. Орлов П.И. Основы конструиро« вания. Т. 3. М., Машиностроение, 1977, рис. 706 IV, с. 331. мающий последнее к торцу вала фасонный болт и фасонный колпачковый фиксатор, контактирующий с одним торцом пружины и связанный при помощи шлицевых соединений с валом и болтом, причем фасонные поверхности болта и фиксатора образуют участок проточной части колеса, о т л и ч а ю щ ее с я тем, что, с целью повышения надежности крепления и упрощенйя технологии изготовления, другой торец пружины контактирует с болтом, а шлицевое соединение болта и фиксатора расположено со стороны про-, точной части колеса.
1040229
Изобретение относится к компрессо-. ростроению и может быть применено для крепления рабочих колес центробежных компрессоров на валах.
Известно устройство для крепления центробежного рабочего колеса на валу; содержащее шлицевые соединения вала и рабочего колеса, прижимающий последнее к торцу вала фасонный болт и фасонный колпачковый фиксатор, контактирующий с одним торцом пружи-. ны и связанный при помощи шлицевых соединений с валом и болтом, причем фасонные поверхности болта и фиксатора образуют участок проточной части колеса (1) . 15
Однако недостатками известного устройства является сложность технологии изготбвления шлицев болта и колпачка, а также недостаточно надежное стопорение колпачка пружиной.
Целью изобретения является повышение надежности крепления и упрощение технологии изготовления. .Указанная цель достигается тем, что в устройстве для крепления центробежного рабочегО колеса на валу, содержащем шлицевое соединение вала и.рабочего колеса, прижимающий последнее к торцу вала фасонный болт и фасонный колпачковый фиксатор, 30 контактирующий с одним торцом пружины и связанный при помощи шлицевых соединений с валом и болтом, причем фасонные поверхности болта и фикса-. тора образуют участок проточной час- З5 ти колеса, другой торец пружины кон-.
:тактирует с болтом, а шлицевое соединение болта и фиксатора расположе-. но со стороны проточной части колеса.
На фиг. 1 показано устройство, 40 продольный разрез; на фиг. 2 - вариант устройства с утапливаемым фасон; ным фиксатором.
Устройство для крепления центробежного рабочего колеса 1 на валу 2 45 содержит шлицевое соединение 3 вала
2 и рабочего колеса 1, прижимающий колесо 1 к торцу 4 вала 2 фасонный болт 5 и фасонный колпачковый фиксатор 6, контактирующий с одним тор" цом 7 пружины 8 и связанный при помощи шлицевого соединения 9 с валом.
2 и шлицевым соединением 10 с болтом 5.
Фасонная поверхность 11 болта 5 и фасонная поверхность 12 фиксатора 6 образуют участок проточной части
13 колеса 1. Другой торец 14 пружи- . ны 8 контактирует с болтом 5, а шлицевое соединение 10 болта 5 и фиксатора 6 расположено со стороны проточной части 13 колеса 1. Устройство может быть выполнено с фиксатором 6, утапливаемым в сторону вала 2. Участок под ключ в этом случае располагается на его внутренней цилиндрической поверхности 15. Для обеспечения наиболее точного регулирования усилия затяжки болта 5 число шлицев соединений 9 и 10 отличается, по меньшей мере, на единицу.
Рабочее колесо 1 устанавливают на вал 2 посредством шлицевого соединения 3. Затем производят затяжку болта 5. Затяжку осуществляют при выведенном из зацепления в шлицевом соединении 10 фиксатора 6 и борга 5.
Фиксатор 6 может в качестве. вариантов .конструктивного исполнения выводиться либо в сторону проточной части 13 колеса 1, либо в сторону вала 2. Участком под ключ (на чертеже не показан) служит при затяжке поверхность шлицевого соединения 10 болта 5. При достижении необходимого уровня усилия затяжки болта 5, а также при совпадении углового положения шлицев соединения 10 болта 5 и фиксатора 6 осуществляют осевое перемещение фиксатора 6. Когда шлицевые поверхности болта 5 и фиксатора 6 войдут .в зацепление, фасонная поверхноСть 11 болта 5 и фасонная поверхность 12 фиксатора 6 образуют плавный участок проточной части 14 колеса 1.
Поскольку шлицевое соединение 10 болта 5 и фиксатора 6 расположено со стороны проточной части 13 колеса 1, то обеспечивается снижение затрат при изготовлении шлицевого соединения 10 шлицы изготавливаются напроход.
Конструктивное выполнение пружинного фиксатора 6 обеспечивает надежное стопорение болта 5.
1040229
l/
Составитель P. Данилов
Редактор Г. Волкова Техред A.Ач Корректор Л. Бокшан
Заказ 6896/39 .Тираж 665 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, К-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП Патент, r. Ужгород, ул. Проектная, 4