Гидромеханическая передача

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ГИДРОМЕХАНИЧЕСКАЯ ПЕРЕДАЧА, содержаща я гидротрансформатор с насосным колесом и многоряДную планетарную коробку передач с входным валом и фрикционной муфтой,- о т л ичающаяся тем, что, с целью повышения КПД, фрикционная муфта установлена на входном валу и кинематически соединена с первым рядом коробки передач и насосным колесом.

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИН

ЭЬ1) F 16 н 47/08

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ с0 1211 17 Л7

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3461516/25-06 (22) 15 ° 03.82 (46) 07.09.83. Бюл. Р 33 (72) Н.В.Байков (53) 621.226.5(088.8) (56) 1. Петров А.В. Планетарные и гидромеханические передачи. М., "Машиностроение", 1966, с.286.

2. Заявка Японии Р 56-45 023, кл. 5 4А-422, опублик. 1981.

„„SU„„1040253 А (54 ) (57 ) гидРомкхАничкскАЯ пкгкдАчА, содержащая гидротрансформатор с насосным колесом и многорядную планетарную коробку передач с входным валом и фрикционной муфтой; о т л ич а ю щ а я с я тем, что, с целью повышения КПД, фрикционная муфта установлена на входном валу и кинематически соединена с первым рядом коробки передач и насосным колесом.

1040253

Многорядная планетарная коробка

3 передач содержит первый планетарный, ряд, состоящий из зубчатого колеса

6 наружного зацепления, жестко закрепленного на входном валу 4, и сателлитов 7, находящихся в. постоянном зубчатом зацеплении с зубчатым колесом 8 внутреннего зацепления.

Сателлиты 7 подвижно соединены с водилам 9, жестко соединенным с промежуточным валом 10.

Промежуточный вал 10 жестко соединен с водилам 11, зубчатым колесом

12 внутреннего зацепления и зубчатым 55 колесом 13 наружного зацепления.

На водиле 11 подвижно установлены сателлиты 14. Зубчатое колесо 13 наружного зацепления находится в зацеплении с сателлитами 15, которые 6О в свою очвредь находятся в зацеплении с зубчатым колесом 16 внутреннего зацепления. Зубчатое колесо 16 жестко соединено с корпусом 17, а сателлиты 15 установлены на водиле 65

Нэобретение относится к энергетик.с:кому машиностроению и касается

- ндромеханических передач, используемых в транспортных и строительнодорожных машинах, Известна гидромеханическая пере- 5 дача, обеспечивающая разветвление . мощности двигателя на два потока и содержащая в качестве разделительных или суммирующих дифференциалов планетарный ряд (1 ).

Недостаток такой передачи — низкий КПД.

Наиболее близкой к предлагаемой по технической сущности является гидромеханическая передача, содержащая гидротрансформатор с насосным колесом и многорядную планетарную коробку передач с входным валом и фрикционной муфтой (2 1.

Недостатком укаэанной передачи также является низкий .КПД.

Цель изобретения — повышение КПД..

Указанная цель достигается тем, что в гидромеханической передаче, содержащей гидротрансформатор с насосным колесом и многорядную плане- 25 тарную коробку передач с входным валом и фрикционной муфтой, последняя установлена на входном валу и кинематически соединена с первым рядом коробки передач и насосным колесом.

На чертеже схематично изображена гидромеханическая передача.

Гидромеханическая передача содержит гидротрансформатор 1 с 35 насосным колесом 2 и многорядную планетарную коробку 3 передач с входным валом 4 и фрикционной муфтой 5, причем последняя установлена на входном валу 4 и кинематически соединена с первым рядом коробки

3 передач и насосным колесом 2.

18, жестко соединенном с ведомым валом 19, Водило 20 соединено с корпусом 17 и сателлитами 21, которые находятся в постоянном зацеплении с зубчатыми колесами 12 и 22 внутреннего и наружного зацепления.

Сателлиты 14 находятся в зацеплении с зубчатыми колесами 23 и 24 внутреннего и наружного зацепления.

Зубчатые колеса 22 и 24 наружного зацепления и диск 25 жестко соединены посредством трубы 26, На водиле

27, соединенном с ведомым валом

19, установлены сателлиты 28, находящиеся в зацеплении с зубчатыми колесами 29 и 30 наружного и внутреннего зацепления.

Промежуточный вал 10 соединен с центробежными датчиками 31 и 32.

Гидротрансформатор 1 содержит турбинное колесо 33, соединенное с зубчатым колесом 8, реактор 34, установленный на муфте 35 свободного хода и центробежный датчик 36, соединенный с турбинным колесом 33.

Фрикционная муфта 5 содержит гидравлический цилиндр 37, жестко соединенный с входным валом 4, и поршни 38 и 39, причем на периферии поршня 38 имеются шлицы 40, посредством которых он подвижно соединен с цилиндром 37, а на периферии поршня 39 — шлицы 41, посредством которых он подвижно соединен с насосным колесом 2. Гидромеханическая передача содержит также тормоза 42-45 для обеспечения первой, второй и третьей. передач и заднего хода.

Гидромеханическая передача на режиме разгона работает следующим образом.

Двигатель (не показан ) работает на режиме холостого хода, Поршень

39 находится в рабочем положении, поршень 38 в исходном положении. для получения первой передачи тор-, мозом 42 затормаживается корпус 17.

Тормоза 43-45 находятся в расторможенном состоянии.

Двигатель из режима холостого хода переходит в режим работы, соответствующий минимальному расходу топлива. При этом момент и число оборотов постоянны. Момент с вала двигателя (не показан ) подается на зубчатое колесо 6 наружного за-. цепления входного вала 4 и через сателлиты 7 и .зубчатое колесо 8 на турбинное колесо 33 гидротрансфарматора 1. С турбинного колеса 33 гидротрансформатора 1 через насосное колесо 2 гидротрансформатора 1 и поршень 39 момент подается на водило 9. С водила 9 через сателлиты 7 и зубчатое колеса -8 внутреннего зацепления момент возвращается на турбинное колесо 33 гидротрансформатора 1. Контур, включающий в

1040253

ВНИИЛИ Заказ 6899/40

Тираж 925, Подписное

Филиал IIIIII "Патент", .r. Ужгород, ул. Проектная, 4 себя сателлиты 7, зубчатое колс-.со

8 внутреннего зацепления, турбин":::, ное и насосное колеса 33 и 2, пор-шень 39 и водило 9, является замкнутым.

Момент сопротивления, возникающий : 5 на турбинном колесе 33 гидротранс- .-форматора 1, вызывает появление момента на водиле 9 промежуточного вала 10. Момент.с зубчатого колеса

13 наружного зацепления промежу- 10 точного вала 10 через сателлиты 15 °, и водило 18 подается на .ведомый вал.—

19. При достижении промежуточным валом .10 определенного числа оборо-, тов центробежный датчик 31 дает команду на возвращение в исходное положение поршня 39 и перемещение в рабочее положение поршня 38. Тогда момент с двигателя (не показан ) через входной вал 4 подается на зубчатое колесо 6 наружного зацепления и гидравлический цилиндр 37, а затем через поршень 38 — на насос-, ное колесо 2. С насосного колеса 2 через турбинное колесо .33.гидротрансформатора 1 момент подается на зубчатое колесо 8 внутреннего зацепления:и:через сателлиты 7 — на води-,. ло 9 промежуточного вала 10.

С зубчатого колеса 6 через сателлиты 7 момент также подается на, 30 водило.9 промежуточного вала 10. С зубчатого колеса 13 наружного зацепления промежуточного вала 10 момент

-.через сателлиты 15 и водило 18 подается на ведомый вал 19.. При дости- 35 жении промежуточным валом 10 определенного числа оборотов центробежный датчик 32 дает команду на растормаживание тормоза 42 корпуса 17, и затормаживание тормозом 43 через 40 диск 25 и трубу 26 зубчатого колеса

22. наружного зацепления. При этом поршень 39 переходит в рабоЧее положение, а поршень 38 возвращается в исходное положение и описанный процесс повторяется для. второй пере- "5, дачи, Тот..же центробежный датчик 32 дает команду на растормаживание тор-. мозом 43 через диск 25 и трубу 26 зубчатого колеса 22 наружного за- . 50 цепления и затормаживание тормозом зубчатого колеса 23 внутреннего зацепления, переход в рабочее положение поршня 39 и возвращение в исходное положение поршня 38. Опи-,.55 санный, процесс повторяется и для третьей передачи.

Центробежный датчик 32 на третьей передаче дает команду на блокировку- . гидротрансформатора 1, которая достигается переходом в рабочее положение поршней 38 и 39. Дальнейшее увеличение скорости машины возможно эа счет увеличения мощности двигателя.

Гидромеханическая передача при увеличении дорожного сопротивления работает следующим образом.

Двигатель работает на режиме максимальной мощности. Поршни 38 и 39 находятся в рабочем положении.

Тормоз 44 затормаживает зубчатое колесо 23 внутреннего зацепления.

При увеличении дорожного сопротивления мощность двигателя падает, а центробежный датчик 32 дает команду на возвращение в исходное положение поршня 39.

При достижении промежуточным валом 10 определенного числа оборотов центробежный датчик 31 дает команду .на перевод поршня 39 в рабочее положение, а поршня 38 — в исходное положение, При достижении турбинным колесом

33 гидротрансформатора 1 определенного числа оборотов..центробежный датчик

36 дает команду на .растормаживание тормозом 44 зубчатого колеса 23 внутреннего зацепления и затормаживание тормозом 43 через диск 25 и трубу 26 зубчатого колеса 22 наружного зацепления, получая вторую передачу. Поршень 38 перемещается в рабочее положение, а поршень 39 в исходное положение.

При достижении промежуточным валом 10 определенного числа оборотов центробежный датчик 31 дает команду на перемещение поршня 38 в исходное положение, а поршня 39 в рабочее положение.

При достижении турбинным колесом

33 гидротрансформатора 1 определенного числа оборотов центробежный датчик 36 дает команду на растормаживание тормозом 43 через диск 25 и трубу 26 зубчатого колеса 22 наружного зацепления и затормаживание тормозом 42 корпуса 17. При этом поршень 38 переходит в рабочее положение, а поршень 39 — в исходное положение.

При достижении промежуточным валом 10 определенного числа оборотов центробежный датчик 31 дает команду

„на перевод в рабочее положение поршня 39 и в исходное поршня 38.

Применение предлагаемого устройства обеспечивает существенное повышение КПД.